Тема 6. Педагогическое общение в структуре профессионального мастерства.

Цель: обосновать сущность педагогического общения в структуре профессионального мастерства.

Задачи:

1. способствовать усвоению функций педагогического общения;

2. определение стилей общения и их влияние на развитие личности и коллектива;

3. Раскрыть сущность конфликтов и пути преодоления конфликтов.

Рассматриваемые вопросы:

1. Педагогическое общение как компонент профессионально-педагогической деятельности.

2. Функции педагогического общения.

3. Стили общения и их влияние на развитие личности и коллектива.

         4. Конфликты в деятельности педагога, их виды и причины. Пути преодоления конфликтов.

         Общение - процесс непосредственных взаимоотношений, об­ращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответ­ствии с социальными нормами и условиями осуществляемой дея­тельности. Вне какой-либо деятельности общение невозможно. Недооценка этого фактора негативно сказывается на общении. Если человеку не удается что-либо доказать другому, то он скло­нен в этом обвинять не себя, а собеседника, приписывая ему непо­нятливость, незаинтересованность.

         Единонаправленное и заинтересованное отношение всего вос­питательного комплекса (семья - школа - жилой микрорайон -производственное предприятие -средства массовой информации - внешкольные учреждения) в воздействии на личность учащегося обусловливает постановку и решение общих вопросов культуры об­щения в практике педагогической, воспитательной деятельности.

         Общение в школе несет в себе более глубокую функцию, не­жели просто контакты между людьми. Любой вид общения в паре «учитель-ученик», независимо от ситуации, является воспитыва­ющим. Учитель не имеет права разделять общение на «учебное» и «внеучебное».

         Чем более содержательной по объему и характеру является пе­дагогическая деятельность, тем более многогранным и разнообраз­ным выступает общение, т. е. педагогическая деятельность предоп­ределяет границы и способы общения. Она задает его направленность, характер и виды. Профессиональная педагогическая деятельность формирует и требования к общению, обусловливающие уровни его культуры.

         В профессиональном общении учителя всегда можно выделить два тесно взаимосвязанных друг с другом звена.

         Во-первых, это общие принципы (основания) общения, заложен­ные самим характером общественного строя, унаследованные цен­ности прошлого, в которых реализуются педагогическая деятель­ность учителя, единые цели обучения и воспитания.

         Во-вторых, это индивидуальные принципы (основания) обще­ния, его стиль - совокупность конкретных примеров и средств, которые учитель своеобразно, в зависимости от конкретных усло­вий и возможностей обучения и воспитания реализует в своей дея­тельности на основе имеющихся у него личных знаний, професси­онального опыта, способностей и умений.

         Отсутствие того или иного звена в содержании учительской де­ятельности не может свидетельствовать об уровне профессиона­лизма или профессиональной культуры общения.

         Профессиональная культура общения учителя - социально значимый показатель (мера) его способностей, умения осуществ­лять свои взаимоотношения с другими людьми, воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стрем­лений в процессе решения поставленных педагогической деятель­ностью конкретных задач. Она формируется на основе конкрет­ных условий осуществления педагогической деятельности, вбирает в себя все ее особенности. Чем шире творческий диапазон приме­няемых учителем приемов и средств общения в успешном реше­нии стоящих перед ним задач, тем более высок уровень его культу­ры. Таким образом, профессиональная культура общения учителя – это, прежде всего, умение во всех взаимоотношениях достигать поставленных целей обучения и воспитания.

         Педагогическое общение - вид духовной деятельности, кото­рая в свое содержание обязательно включает как передачу (ретран­сляцию) знаний, умений и навыков на основе творческого, про­дуктивного их преподнесения, так и создание постоянно нового - формирование свободной, нравственной, гуманной, творческой, адаптивной личности человека. Это обстоятельство является определяющим для профессионального общения учителя, и именно умение управлять развитием личности (формировать необходимый объем знаний, закреплять определенные социальные ориентации, прививать полезные навыки к труду, теоретическому творческому мышлению) делает его учителем.

