Программа по музыке «Елим-ай»,«Мурагер».

Программа по музыке «Елим-ай». Составители М. Баитабаев, Т. Кишкашбаев, Б. Утемуратов и др. 1990. 2003.

Программа по музыке «Мурагер» для казахской общеобразовательной школы. Составитель А. И. Раимберденов. 1990.

Цель лекции: Знакомство студентов с особенностями программ по музыке «Елим-ай» и «Мурагер», концепциями, заложенными в программы.

Основные вопросы:

1.      Концепции казахстанских программ по музыке 1990 года.

2.      Содержание программ по музыке.

Цель программы – формирование музыкально-эстетического образования учащихся средствами традиционной художественной культуры.

Задачи обучения:

- освоение традиционной художественной культуры и духовных ценностей казахского народа;

- формирование у учащихся музыкально-эстетической оценки окружающей действительности;

-выявление связи музыки с другими видами народного искусства, с истоками их возникновения;

-тематическое осмысление традиционного художественного опыта казахского народа;

-развитие художественно-творческой активности личности.

Системообразующие принципы программы:

а) принцип интеграции: музыка неразрывно связана с другими видами искусства в формировании традиционной художественной культуры личности (народно-инструментальное, песенное, декоративно-прикладное, народно-танцевальное и словесное виды художественной культуры). Он осуществляется в опоре на:

- мифологию, материалы древних сказаний, легенды и пр.;

-генезис и реконструкцию религиозно-культовых воззрений;

- память создателей – народных акынов, умельцев и мастеров.

б) принцип тематического построения программного материала («Сары-Арка», «Тулпар», «Акку», «Елим-ай»).

в) принцип нравственной направленности содержания программы.

Виды деятельности учащихся на уроках музыки:

- слушание музыки, в процессе которого происходит восприятие произведений народного искусства;

- исполнительская деятельность: пение, танцы, рисование, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры;

-импровизация простейших мелодий; комбинация элементов танца, драматизация песен, сказок; передача образов персонажей музыкальных игр и т.д.

Достижение целостности урока музыки осуществляется путем художественно-смысловой логики взаимосвязи видов деятельности.

Программа по музыке «Мурагер» - «Наследники» для казахской начальной школы (1-4 классы) разработана авторской группой под руководством А. и С. Раимбергеновых.

Цель программы – приобщение детей к изучению казахской традиционной художественной культуры (кюев и песен, айтыса и мифов, орнаментных композиций и танцев) в развитии их духовных, нравственных, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи обучения:

- развитие интеллектуальных умений, основанных на активизации восприятия, слухового и зрительного ощущения, внимания, памяти, воображения, мышления и др.;

- комплексное воздействие на психику, моторику, физиологические процессы учащихся в освоении программного материала;

- использование новаторской методики обучения, основанной на устной традиционной форме игры на инструменте (без нот).

Принципы программы:

а) коллективный метод освоения репертуара, основанный на традиционной форме обучения;

б) эмоционально-образное постижение музыки через освоение жанров устного народного творчества;

в) образное воплощение характера музыки через импровизацию, инсценирование, музицирование.

Виды деятельности учащихся на уроках музыки:

- слушание музыки;

- пение;

- игра на инструменте;

- импровизация музыкальных произведений;

- танец;

- орнаментное изображение.

Программа, разработанная под руководством Ш. Кульмановой, авторским коллективом М. А. Оразалиевой, Б. Р. Сулейменовой, берет начало от народных традиций, обычаев, где основой является музыка, созданная казахским народом.

Методической базой ее стали научные источники, исследования в области музыковедения, казахского фольклора, педагогики и казахской этнопедагогики, музыкальной педагогики, психологии и физиологии, передовые идеи в области музыкального воспитания зарубежья. Авторы основывались на положительных наработках в программах по музыке, имеющихся в республике, на многолетнюю опытно-экспериментальную работу.

Главная цель программы – способствовать воспитанию средствами музыки личности духовно богатой, творчески активной, музыкально развитой, любящей и воспринимающей музыку как отражение жизни, традиций и обычаев казахского народа, с уважением относящегося к искусству других народов и понимающую классическую музыку.

