Тема 7. Педагогическая этика и такт как основополагающие элементы педагогического общения
Цель: обосновать сущность педагогической этики и такта как основополагающие элементы педагогического общения.
Задачи:
1. способствовать усвоению понятия «педагогическая этика»;
2. определение соотношений понятий «педагогическая этика» и «профессиональная культура»;
3. Раскрыть сущность педагогического такта в деятельности педагога.
Рассматриваемые вопросы:
3. Педагогический такт как форма реализации педагогической морали в деятельности педагога.
К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные из понятий отражают такие аспекты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые позволяют выделить педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определенные трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если учителем в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д.
Педагогический такт - это соблюдение учителем чувства меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними. Педагогический такт учителя основан на общечеловеческих принципах морали. Профессиональный смысл такта заключается в специфической деятельности педагога, обязанного влиять на внутренний мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, педагогические требования, способствовать формированию нравственных отношений и осуждать те, которые идут вразрез с воспитательными целями.
Специфика педагогического такта заключается в том, что:
Ø такт есть мера профессионального поведения педагога, мера его действий, поступков;
Ø такт есть важное условие построения рационального общения педагог - воспитанник, педагог - коллектив, педагог - родитель и т. д.;
Ø такт есть мера в выборе и использовании педагогом тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействия.
Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения преподавателя, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учащихся, в умении организовать их деятельность и проконтролировать ее исполнение, в умении педагога «держать себя», в оценочных суждениях, интонации, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с учениками: в присутствии учащихся или один на один, в школе или по пути домой; позволяет определить время общения: отреагировать немедленно или повременить, дать воспитаннику возможность обдумать свой поступок; определить нужный тон разговора; педагогический такт помогает преподавателю управлять своим состоянием, сдержанностью, быть внимательным, терпеливым и т. д.
В педагогической деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие.
Кәсіптік шеберлік құрылымындағы педагогикалық қатынас
Кәсіби-педагогикалық іс-әрекет – педагогикалық шеберліктің қалыптасуының негізі
Педагогикалық қарым-қатынастар
Болашақ жоғарғы мектеп оқытушыларының кәсіби-педагогикалық біліктілігін Университет магистратурасының білім беру жүйесінде қалыптастыру
Педагогикалық қарым-қатынас
Кәсіби біліктілік терминінің анықтамасы
Жоғары оқу орны студенттерінің қарым-қатынас мәдениетін қалыптастырудың ғылыми- практикалық негіздері
Терең тұлға аралық қатынастары
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Колледж білім алушылардың кәсіби құзыреттіліктерін қалыптастыру ерекшелігі