7.Методические рекомендации по изучению дисциплины

Правила конспектирования

1.  Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2.  Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3.  При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

4.  Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5.  При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.

6.  Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Памятка по конспектированию и составлению тезисов.

1.  Выделите в тексте логически законченные части.

2.  Кратко сформулируйте главную мысль каждой части, выпишите их в виде заголовков в левой части развернутого листа тетради, нумеруя.

3.  В каждой части выделите факты и выводы, уточняющие и развивающие главную мысль. Процитируйте или кратко изложите их своими словами (против соответствующих заголовков, в правовой части листа).

4.  Проверьте сделанную работу. Если это необходимо уточните заголовки, текст.

Требования к учащимся по конспектированию

1.  Заглавия всех тем записать ярким, выделяющимся цветом.

2.  Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.

3.  На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.

4.  Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с “красной строки”. Между абзацами оставлять чистую строку.

5.  Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.

6.  Каждый учебный вопрос (по необходимости), тему каждого урока (обязательно) завершить обобщением (выводом), начиная словами: итак, таким образом или вывод.

7.  Тетрадь для конспектов должна быть достаточно объемной (оптимальное кол-во листов- 96).

8.  Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.

9.  В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.

10.           Следует помнить: конспект в значительно степени отражает возможности, способности и даже характер студента, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.                                                   

Эссе.

Эссе от французского – жанр критики, публицистики и др.- прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком – либо предмете или по какому-либо поводу.

Цель эссе – выявить умение студентов, приступивших к систематическому изучению данной дисциплины, самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение (основанное на тех или иных источниках или научной литературе) по определенному законченному вопросу (теме).

Работа с цитатой

1.  Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.

2.  Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.

3.  Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.

4.  Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.

5.  Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.

6.  Каждая цитата заключается в кавычки.

7.  После цитаты указывается источник, т.е. фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.

Памятка: как работать с книгой

1.  Понять, как построена книга, её структуру.

2.  Отобрать самое важное, основное из содержанная книги.

3.  Работу с книгой желательно строить в три этапа:

o      первоначальное прочтение всего текста с цель ознакомления с ним;

o      второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

o      третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания.

Учись проводить анализ.

Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Порядок анализа

1.  Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.

2.  Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.

3.  Подумай о причинах такого разделения на блоки

Учись проводить синтез.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое.

1.  Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?

2.  Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.

3.  Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

Учись проводить обобщение.

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего  в заданных предметах или явлениях.

Порядок обобщения

1.  Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

2.  Определи их сходство.

3.  Установи связь между ними.

4.  Сформулируй общий вывод.

Учись проводить сравнение.

         Сравнить – поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

Порядок сравнения

1.  Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?

2.  Сопоставь определение двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

3.  Выдели существенные признаки каждого предмета.

4.  Сопоставь оба или несколько сравниваемых  предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5.  Выясни все признаки сходства и различия объектов.

6.  Найди и  объясни причины сходства и различия.

Памятка - как работать с газетными материалами

1.  Ознакомьтесь с содержанием статьи и ответьте на следующие вопросы:
Какую информацию содержит заголовок? Знакомство с содержанием статьи начинайте с её заголовка. В заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателей.

2.  Какую информацию содержит подзаголовок?
Он следует за названием статьи. Подзаголовок расскажет, кем подготовлена информация: репортёром или информационным агентством. Подзаголовок может содержать информацию о том, где произошли комментируемые события и дату написания статьи.

3.  На каких фактах автор заостряет внимание? В тексте, следующем за заголовком, раскрывается содержание статьи. Оно даст вам разностороннюю информацию о событии, ситуации.

4.  Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал?
Как правило, идея (проблема) формулируется кратко и чётко, одним – двумя предложениями.

Памятка – как сравнить газетные публикации.

1.  Сопоставьте точки зрения на события, содержащие в исследуемых статьях.

2.  Как вы думаете, чем объясняются позиции авторов (одинаковые или различные) по отношению к одному и тому же событию?

3.  Какие аргументы содержатся в статьях, чем эти аргументы подкрепляются?

4.  Чью точку зрения вы поддерживаете? Может быть, ваша точка зрения отличается от этих мнений? В чём она состоит? Подготовьте выступление для остальных участников.

Требования к качеству речи

1.       Содержательность, т. е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.

2.       Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3.       Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слоев, эпитетов и т. д.

4.       Правильность и чистота речи.

5.       Овладение стилем изложения,  терминологией.

Памятка “Как писать реферат”.

1.  Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

2.  Составьте его план.

3.  При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.

4.  Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.

5.  Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.

6.  Оформите реферат.

Отдельные положения этой схемы нуждаются в дополнительных комментариях. В частности, приступая к новому виду научно-исследовательской работы, школьники должны отчетливо представлять структуру реферата.

Структура реферата.

1.       План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.

2.       Обоснование выбора темы.

3.       Теоретические основы выбранной темы.

4.       Изложение основного вопроса.

5.       Вывод и обобщения.

6.       Практическое значение реферата.

7.       Список использованной литературы.

8.       Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).

План реферата.

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

·       ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;

·       новые, современные подходы к решению проблемы;

·       наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

·       противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;

·       личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

·       суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата;

·       критический обзор источников;

·       собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

·       основные выводы;

·       результаты и личная значимость проделанной работы;

·       перспективы продолжения работы над темой.

Оформление списка использованной литературы.

Ф.И. О. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год издания.

Оформление титульного листа.

1.  Название  учебного заведения.

2.  Тема реферата.

3.  Фамилия, имя автора.

4.  Группа.

5.  Фамилия, имя преподавателя.

6.  Год написания реферата.

Объем реферата не должен превышать 15 страниц машинописного текста.

При проверке реферата преподаватель проверяет и отмечает:

·           содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;

·           умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее;

·           умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;

·           присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

·           умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора реферата;

·           правильное оформление работы (структурирование на пункты и подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т. п.);

·           сопроводительные материалы (иллюстрации, чертежи, карты и т. п.).


Ұқсас жұмыстар

Қашықтықтан оқыту бойынша оқытушылардың кәсіби құзырлылығын қалыптастырудың теориялық және әдіснамалық негіздері
Мектеп жасына дейінгі балаларды оқу еңбегіне үйретудің ғылыми педагогикалық негізі
Жаңа заманға сай геодезиялық аспаптар
Бөлу жұмыстарының жоба құжаттары
Гипертониялық аурудың сипаттамасы
Жалпы орта мектептерде оқушылардың дене мәдениетін қалыптастыру
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Биоагенттердің (энтомофагтардың) жаппай жасанды өсіру және мақтаның асақауіпті зиянкестеріне қарсы күрес
Қазақ тілі синтаксисін қатысымдық-танымдық тұрғыдан оқытудың ғылыми- әдістемелік негіздері (ЖОО филолог мамандықтары үшін)
А.Құнанбаев, Ш.Құдайбердиев, М.Әуезов шығармаларындағы педагогикалық идеялардың сабақтастығы және оны оқу-тәрбие үрдісіне ендіру