Содержание программы подчиняется единой теме: «Песни и кюи – сокровища народа», которая находит воплощение в музыкальном материале с 1 по 4 классы. Темы полугодий, или четвертей каждого класса имеют свою автономность, при этом сохраняя логическую взаимосвязь и последовательность, способствуют раскрытию главной темы.

Все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальная грамота, творческие задания тесно взаимосвязаны и подчиняются теме каждого урока.

Первое полугодие 1 класса «Чарующие звуки мелодии» начинает знакомить детей с миром музыки, песен, в том числе с миром народных песен. Это песни-колыбельные, резания пут, считалочки, песни о домашних животных, природе, Родине, родном крае.

Тема 2 полугодия «Волшебные звуки кюя» - продолжает знакомство с творчеством казахского народа. Здесь учащиеся впервые приобщаются к инструментальной кюевой музыке. Они знакомятся с казахскими народными инструментами, получают краткую информацию о композиторах-кюйши в виде легенды о Коркыте, Курмангазы, Таттимбете, Даулеткерее, Ыхласе, Сармалае, Дине, Казангапе.

Первое полугодие 2 класса «Песни и кюи – душа народа» построено на взаимосвязи песен и кюев, посвященным домашним животным, природе, историческим событиям. Второклассники глубже осваивают понятия: кюй, кюйши, сал, сере.

Второе полугодие называется «Песни и кюи в мире сказок и легенд». Детям предложена музыкальная сказка «Кто будет первым?», написанная на основе казахской народной сказки. Она приурочена к празднику Наурыз. Через образы животных дети видят отрицательные и положительные человеческие качества.

Во втором классе введены в программу импровизации. Импровизация, сочинительство всегда были характерной особенностью казахского народного творчества. Она развивает музыкальные способности, логическое мышление, память, восприятие.

Третий класс посвящен казахскому народному поэтическому творчеству и его связи с певческим и инструментальным музыкальным искусством. Первая четверть «Древние напевы эпоса» знакомит третьеклассников с героической эпической легендой «Алпамыс-батыр». Даются понятия эпос, жыр, жыршы, жырау. Сказочный сюжет повествует об интересных событиях легенды, дети видят образы положительных и отрицательных героев, наблюдают победу добра над злом.

Во второй четверти 3 класса «Мудрость песен сказаний» учащиеся слушают назидания Бухар жырау, Базар жырау, Нуртугана, знакомятся с творчеством Махамбета и Нартая.

Третья четверть «Айтыс – состязание акынов» показывает виды айтыса: бадик, девушки и джигита, акынов и пр. Учащиеся сами учатся исполнять айтыс.

Четвертая четверть «Что такое кюй-тартыс?» знакомит детей с видами кюя: в легендах, в шутке и в юморе.

Четвертый класс является заключительным этапом в изучении главной темы. На примерах профессиональной композиторской музыки и народных песен и кюев дети познают их взаимосвязь.

Первое полугодие 4 класса называется «Могут песни и кюи обрести новую жизнь». Дети впервые знакомятся с произведениями крупной формы. Они видят как народная музыка преобразуется в симфонии, хоровых произведениях, инструментальной музыке, опере.

Второе полугодие «Народная музыка в произведениях композиторов мира» показывает что музыке нет непереходимых границ. Благодаря народной музыке люди разных национальностей могут стать ближе друг к другу.


Ұқсас жұмыстар

Мектептегі музыкалық тәрбие әдістемесі
Музыкалық ойлаудың шығармашылық сипаты
Балалардың музыкалық аспаптарына сипаттама
Пән сабақтарында АКТ-ны қолдануды жетілдіру
Музыка мұғалімінің басты практикалық жұмыстары
Оқу әдістемелік құрал «Музыкалық этнография»
Қорқыт- қылқобыз өнерінің негізін қалаушы
Бастауыш сынып оқушыларының патриоттық құндылықтарын қалыптастырудың үлгісі
XХ ғасырдағы батыс еуропа музыкасы
Қорқыт ата күйлері және ерекшелігі