Лекция №1 1 неделя Название темы:История происхождения муз. инструментов и их характеристики.

Цель лекции: формирование творческой выразительности посредством  изучения  специфических особенностей  муз. инструментов.Познакомить студентов с историей происхождения муз. инструментов.

Основные вопросы и их тезисное изложение:

1.Флейта, медные духовые, ксилофон, домра, балалайка, виолончель, скрипка,аккордеон,баян, синтезатор-характеристики

2.История происхождения

Развивается человек, более изысканной и разнообразной становится музыка, усложняются и совершенствуются музыкальные инструменты. Наиболее удачные приобретают классическую законченность и пользуются популярностью в течение веков. Таковы орган, клавесин, фортепиано,скрипка, флейта и др.
Современное музыкальное искусство использует тысячи различных музыкальных инструментов, разнообразных по диапазонам звучания, тембрам звуков, внешним формам и пр. Этому способствует многообразие музыкальных направлений и жанров, особенности национальной культуры многочисленных народов разных стран.
Многие инструменты обладают общими признаками, по которым их можно систематизировать. Так, по способу звукообразования инструменты делятся на струнные (фортепиано, скрипка,арфа, балалайка и пр.), духовые (флейта, труба,саксофони пр.), язычковые (аккордеон, губная гармошка, фисгармония и пр.), перепоночные (барабан, литавры), пластиночные (ксилофон, виброфон и пр.), стержневые (фендер-пиано, треугольник) и т. д.
Способы возбуждения звука в каждой из указанных групп инструментов также могут быть различными. Так, духовые инструменты подразделяются на: а) свистящие (другие названия: дульцевые, лабиальные), у которых колебания возбуждаются воздушными завихрениями, получаемыми при рассекании струи воздуха гранью отверстия в стенке инструмента; в современном оркестре лабиальные инструменты представлены семейством флейт; б) тростевые (другое употребляемое название — язычковые), возбуждение колебаний у которых происходит с помощью своеобразного язычка — трости, представляющей собой упругую пластинку, одним концом прочно закрепленную во входной части инструмента. Трости бывают одинарные (например, укларнета) или двойные (угобоя,фагота). С помощью трости образуется щель, через которую музыкант вдувает воздух в трубку инструмента. Свистящие и тростевые образуют группу, называемую по традиции «деревянными духовыми инструментами», хотя в настоящее время в нее входят и инструменты с металлическими корпусами — флейты, саксофоны и др.; в) медные амбушюрные (другое название - мундштуковые), в которых функцию двойной трости выполняют губы исполнителя, определенным образом напряженные, сближенные и помещенные в чашечку мундштука, имеющую форму воронки. К медным амбушюрным духовым инструментам относятся: корнет, альт, тенор, баритон, басы (геликоны и тубы), валторна, труба, тромбон, а также сигнальные инструменты (фанфары, горны, охотничьи рожки и др.).
Струнные музыкальные инструменты по способу возбуждения звука подразделяются на смычковые, звуковые колебания у которых происходят в результате трения волосяного смычка о струну, и щипковые, звук которых извлекается зацеплением струны пальцем или плектром (медиатором). Смычковыми считаются инструменты семейства скрипок, щипковыми — клавесин, арфа, гитара, домра, балалайка и др. Фортепиано, цимбалы и ряд других струнных инструментов характеризуются ударным способом возбуждения звука. Фортепиано — пианино и рояли, а также клавесин иногда называют клавишными инструментами, обособляя их по устройству механизма звукоизвлечения.
Язычковые музыкальные инструменты в качестве основного вибратора содержат металлические язычки, возбуждаемые обтекающим их потоком воздуха. От жесткости и массы язычка зависит высота создаваемого им звука. Язычковые инструменты бывают снабжены воздушными камерами переменного объема (например, фисгармонии, аккордеоны), либо пневматическими устройствами для образования воздушного потока (органолы, органы), либо отверстиями для вдувания воздуха непосредственно исполнителем (губные гармоники).