         Не стоит идти в педагогику, если отсутствуют богатство инте­ресов, оптимизм, вера в людей, нет стремления быть впереди, если вкусы не развиты, мысли путаны и сбивчивы, если слова и дела расходятся - лучше избрать другое поле деятельности.

         «Не навреди» - это принцип не только врачей, но и учителей. Иногда можно слышать, что стиль общения - внутреннее дело педагогов школы, что они, как живые люди, имеют право выра­жать свои эмоции, так как это свойственно всем. Доля правды здесь есть, но только в том случае, если естественное выражение эмоций есть реакция человека культурного, воспитанного, не подавляющего собеседника своим неуважением, оскорбительным отноше­нием, независимо от того, кем является собеседник.

        Структура общения на уроке. И в педагогическом коллективе, и в обычной жизни мы «кочу­ем» от одного партнера к другому в поисках свободы от ограниче­ний контакта. Но, сняв одни ограничения, сталкиваемся с други­ми.         Например, с новым собеседником интересно обсуждать философские проблемы, но за это придется «заплатить» ограниче­нием в позициях контакта: он «пристраивается» только «сверху».

Известный специалист по психологии общения В. А. Кан-Калик выделял 6 моделей общения:

·                    общение на основе совместной деятельности;

·                    общение на основе дружелюбного расположения;

·                    общение-диалог;

·                    общение-устрашение;

·                    общение-дистанция;

·                    общение-заигрывание.

         При знакомстве с классом можно применить следующую игру: каждый ученик должен сказать о своем товарище одно слово, выразив субъективное отношение к нему и подчеркивая его оригинальность. Эта игра определяет эмпатию, способности, чувства человека. Учителю же эта игра позволяет многое узнать о коллективе, о его лидерах, дает информацию для раздумий и воспитатель­ной работы с коллективом.

         Л. М. Фридман и И. Ю. Кулагина по содержанию выделяют следующие виды общения:

Ø               общественные (безличностные), когда взаимоотношения между людьми определяются лишь теми ролями, которые они занимают, без учета особенностей их исполнения;

Ø               межличностные (обнаруживающие личностные черты в стиле исполнения социальной роли); важнейшая черта межличностного общения - эмоциональная основа; чув­ства могут быть сближающими (конъюнктивными) и раз­деляющими (дизъюнктивными);

         Формируя индивидуальный стиль общения, педагог должен, прежде всего, выявить особенности своего психофизического ап­парата как компонента творческой индивидуальности, через кото­рый осуществляется «трансляция» его личности, знаний и убежде­ний детям. Затем следует обратить внимание на соответствие или несоответствие своих коммуникативных свойств индивидуально-типологическим особенностям детей. Процесс педагогического об­щения должен обеспечиваться учителем как личностью, его нрав­ственными установками, желанием и стремлением работать с детьми. Педагогический феномен общения - это, прежде всего, про­фессионально-этический компонент, ибо каждый элемент обще­ния должен быть обогащен нравственным опытом воспитателя.

         Коммуникативные способности любого человека развивают­ся в процессе деятельности, в преднамеренном создании системы ситуаций, которые формируют опыт преодоления нежелательных проявлений в общении. При выработке своего собственного стиля общения полезно знать некоторые педагогические истины:

·                    общение - не только слова, общаться можно и молча;

·                    общение должно быть адекватно ситуации;

·                    публичное общение требует профессионализации обыден­ного общения;

·                    общение должно быть целостным, а не затрагивать какую-то одну функцию;

·                    нужно быть экономным в трате своих сил и времени.

          Как овладеть искусством общения? Искусство общения - одно из древнейших и сложных. Но на­чинается оно с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить ребенка как природную данность, таким, каков он есть.

