Тема 7. Педагогическая этика и такт как основополагающие элементы педагогического общения

Цель: обосновать сущность педагогической этики и такта как основополагающие элементы педагогического общения.

Задачи:

1. способствовать усвоению понятия «педагогическая этика»;

2. определение соотношений понятий «педагогическая этика» и «профессиональная культура»;

3. Раскрыть сущность педагогического такта в деятельности педагога.

Рассматриваемые вопросы:

3. Педагогический такт как форма реализации педагогической морали в деятельности педагога.

         К педагогической деятельности при­менимы все основные моральные понятия, одна­ко отдельные из понятий отражают такие аспек­ты педагогических воззрений, деятельности и от­ношений, которые позволяют выделить педагоги­ческую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педаго­гический авторитет.

         Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учи­теля, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определенные трудовые функ­ции, преимущественно интеллектуальные, пра­вильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осозна­вать свое отношение к выбранной профессии, уче­ническому и педагогическому коллективу и обще­ству в целом. Основой профессионального педаго­гического долга являются объективные и актуаль­ные потребности общества в обучении и воспита­нии подрастающих поколений. В профессиональ­ном долге педагога запрограммирована необходи­мость творческого отношения к своему труду, осо­бая требовательность к себе, стремление к попол­нению профессиональных знаний и повышению пе­дагогического мастерства, необходимость уважи­тельного и требовательного отношения к учащим­ся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

         Профессиональная честь в педагогике - это по­нятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если учителем в своем по­ведении и межличностных отношениях нарушают­ся требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пре­небрежение к профессиональной чести и достоин­ству. Честь учителя - общественная оценка его ре­альных профессиональных достоинств, проявляю­щихся в процессе выполнения им профессиональ­ного долга.

         Педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учи­тель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психо­лого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, ма­стерством, отношением к работе и т. д.

         Педагогический такт - это соблюдение учите­лем чувства меры в общении с детьми в самых раз­нообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспита­тельных отношений с ними. Педагогический такт учителя основан на общечеловеческих принципах морали. Профессиональный смысл такта заключа­ется в специфической деятельности педагога, обя­занного влиять на внутренний мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходи­мо, педагогические требования, способствовать фор­мированию нравственных отношений и осуждать те, которые идут вразрез с воспитательными целями.

         Специфика педагогического такта заключается в том, что:

Ø             такт есть мера профессионального поведения педагога, мера его действий, поступков;

Ø             такт есть важное условие построения рацио­нального общения педагог - воспитанник, педагог - коллектив, педагог - родитель и т. д.;

Ø             такт есть мера в выборе и использовании пе­дагогом тех или иных методов, форм, средств воз­действия и взаимодействия.

         Педагогический такт проявляется в отношени­ях и формах обращения преподавателя, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учащихся, в умении организовать их деятельность и проконт­ролировать ее исполнение, в умении педагога «дер­жать себя», в оценочных суждениях, интонации, в умении поощрять и наказывать учащихся. Пе­дагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с учениками: в присутствии учащихся или один на один, в школе или по пути домой; позволяет определить время общения: отреагировать немедленно или повременить, дать воспитаннику возможность обдумать свой посту­пок; определить нужный тон разговора; педагоги­ческий такт помогает преподавателю управлять сво­им состоянием, сдержанностью, быть вниматель­ным, терпеливым и т. д.

         В педагогической деятельности такт определяет­ся не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить лю­бое возникшее противоречие.


Ұқсас жұмыстар

Кәсіптік шеберлік құрылымындағы педагогикалық қатынас
Кәсіби-педагогикалық іс-әрекет – педагогикалық шеберліктің қалыптасуының негізі
Педагогикалық қарым-қатынастар
Болашақ жоғарғы мектеп оқытушыларының кәсіби-педагогикалық біліктілігін Университет магистратурасының білім беру жүйесінде қалыптастыру
Педагогикалық қарым-қатынас
Кәсіби біліктілік терминінің анықтамасы
Жоғары оқу орны студенттерінің қарым-қатынас мәдениетін қалыптастырудың ғылыми- практикалық негіздері
Терең тұлға аралық қатынастары
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Колледж білім алушылардың кәсіби құзыреттіліктерін қалыптастыру ерекшелігі