13. Глоссарий (список терминологии с кратким описанием)

Активность познавательная — свойство личности, выражаемое в устойчивом интересе к знаниям, в реа­лизуемой потребности к самостоятельным разнообраз­ным учебным действиям.

Активные методы – это методы, суть которых состоит в том, что студент в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания.

Активные методы обучения — 1. Методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. 2. Методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К их числу относятся: беседа, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг. 3. Методы обучения, обеспечивающие интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующие проявлению творческих способностей в обучении.

Блиц-игра – это разновидность игровой деятельности, которая аккумулирует в себе некоторые признаки таких форм, как конкретная ситуация, разыгрывание ролей, «мозговой штурм» и деловая игра.

Взаимное обучение — метод группового обучения, при котором каждый из учащихся является одновременно учителем по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания и умения, которыми он владеет наиболее успешно, что способствует выравниванию общего уровня освоения учебного материала.

Взаимодействие в психологии — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Особенность взаимодействия — его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития структур. Взаимодействие как материальный процесс сопровождает­ся передачей материи, движения и информации: оно относительно, осуществляется с конечной скоростью, в определенном про­странстве и времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия: в опосредованных формах взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослаблены.

Взаимодействие групповое — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий обра­зованию структур.

Взаимодействие межличностное — 1. В широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. 2. В узком смысле — система взаимнообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой по­ведение каждого из участников выступает одновременно и стиму­лом, и реакцией на поведение остальных.

Взаимодействие педагогическое — детерминированная образовательной ситуацией особая связь субъектов и объектов образования, основанная на событийно-информативном, организационно-деятельностном и эмоционально-эмпатийном единстве и приводящая к количественным и/или качественным изменениям в орга­низации педагогического процесса.

Группа — 1. Социальная относительно устойчивая общность учащихся, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. 2. Совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным или временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и другими характеристиками. 3. Совокупность индивидов, между которыми существуют какие-либо прямые или косвенные социальные отношения. 4. Совокупность индивидов, придер­живающихся принятых ими норм и выполняющих предписанные ими социальные роли на основе стандартизированных образцов взаимодействия. Виды групп: внешняя / внутренняя, возрастная, естественная, контрольная, малая, неформальная, первичная, профес­сиональная, референтная, формальная и др.

Групповая форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу учеников в таких группах.

Дебаты - это такая форма групповой деятельности учащихся, в ходе которой противоборствующие стороны высказывают свои аргументы, доводы и доказательства.

Деловая игра - групповая форма обучения, используемая для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, способствующая выработке умения формулировать и высказывать оценочные суждения, уважительно выслушивать мнения других, анализировать собственную позицию по правовым проблемам.

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью в ходе, которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Дидактическая игра представляет собой более простой, чем деловая игра, вид игры. Она требует меньших затрат времени, как на разработку, так и на проведение. Созданная проблемной ситуацией напряженность мышления рождает потребность найти способ её решения в процессе дискуссии.

Динамика групповая 1. Изучение изменений образцов взаи­модействия индивидов в малых группах, взаимосвязей между ними и окружающей средой, включая другие группы. 2. Дисциплина, изучающая проблемы лидерства, коммуникаций и процессов принятия решений в группе.

Диспут – это  форма групповой деятельности, при которой создается ситуация открытого группового спора, имеется явное столкновение идей и аргументов двух противоборствующих сторон и учащимся дается возможность открыто отстаивать свою точку зрения.

Игра — 1. Непринужденная, свободная деятельность (в противо­положность утилитарно-практической); является формой выражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. 2. Форма деятельности в условиях, ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного социально закрепленных способах осушествления предметных действий.

Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных воз­можностей каждого ученика. Средствами и.о. могут выступать индивидуальные и групповые задания.

Индивидуальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с каждым учеником.

Инновации – (от англ. innovation  нововведение, новация) - это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно- воспитательного процесса.

Интерактивное обучение— 1. Способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. 2. Обучение, построенное  на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Интерактивные методы (от англ. Interact - во взаимодействии) — методы, которые предполагают  совместное  обучение, т.е. обучение в сотрудничестве: и студенты, и преподаватель являются  субъектами обучения.

Интерактивные методы - это методы, которые позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства,  эмоции, волевые качества, т.е. включают в процесс обучения «целостного» человека.

Интеракционизм - направление в современной социальной психологии, для  которого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.

Интеракционизм символический — интеракционизм, который основное внимание уделяет изучению символических аспектов взаимодействия, трактует общество как процесс выработки и изменения значений в ходе их интерпретации участниками социальной ситуации.

Интеракция социальная — 1. Процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции. 2. Процесс взаимообусловленного влияния индивидов, групп, социальных систем, обществ друг на друга.

Интерес — познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием. Интересы делятся на эпизодические, возникающие в ходе деятельности и угасающие с ее окончанием, и постоянные, характеризующие устойчивое отношение человека к окружающей его действительности.

Классификация – это упорядоченная по определённому признаку система.

Кроссворд – игра - задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.

Метод – путь достижения цели и задач обучения.

Методы обучениясистема последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся. В методах обучения заложены цели обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Мозговая атака — метод группового обучения и стимулирования познавательной деятельности, реализующийся в совместном разрешении поставленных в ходе организованной дискуссии проблем. Участников побуждают к свободному выдвижению идей с их после­дующим критическим рассмотрением.

Мозговой штурм - это прием групповой работы учащихся, целью которых является стимулирование группы к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей по данной проблеме.

Обмен ролями — процесс комбинирования исполняемых соци­альных ролей с целью уменьшить напряжение, избежать конфликтов и выполнить многообразные ролевые обязательства на доста­точно высоком уровне.

Образование – система приобретенных в процессе обуче­ния знаний, умений, навыков, способов мышления.

Обратная связь — воздействие результатов функционирования объекта на сам процесс. Обратная связь предоставляет индивиду информацию о том, как его воспринимают другие люди, как они реа­гируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его. Об­ратная связь дает индивиду возможность понять и оценить свою роль в межличностных и деловых ситуациях. Обратная связь может быть прямой, косвенной, немедленной, отсроченной, личностной (эмоци­онально окрашенной, оценочной, нейтральной, описательной и пр.).


Ұқсас жұмыстар

Медициналық тақырыбында қолданатын терминдерді аудару
Негізгі дәрілік қалыптар
Когнитивті лингвистика мен қазақ тіл білімінің байланысы
Жарнаманың түрлері Жарнаманы дайындау технологиясы
Мұнай газ саласындағы терминдерді ағылшын тілінен қазақ тіліне аудару мәселелері
Лексикалық дағдыларды қалыптастыру
Терминдерді аудару барысында трансформациялардың қолданылуы (ағылшын және қазақ заң терминдері)
Терминологиялық бірліктердің лексикографиялық сипаты
ХХ ғасырдың басындағы өлкенің әлеуметтік-экономикалық жағдайы
Токсоплазмозбен ауырған мысықтарына диагностика жасау, емдеу, тиімді алдын алу