Тема 4. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства

Цель: обосновать сущность педагогической техники как элемента педагогического мастерства.

         Задачи:

1. определение понятия «педагогическая техника»;

2. раскрыть роль педагогической техники в деятельности учителя начальных классов.

Рассматриваемые вопросы:

1. Сущность и содержание педагогической техники.

2. Педагогическая техника как форма организации поведения учителя начальных классов, ее компоненты. Значение педагогической техники в деятельности учителя начальных классов.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, — распоряжений, требований к воспитанникам, — служат слово, речь, выразительный жест, мимика.

Педагогическая техника — это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это— умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой ( выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией— она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).

В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой— условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет “организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым”, каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. “Все это вопросы воспитательной техники”.

Педагогическая техника элемент педагогического мастерства, форма организации поведения преподавателя. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий — не гарантия высоких результатов.

Критериями мастерства педагога могут выступать: целесообразность (по направленности), продуктивность (по результату — уровню знаний, воспитанности школьников), оптимальность (в выборе средств), творчество (по содержанию деятельности)

Главное свойство преподавателя, обладающего высоким уровнем владения мастерством — яркая гуманистическая направленность педагога: не только стремление навести порядок, но и желание изменить отношения воспитанников к лучшему, опираясь на создаваемое общественное мнение. Важно, что все действия педагога должны быть пронизаны уважением к человеку и оптимизмом, целесообразны, продуманны, упорядочены. Педагог должен владеть ситуацией, уметь ее перестроить, обеспечивая неожиданность воздействия и успех решения ситуативной задачи.

Таким образом, техника — совокупность приемов. Ее средства — речь и невербальные средства общения.

Компоненты педагогической техники.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика; управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр.

Успех решения педагогических задач обусловлен высоким уровнем педагогических способностей и умений: владеть собой, ситуацией, уметь ее перестроить, обеспечивая неожиданность воздействия и успех решения ситуативной задачи

Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как преподавателем, так и студентами, спонтанно и специально.

В учебный кабинет заходит опоздавший студент и возбужденно объясняет, что он не виноват, его не пускали без сменной обуви — уже ситуация.

Приступая к практической части занятия, студенты в беспорядке оставили свои учебные принадлежности и уже начали подготовку к выполнению практических заданий — тоже ситуация.

Эти ситуации преподаватель осознает и формирует для себя задачи: стратегического характера (как воспитать у студентов чувство ответственности, организованности, аккуратности), тактического (разработка средств, стимулов) и ситуативного (как отреагировать на опоздавшего, на нарушение этики поведения, отсутствие аккуратности и др.).

Мастерство преподавателя — в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, то есть направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая к поставленной педагогической цели. Ситуация может не стать задачей, если преподаватель ее не замечает или игнорирует, не придавая значения. Она может восприниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если преподаватель реагирует на возникшую ситуацию окриком, тем самым не разрешая конфликт, а усугубляя его. Таким образом, ситуация станет задачей в условиях целенаправленной педагогической деятельности. Задача может иметь несколько решений, положительный эффект зависит от направленности, знаний, способности владеть техникой.

Педагогическая целенаправленность и внешний вид преподавателя. Внешний вид преподавателя должен быть эстетически выразительным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней.

Прическа, костюм, украшения в одежде преподавателя всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи — эффективному воздействию на формирование личности студента. Преподаватель во всем должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки. Эстетическая выразительность педагога сказывается и в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте, в осанке и в походке. Во всех движениях, жестах, взгляде должна чувствоваться сдержанная сила, большая уверенность в себе, приветливость, спокойствие, доброжелательность.


Ұқсас жұмыстар

Кәсіптік шеберлік құрылымындағы педагогикалық қатынас
Кәсіби-педагогикалық іс-әрекет – педагогикалық шеберліктің қалыптасуының негізі
Оқытушы мен оқушы арасындағы қарым-қатынас
Педагогикалық іс-әрекет және оның құрылымы
Педагогикалық шеберлік және педагогикалық іс әрекет
Педагогикалық шеберлік педагогикалық мәдениеттің компоненті
Педагогикалық шеберліктің құрылымы
Педагогикалық шеберліктің негізгі құрылымдары
Кіші мектеп жасындағы балалардың психикалық даму ерекшеліктері
Психологиялық ағарту