         Анализ же педагогической деятельности показывает, что куль­тура профессионального общения в школе довольно низка. Здесь прослеживаются, как минимум, три главные причины:

·                    Учитель не придает особого значения общению в учебно-воспитательном процессе и не утруждает себя тщательной организацией общения как основы воспитания и обучения;

·                    В педагогических ситуациях учитель действует практичес­ки вслепую, не применяя психологического знания о. че­ловеке, идя на поводу у своей первейшей реакции на ситу­ацию;

·                    Далеко не каждый учитель озабочен повышением своей об­щей культуры как фундамента специальной, профессио­нальной культуры;

         Все три причины укладываются в педагогическую ситуацию:

·                    как и в каком объеме дать материал на уроке;

·                    как выполнить учебную программу, уложиться в отведен­ное время;

·                    какие задания дать для закрепления и повторения матери­ала.

                   Меньше всего учитель продумывает, как построить работу на уроке, чтобы молчаливые, замкнутые дети смогли обрести уверенность при публичном выступлении, а «сверхактивные» смогли уме­ть свой пыл, не испытывая чувства унижения своего достоинства.

         Готовясь к уроку или внеклассному мероприятию, педагог должен построить свою работу так, чтобы детям в его классе в общении с ним было комфортно, чтобы они могли побороть в себе два типичных состояния, тормозящих развитие свободных отношений с учителем: страх и неуверенность.

         Экономия времени учебных занятий заставила учителя на­биться отрывистой, скоропалительной речи. Учи­тель общается с «разговорчивыми», что формирует некий актив в классе, который не только готов всегда и везде выступать, но и по­велевать товарищами. Результат: «элита» на одном полюсе, инерт­ность - на другом, отсутствие дружеских отношений между учи­телем и учащимися, а также внутри детского коллектива.

         Приоритет в выборе стиля общения, как правило, остается за учителем, но качество приоритета (повелительный или авторитет; старшего друга) педагог должен критически оценить.

         Мало соответствующим профессиональной культуре учителя оказывается его стремление быть повсюду активным, первым, вли­ятельным. Это совершенно глушит инициативу учеников и подрывает доброжелательное отношение к нему коллег.

         Многие просчеты учителя в установлении благополучных отно­шений с учащимися, родителями

и коллегами обусловливаются:

·                    непринятием преемственности профессиональных тради­ций в коллективе (принцип «новой метлы»);

·                    стремлением обязательно привести ребят к послушанию и исполнению, подавление самостоятельности.

         Такой стиль общения, как правило, приводит к глубоким и дли­тельным конфликтам.

         На стиль общения влияют психологические характеристики; все это знают, но, как правило, в практике общения не опираются на них. А их необходимо использовать, прежде всего, при комплек­тации классов, чтобы не было слишком «буйных» или слишком инертных коллективов.

         Нормальному развитию отношений учителей и учащихся зача­стую мешают неточные, неверные, а иногда и ложные представле­ния ребят об этих отношениях. Не учитывая этого, учителя сталки­вается с противодействием со стороны учащихся.

         Не способствуют установлению взаимопонимания и дружес­ких отношений родительские собрания совместно с учащимися, если их цель - привлечь родителей к общему осуждению нерадивых учеников. Последствия такого собрания могут быть непредсказуе­мо отрицательными. После таких собра­ний ухудшается общение между учителем и учащимися, учителем и родителями и, самое страшное, в семье.

         Искусство общения учителя основывается, прежде всего, на хоро­шем знании людей, с которыми он общается, и это знание сопряжено со знанием психологии.

         Сам характер профессиональной деятельности - целенаправ­ленный способ активного воспитательного воздействия на созна­ние и поведение людей - обязывает педагога учитывать различ­ные особенности ситуаций, в которых осуществляется процесс общения. Ведь педагогическое общение всегда направлено на ре­шение конкретной задачи: выслушать, понять, научить, подсказать, проконтролировать, убедить, объяснить, поправить. Само обще­ние выступает в этом случае как отношение, которое складывается как двусторонний процесс активного взаимодействии учителя и отдельного ученика, учителя и класса. Нельзя считать реальным педагогическим общением процесс, который всегда имеет лишь монологическую форму: «Сидите и слушайте...» Вряд ли серьезно можно отнестись к общению, в кото­ром диалог носит формальный характер и напоминает разговор глу­хих. К успеху приводит только равноправный диалог, где учитель и ученик - единомышленники, стремящиеся понять друг друга, помочь друг другу реализовать задачи общения и воспитания. Роль учителя в таком диалоговом общении не исчезает и не преумень­шается, она просто носит качественно иной, внутренне обосно­ванный, скрытый характер.

