Тема 4. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства

Цель: обосновать сущность педагогической техники как элемента педагогического мастерства.

         Задачи:

1. определение понятия «педагогическая техника»;

2. раскрыть роль педагогической техники в деятельности учителя начальных классов.

Рассматриваемые вопросы:

1. Мастерство педагога в управлении собой.

Управление эмоциональным состоянием. Публичный характер общения преподавателя с группой, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страха, скованности. Деятельность под пристальным взглядом преподавателей, студентов, родителей, т. е. действие «на виду», отражается на стройности мыслей преподавателя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии (ноги деревенеют, руки, как палки), психическом состоянии (страшно быть смешным, казаться неумелым). Все этот требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.

Среди важнейших способов саморегуляции можно выделить следующие:

воспитание доброжелательности и оптимизма;

контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания);

разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, юмор, имитационная игра);

самовнушение.

Полезно осмыслить советы В.А. Сухомлинского о воспитании душевного равновесия: не допускать прорастания угрюмости, преувеличения чужих пороков; обращаться к юмору; быть оптимистом, доброжелательным. Условия для развития этих качеств такие: глубокое осознание социальной роли своей профессии, развитое чувство долга, педагогическая зоркость, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоанализу и адекватной самооценке. Все эти приемы психофизической саморегуляции связаны с формированием направленности личности в целом, ее установок, ценностных ориентации, так как без изменений в этой сфере все последующие приемы будут малоэффективны.

Пантомимика — это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

Руки, сложенные на груди, — защитная позиция или негативное состояние человека. Прикосновение раскрытыми ладонями к груди — жест честности и открытости. Закладывание рук за спину с захватом запястья — неудовлетворенность, расстроенность, попытка взять себя в руки. Поднятые руки с раскрытыми ладонями, направленными в сторону собеседника — откровенность, прямота. «Смотрящие» вниз ладони, покачивающие движения ими вверх-вниз — стремление успокоить, остановить человека. Подпирание ладонью щеки — демонстрация скуки. Постукивание пальцами — нетерпение. Лихорадочное прикосновение пальцами к часам, обручальному кольцу, к пуговице на рукаве, движение руки поперек тела к другой руке — стремление замаскировать неуверенность, нервозность. Рука прикрывает рот — непроизвольная констатация собственной лжи. Нередко ложь сопровождается почесыванием лица и шеи. Руки на бедрах свидетельствуют о готовности человека к действию. Переплетение пальцев рук и потирание больших пальцев один о другой демонстрирует неуверенность, неверие в свои силы. Руки за спиной, приподнятый подбородок — властная поза.

Жесты, часто используемые преподавателем: указательные, описывающие, вспомогательные, поддержки, угрозы, запрещающие. Жестовый рисунок — это все жесты, мимика, телодвижения преподавателя. Интенсивная жестикуляция говорит о нервозности. Она повышается, если человек волнуется или если не хватает слов для выражения мысли. Жест-прикосновение или физический контакт полезен, когда надо остановить разговаривающего на занятии студента, подчеркнуть сказанное или продемонстрировать доброе отношение, симпатию к человеку. Характер жестикуляции может быть активным, не выраженным, сдержанным.

Красивая, выразительная осанка преподавателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова — говорят о неуважении к себе (к потере уважения, нежеланию вас слушать). Смотрит невидящим или задумчивым взглядом прямо в глаза, тело напряжено, ноги всей ступней стоят на полу, голова приподнята — человек вас не слушает, думает о своем. Поза, при которой ноги расставлены, туловище отклонено назад, голова высоко поднята, затрудняет общение.

Сопровождение речи хаотическими, неопределенными жестами, размахивание руками, ухудшает восприятие, создает впечатление, что говорящий не владеет собой, нервничает, волнуется. Каждое движение преподавателя должно выражать достоинство. Жесты должны быть легкими, уверенными и в то же время энергичными. Плохое настроение недопустимо в стенах учебного заведения. (Макаренко увольнял с формулировкой: «Постоянно разводит в колонии грусть»).

