Лекция № 4 4 неделя Название темы: Постановка рук.Клавиатура.

Цель лекции:

Знание клавиатуры, умение правильно пользоваться игровым аппаратом.

Основные вопросы и их тезисное изложение:

Первоначальное знакомство с клавиатурой фортепиано.Изучение названий клавиш, нахождение их во всех октавах с фиксацией внимания на звучании их в первой октаве.Г.Г:Нейгауз писал: «Важно практически знать, что анатомическое устройство человеческой руки, с точки зрения пианиста, идеально разумное, удобное, целесообразное, дант богатейшие возможности для извлечения из фортепиано самых разнообразных звуков.....Симбиоз между рукой и клавиатурой у хороших пианистов полнейший!»Но мы работаем не только с «хорошими пианистами «.У всех людей природа рук разная. Несмотря на то, что одни педагоги требуют держать кисть высоко, другие низко, все равно у каждого есть свой индивидуальный способ ведения кисти.Это подсказано природой и индивидуальными особенностями строения ладоней и пальцев.

А.Шмидт-шкловская писала: «Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки..Наиболее удобны и естественны движения,совершаемые всей рукой в плечевом суставе-так называемая игра всей рукой от плеча».Прежде всего надо научить использовать крупные мышцы спины, чтобы внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев.Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато.Более того рекомендуется высокое поднятие пальцев.А.Б.Гольденвейзер называет «трижды ересью» педагогическия метод,который использует «нон легато» для первоначального обучения.Он считает, что с этим методом нужно всеми силами бороться.

Ф.Шопен советовал начинать упражнения с приема легкого стаккато, оберегающего все части рук,и прежде всего, запястья от зажатости.

Зачастую начинается обучение штрихов-«нон легато», «портаменто «(не полное легато), «стаккато».Начинаем играть 3-м пальцем.Игра всех трех штрихов с дугообразными переносами рук на разные расстояния,в разные стороны дает неплохие результаты.Постепенно переходим к игре «легато».Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц, но и готорность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Сначала в игру легато вводятся наиболее сильные пальцы. Без помощи фортепиано многие виды музыкальной работы становятся трудновыполнимыми, а другие - и вовсе невозможными. Именно фортепиано помогает любому человеку в его саморазвитии, в работе над своим слухом, памятью, аналитическими навыками. Чем бы Вы ни занимались и на чем бы ни учились играть, без фортепиано Вы все равно что без рук.Возможности этого инструмента можно перечислять очень долго. Рояль способен успешно заменить собой весь оркестр. Даже тембрам разных инструментов рояль может каким-то необъяснимым образом подражать. На рояле можно услышать вполне узнаваемую гитару, орган, арфу, трубу, гусли, свирель, ударные всех мастей. Рояль легко может нарисовать Вам грохот Ниагары и зудение цикад, шелест листвы и лязгающее шествие воинов в латах. Ни один другой инструмент на свете не обладает столь широким диапазоном изобразительных возможностей; и так гибко и красочно выразить Ваши сиюминутные желания при импровизации.

Первым делом хотелось бы оговориться вот о чем. Синтезатор ни в коем случае не может служить заменой фортепиано, примите это как данность. На такое способны только наиболее дорогие инструменты, и мы не ожидаем, что каждый из вас может их приобрести. В конце концов, хорошее пианино обойдется дешевле, и пользы Вам даст несравненно больше. Синтезатор может вам помочь только в качестве вспомогательного инструмента при изучении сольфеджио, теории музыки или вокала. Мало того, синтезатор обладает еще и разлагающим действием. Если Ваши руки уже приобрели некоторое воспитание на настоящем фортепиано, то систематическая игра на синтезаторе может очень быстро разрушить эти навыки, поэтому, если Вы хотите владеть фортепиано по-настоящему, избегайте общения с синтезатором всегда, насколько возможно. Или хотя бы старайтесь по возможности сократить время этого общения, договорились?

ПОСАДКА

Подойдем к инструменту и сядем. Сразу же посмотрим, КАК мы сидим. Высота стула должна быть такой, чтобы предплечья Ваших рук, лежащих на клавишах, были горизонтальны или оказались даже слегка выше клавиатуры. Если нужно, пользуйтесь каким-либо подкладками, например, положите на стул пару томов энциклопедии. Локти должны быть немного впереди Вас, чтобы при движениях руки в оба конца клавиатуры локти не сталкивались с Вашими ребрами :-). Подвигайте стул вперед-назад, чтобы найти это положение. Краешек стула должен приходиться на ту линию, которая разделяет ваши ноги и ягодицы (хм). То есть, не следует садиться на стул слишком глубоко, это будет сковывать движения корпуса. Стул также не должен быть слишком мягким - это тоже ведет к ненужным напряжениям.

Спину держите прямой, чтобы видеть клавиатуру как бы с высоты птичьего полета, и в процессе занятий время от времени проверяйте, не пытается ли Ваша спина сгорбиться. Малейшее сгибание спины немедленно сковывает свободу движения рук. Плечи расслаблены и опущены. За этим тоже нужно поминутно следить, плечи с непривычки будут так и норовить подняться.