Принцип звукоизвлечения в группе ударных музыкальных инструментов основан на возбуждении ударом молоточка, палки или руки собственных колебаний мембран (барабаны, литавры), пластин (ксилофоны), стержней (треугольник) или вибраторов другой формы.
Электромузыкальные инструменты можно разделить на два основных вида: а) электронно-механические (сюда входят и адаптеризованные), в которых механические колебания основных вибраторов возбуждаются традиционным способом — ударом, щипком, трением или воздушным потоком, а преобразование механических колебаний в акустические осуществляется средствами электроники; к этому виду относятся электрогитары, адаптеризованные аккордеоны, механические электропиано и др.; б) электронные, в которых все свойства звука формируются в электронных цепях (клавишные синтезаторы, электронные барабаны и пр.).
Электромузыкальные инструменты — сравнительно новое направление в технике, давшее мощный стимул как к появлению новой музыки, так и новой специализации музыкантов. Это направление сейчас бурно развивается, базируясь на последних достижениях электроники и вычислительной техники и обогащая искусство новыми музыкальными тембрами и немыслимыми ранее исполнительскими возможностями.
Революция, произведенная электроникой уже в начале нашего века, на этапе создания первых несовершенных электромузыкальных инструментов, породила настолько преувеличенное мнение о возможностях электроники в музыке, что дала повод к появлению в литературе резкой критики несовершенства классических музыкальных инструментов. Так, А. Абаза-Григорьев уверенно заявлял:
«.большинство музыкальных инструментов обязано своим происхождением случайности. . .
. . .правда, мы знаем. . . немало оркестровых произведений, которые развертывают, кажется, неисчерпаемое богатство звуковых красок. Но это самозаблуждение...
. . .доживает свой век арфа. . .
.. .современный оркестр остался застывшим осколком далекого прошлого. . .
. . .скоро то время, когда современная скрипка займет то же место среди музыкальных приборов будущего, которое деревенская телега занимает среди автомобилей и аэропланов. . .».
Сейчас это воспринимается как курьез. Однако чрезмерное внимание только к технической стороне проблемы ЭМИ (электронно-музыкальных инструментов) и сейчас иногда приводит к снижению их эстетической ценности, идет вразрез с богатейшей музыкальной культурой, накопленной человечеством.
На фоне модного увлечения новыми синтезированными тембрами и эффектами все более популярными становятся ЭМИ, имитирующие звуки классических музыкальных инструментов. При грамотной имитации такие ЭМИ могли бы достаточно успешно выполнять функции имитируемых инструментов в современном оркестре, а учитывая новые возможности — простоту управления тембрами, звуковые эффекты,- способствовать органичному развитию исполнительского искусства и музыкальной культуры.
Нет, история музыкальной культуры не базируется на случайностях, и любая революция в ней со временем становится лишь логическим началом одного из этапов эволюции. Классические музыкальные инструменты, впитавшие в себя опыт и творческий энтузиазм поколений, представляют и будут представлять величайшую ценность, их совершенствование и развитие всегда будут актуальны.

Вопросы для самоконтроля:

1.По способу звукообразования на какие группы делятся муз. инструменты?

2.Какие способы возбуждения в каждой из групп инструментов?

3.Названия муз. инструментов.

4.Истории происхождения муз инструментов

Рекомендуемая литература:

1.Бражникова М.Фортепиано.М.,1967

2.Зимин П.История фортепиано и его предшественников.М.,1968

Дополнительная литература:

Гат И. Техника фортепианной игры-М.,1957


Ұқсас жұмыстар

Государственный кредит в Республике Казахстан
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Тауар белгілерінің үлгісі
Қазақстан Республикасындағы өлкетанудың мәні мен мақсаттары
Қазастан Республикасының өсімдіктері
Жүйелік мәліметтер қоры
Шығыс Қазақстан облысының топонимінің қалыптасуы табиғи және тарихи жағдайы
MS FrontPage
Батырлар жырындағы тарихи сөздер
Қазақ топонимдерінің фоносемантикалық сипаты