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Психологические жесты выражают чувства. Например, говоря «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по кабинету, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Мимика. Мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Лицо преподавателя может выражает радость, гнев, огорчение, сожаление, сочувствие, ожидание, внимание.

По нижней части лица можно опознать гнев, страдание, радость и т. д. По средней части лица — удивление, страдание, страх. Отсутствие сочетания разных зон лица — неискренность. Одна из наиболее информативных частей лица — глаза. Л.Н. Толстой описывал 85 оттенков выражений глаз: хитрые, лучистые, грустные, холодные... Выражение глаз зависит от величины зрачков. Зрачки расширены — заинтересованность, возбужденность; суженные — расстроенность, враждебная настроенность, мрачность, сердитость; блестящие — любовь, сентиментальность, бегающие — страх, желание скрыть, умолчать, ложь, виновность.

При улыбке нижнее веко не приподнято, нижняя часть кругового мускула глаза напряжена — улыбка неискренна. Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды — сигнал к установлению контакта. Смотрит, склонив голову набок, — заинтересованность. Выпрямление головы, блуждание взглядом по потолку, стенам, поднимание и опускание плеч — потеря мысли. Долгий, неподвижный взгляд в глаза собеседнику — стремление подчинить его себе. Взгляд вниз, под ноги — стремление подчиниться. Взгляд в сторону — неудовлетворенность, пренебрежение к партнеру. Медленное снимание очков, тщательное протирание стекол, сосание кончика дужки очков — стремление выиграть время или получить дополнительную информацию. Взгляд поверх очков — недовольство.

Выражение лица преподавателя должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка. Выразительные детали мимики — брови, глаза. Преподавателю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз, а также безжизненной статичности («каменное» лицо).

Взгляд преподавателя должен быть обращен к студентам, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Нужно стремиться держать в поле зрения всю аудиторию, всех студентов.

Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость учебной информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи преподавателя студентами тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое приходится приблизительно 1/4—1/2 части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия студентами учебного материала зависит от совершенства речи преподавателя. Современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса можно коренным образом улучшить. Разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь главным образом на опыт театральной педагогики и представляя собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет преподавателю донести до студента все богатство содержания своего слова.

Голос. Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук — голос. Особенности голоса педагога:

Сила звука зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого через голосовую щель воздуха, тем больше сила звука.

Полетностьзвука — способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Гибкость, подвижность — изменение голоса по высоте, тональному уровню.

Диапазон — объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

Тембр — окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т. е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Воспитание голоса — процесс индивидуальный и трудоемкий, требующий строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса может повлиять на изменение его тембра, снять неприятные оттенки, снизить общий тон.

Дикция — это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть, поэтому их можно тренировать.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции — движения органов речи. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

Ритмика — скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темп и ритм. Это очень важные элементы речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя» (К.С. Станиславский).

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств преподавателя, содержания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи составляет 120 слов в минуту. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. Чем важнее слово, тем медленнее речь.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических — безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.

Речь преподавателя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и в отличие от обычной беседы быть контрастнее, выразительнее. Голос педагога должен быть ярким, сочным, звучным, четким, привлекать внимание, звать к мышлению, к действию, а не убаюкивать. Исключаются ноты фальши голоса, мнимой приподнятости. Необходима внутренняя правда педагогической техники, выражающаяся во всем поведении педагога.


Ұқсас жұмыстар

Кәсіптік шеберлік құрылымындағы педагогикалық қатынас
Кәсіби-педагогикалық іс-әрекет – педагогикалық шеберліктің қалыптасуының негізі
Оқытушы мен оқушы арасындағы қарым-қатынас
Педагогикалық іс-әрекет және оның құрылымы
Педагогикалық шеберлік және педагогикалық іс әрекет
Педагогикалық шеберлік педагогикалық мәдениеттің компоненті
Педагогикалық шеберліктің құрылымы
Педагогикалық шеберліктің негізгі құрылымдары
Кіші мектеп жасындағы балалардың психикалық даму ерекшеліктері
Психологиялық ағарту