         Конфликт – биполярное явление, противостояние, противоборство двух начал, активность которых направлена на преодоление противоречия. Самое общее определение конфликта – предельный случай обострения противоречий (не всякое противоречие ведет к конфликту).

         Конфликт – наиболее общий способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия. Он заключается в противодействии субъектов конфликта друг к другу и обычно сопровождается негативными эмоциями.

         Типология конфликтов:

1. личностные (внутриличностные):

а)      мотивационные (выбор между в равной степени привлекательными или в равной степени непривлекательными альтернативами);

б)      когнитивные (когнитивный диссонанс по Л. Фестингеру – люди стремятся к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид имеет одновременно два знания, психологически противоречивых, несогласованных);

в)      ролевые (противоречие между требованиями роли и возможностями личности);

г)       межролевые (разные ролевые позиции личности и, соответственно, требуемое ими ролевое поведение оказываются несовместимыми);

2. межличностные;

3. внутригрупповые;

4. межгрупповые (в том числе межэтнические, межгосударственные и др.).

Виды педагогических конфликтов (учитель – ученик):

Ø     конфликты деятельности (возникают по поводу успеваемости, выполнения внеучебных заданий, из-за трудностей в учебе, завышенных требований и др.);

Ø     конфликты поступков (возникают по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее, при неверной интерпретации мотивов поведения и др.);

Ø     конфликты отношений (возникают из-за личной неприязни, негативных установок и др., обычно носят длительный характер).

         Способы разрешения конфликтных ситуаций (стратегии конфликтного поведения):

Ø                противоборство (соперничество, борьба, доминирование, напористость, давление). Придерживающийся этой стратегии участник конфликта стремится во что бы то ни стало отстоять свои интересы на сто процентов, не принимая во внимание интересы противной стороны;

Ø                сотрудничество (кооперация, интеграция). Участники конфликта стремятся найти вариант, полностью учитывающий интересы каждой из сторон (не поступаясь ими, в отличие от ситуации компромиссного поведения);

Ø                компромисс (взаимная уступка). Участники конфликта соглашаются на частичное удовлетворение интересов каждой из сторон;

Ø                избегание (уход, игнорирование). Один из участников конфликта отказывается от попыток его разрешения;

Ø                уступка (приспособление). Один из участников конфликта полностью поступается своими интересами ради полного удовлетворения интересов противной стороны.

         Разные тактики разрешения конфликта могут оказаться эффективными или неэффективными в зависимости от ряда обстоятельств:

Ø     во-первых, противоборство и давление эффективны, если руководитель имеет авторитет, реальную власть и взаимодействует с дисциплинированными подчиненными;

Ø     во-вторых, сотрудничество эффективно, когда перед вами партнер, равный по статусу, профессионализму и, возможно, возрасту;

Ø     в-третьих, компромисс возможен в ситуации, когда требуешь того, в чем могут отказать;

Ø     в-четвертых, избегание оправданно, когда партнер – человек чувствительный, легко ранимый и после вспышки конфликта может замкнуться, отказаться от дальнейшего взаимодействия;

Ø     в-пятых, уступка разумна с партнером, изначально превосходящим вас по статусу и профессиональному опыту.

         Рекомендации педагогу по профилактике и конструктивному разрешению педагогических конфликтов:

         Старайтесь быть объективным; контролируйте свои эмоции; дайте возможность учащемуся обосновать свои претензии («выпустить пар»); не приписывайте ученику свое понимание его позиции; перейдите на «я-высказывания» (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»); не оскорбляйте ученика; старайтесь не выгонять его из класса; по возможности не обращайтесь к администрации; не отвечайте на агрессию агрессией; не затрагивайте его личность (а тем более его семью), давайте оценку только его конкретным действиям.