РУКИ

Во избежание разных недоразумений во всем мире принята единая нумерация пальцев. Большой палец на каждой руке имеет номер 1, а мизинец - номер 5 (странное совпадение, не находите - как раз столько пальцев на руке и есть обычно!). Эти номера Вы можете нередко увидеть в нотах, они ставятся над или под нотными головками. С помощью эти маленьких циферок композиторы или редакторы помогают пианистам быстрее и легче разобраться в нотах, и не подбирать удобные пальцы в трудных местах. Кстати, запомните специальный термин : "аппликатура". Так называется поведение пальцев на клавишах, распределение их ролей. Во многих нотных изданиях можно встретить очень подробную аппликатуру, а в других - наоборот, полное ее отсутствие. В обоих случаях Вы имеете полное право либо слушаться указаний редактора, либо подыскивать аппликатуру собственного изобретения. За это Вас никто не осудит. Главное, чтобы Вам было удобно исполнять данные ноты и ничто не мешало вкладывать в них свои переживания и чувства. Редактор предлагает Вам помощь, а Вы вольны принимать ее или нет.

ПОСТАНОВКА РУКИ

Ваша кисть содержит два десятка суставов, многие из которых имеют более чем одну степень свободы. Иными словами, Ваша кисть может принять многие сотни разнообразных форм. Какая из этих форм нам нужнее всего? Основную, исходную для игры на фортепиано форму кисти Вы можете получить, взяв в руку крупное яблоко, и удерживая его (пальцами вниз, конечно) без напряжения, не сжимая сильно. Попробуйте это сделать. Вслушайтесь в ощущения : каждый палец должен касаться кожицы яблока по всей своей длине, до самой подушечки, но ни в одной точке не сжимать яблоко сильнее, чем это необходимо для того, чтобы его не выронить. Попробуйте теперь плавно повращать кисть в разных направлениях, следя за тем, чтобы не нарушалась бережность захвата, и чтобы пальцы касались яблока по всей длине постоянно.
Вот такая форма кисти - исходная. Каждый раз, когда это возможно, кисть должна возвращаться к этой форме и во время игры на инструменте.

Теперь давайте "примерим" к клавиатуре руку такой формы. Положите ее на клавиши, как показано на фото. То есть, три средних пальца должны лечь на три соседних черных клавиши, а 1-й и 5-й пальцы - на белые. Не нужно использовать черные клавиши на самых их концах, задвигайте руку поглубже. Скажем так: те пальцы, которые у нас попадают на белые клавиши, должны придерживаться как можно ближе к кончикам черных клавиш, понимаете? Словом, поглядывайте на фото. Кистевой сустав не опускайте, пусть рука сохраняет ту же форму, как она держала на весу яблоко.
Плавно пренесите тяжесть руки на кончики пальцев, пусть клавиши опустятся без звука. Вес у руки довольно приличный, побольше килограмма будет - и весь он сейчас должен прийтись на кончики пальцев поровну. Ни один палец при этом не должен ни выпрямляться, ни прогибаться, сохранить начальную форму. Получается? Теперь снова попробуйте повращать кистевым суставом, не двигая пальцев на клавишах. Сустав должен описывать плавные окружности вокруг исходного положения, но Вы все время должны ощущать неизменную нагрузку на кончиках пальцев. Ваша рука будет то и дело пытаться приподняться в воздух, снять тяжесть с пальцев - следите, чтобы этого не происходило. Плечо должно оставаться расслабленным, не подниматься, локоть висит свободно.

Пусть это упражнение будет первым Вашим уроком. Ваши мышцы должны начать привыкать к такому "образу жизни", и первое время Вам придется следить за этим постоянно, ежеминутно. От этого зависит очень многое!

Итак, задание: заставить руку запоминать округлую форму с вращения кистью в воздухе, легко удерживая крупное яблоко.

На клавишах: приучать себя переность всю (немалую) тяжесть руки на самые кончики пальцев. При этом пальцы сохраняют округлую форму, кисть не проваливается вниз, ни локоть, ни плечо не напрягаются.

Вращение кистью на клавишах:
Тяжесть на кончиках пальцев должна оставаться постоянной. Снова следим за расслабленностью плеча и локтя, держим спину прямо и высоко

Вопросы для самоконтроля:

1.Названия октав.

2.Постановка рук при игре на фортепиано.

Рекомендуемая литература

1.Гат И.Техника фортепианной игры.М.,1957

2.Коган Г. Работа пианиста.-М.,1964


Ұқсас жұмыстар

ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Жазу - жазбаша мәтін жасауға бағытталған сөйлеу әрекетінің бір түрі
Delphi ортасында Гуманитарлық-техникалық бөлім меңгерушінің автоматтандырылған жұмыс орыны
Кітапхана деректер базасының қосымшаларын бағдарламалау
Информатика негіздері
ҚАЗАҚСТАН КОМПОЗИТОРЛАР ШЫҒАРМАШЫЛЫҒЫНДАҒЫ ӘЙЕЛ ТАҒДЫРЫНЫҢ БЕЙНЕСІ
Толстой Алексей Николаевич
Информатика - Пәнді оқыту
Web-қосымшаларды дайындау технологиялары. HTML тілі, оның негізгі компоненттері
Сандар қасиеті