         Оставляйте за собой, равно как и за учеником, право на ошибку; при любом исходе конфликта, выскажите сожаление о произошедшем и продемонстрируйте свое расположение к ученику; не бойтесь конфликтов, но берите на себя инициативу их конструктивного разрешения. Помните, что «опираться можно только на то, что сопротивляется» (Стендаль).

         Конфликты в педагогическом коллективе. К числу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата, относятся конфликты, или "климатические возмущения", в педагогическом коллективе. Социально-психологический конфликт большинством специалистов рассматривается как резкое обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей. Конфликты, возникающие в педагогических коллективах, по своей природе являются конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения.

         Конфликты могут быть следствием различных причин. Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между учителями, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Уровень этих взаимосвязей определяется целями и задачами деятельности, уровнем профессиональной подготовки и компетенции, интересами, склонностями педагогов. Взаимосвязи "ролевого" характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуальными особенностями.

         В зависимости от названных взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе. Первая группа - профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфликты являются следствием некомпетентности учителя, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др.

         Вторая группа - конфликты ожиданий, возникают в тех случаях, когда поведение педагога не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в педагогическом коллективе, когда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по отношению друг к другу. Это бестактность по отношению к коллегам и ученикам, нарушение норм профессиональной этики, невыполнение требований коллектива и др. Такие конфликты возникают при нарушении взаимосвязей ролевого характера.

         Третья группа - конфликты личностной несовместимости, возникают в результате личностных особенностей участников педагогического процесса, особенностей характера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе конфликтов данной группы.

         Логика разрешения конфликтов складывается из такой последовательности действий: предупреждение конфликта; управление конфликтом, если он уже возник; принятие оптимальных решений в конфликтной ситуации; разрешение конфликта. На этапе предупреждения конфликта важно выяснить, почему данный человек поступает именно таким образом. Руководителю педагогического коллектива нельзя оставаться безразличным к намечающемуся конфликту, поэтому он может вывести участников конфликта на открытый контакт, на совместный анализ и обсуждение сложившейся ситуации. На этапе управления конфликтом руководитель проводит индивидуальные беседы, обеспечивает психологическую подготовку каждого участника конфликта к предстоящей встрече, общению.

         Если конфликт не удается остановить на начальном этапе, разрабатывается тактика и стратегия его разрешения. Это осуществляют директор школы или его заместители, при необходимости принимается коллективное решение. Оно может быть связано с тем, что конфликтующим членам коллектива создаются такие условия, чтобы они некоторое время не контактировали между собой или эти контакты были ограничены. Конфликты профессиональные, ролевого ожидания устраняются путем изменения условий труда, организации учебно-воспитательного процесса, внесения коррективов в режим работы школы и др. Сложнее устраняются конфликты личностной несовместимости. В таких случаях руководители избирают такие пути разрешения конфликтов, при которых конфликтующие стороны вынуждены признать факт существования другой точки зрения, другого подхода, проявления индивидуальных особенностей.


Ұқсас жұмыстар

Орта білім беру жүйесінде қашықтықтан оқыту технологияларын қолдану әдістемесі
Оқытушы мен оқушы арасындағы қарым-қатынас
Сабақтарда педагогикалық қарым-қатынасты ұйымдастырудың технологиялық ерекшеліктері
Жаңа тұрпатты мұғалімді қалыптастыруда ақпараттық технологияларды қолданудың педагогикалық шарттары
Қазақстан Республикасында техникалық және кәсіптік білім беруді дамыту
Педагогикалық қарым - қатынас технологиясы
Дене температурасын өлшеу әдістері
Терең тұлға аралық қатынастары
Педагогикалық іс-әрекет және оның құрылымы
Білім беруде геймификация элементтерін қолдануды талдау