Тема 10. Мастерство учителя начальных классов в управлении учебно-воспитательным процессом начальной школы

         Цель: обосновать роль умения управлять учебно-воспитательным процессом начальной школы.

         Задачи:

1. способствовать усвоению роли мастерства учителя в управлении познавательной деятельностью младших школьников;

2. усвоение значения мастерства учителя в организации и управлении самостоятельной работой учащихся.

         Рассматриваемые вопросы:

1. Мастерство учителя в управлении познавательной деятельностью младших школьников.

         В качестве основного подхода, определяя сущ­ность деятельности профессионала-мастера, следу­ет рассматривать ее как профессионально целесообразную, индивидуально-творческую и оптималь­ную. В этом случае профессиональное мастерство есть качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ори­ентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его дости­жения. Профессионализм педагогической деятель­ности заключается в том, что педагог владеет ис­кусством средствами своего предмета формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач в последующей системе.

         Педагогическое мастерство должно рассматри­ваться не только как высокая степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и как соответствие определенной совокуп­ности требований, выдвигаемых перед учителем кон­кретной системой образования. Условием совершен­ствования профессионального мастерства педагога является повышение его квалификации — получе­ние дополнительных знаний и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных зна­ний (Бенедиктова Т. А.).

         В педагогике профессиональное мастерство учи­теля понимается как «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно со­вершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как «синтез научных знаний, умений и навы­ков методического искусства и личных качеств учи­теля». Б. Т. Лихачев определяет педагогическое ма­стерство как часть педагогического искусства, «со­вершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навы­ков, соединенное с профессиональной увлеченнос­тью, развитым педагогическим мышлением и ин­туицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей». Главными составляющими педагогического мастер­ства, по мнению ряда исследователей, являются четыре основных компонента: профессиональная на­правленность, профессиональное знание предмета, методики его преподавания, педагогические способ­ности и педагогическая техника.

         Планирование как одна из управленческих функций. При самом общем подходе управление представляет собой элемент организованной системы, обеспечивающий сохранение определенной структуры системы, поддержание режима ее деятельности, реализацию цели и программы деятельности. В последние годы широкое распространение получает термин «менеджмент», который в переводе с английского языка означает то  же  самое слово «управление». В теории и практике  обычно выделяют следующие функции управления: анализ состояния деятельности, планирование, организация деятельности, стимулирование, контроль и регулирование (коррегирование) процесса выполнения  решений, подведение итогов деятельности.                                                 


Ұқсас жұмыстар

Бастауыш мектепте интернет-ресурстарды пайдаланудың әдістемесі
Болашақ бастауыш сынып мұғалімдерін даярлауда оқытудың белсенді әдістерін жүзеге асырудың дидактикалық жағдайлары
Бастауыш мектепте математиканы оқыту ерекшеліктері
Үздіксіз педагогикалық тәжірибе (ҮПТ) міндеттері
Үздіксіз педагогикалық тәжірибе міндеттері
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Бастауыш сынып оқулықтарымен жұмыс істеуге болашақ мұғалімдерді даярлау («Ана тілі» және «Дүниетану» оқулықтары негізінде)
Бастауыш математика курсында қатынастарды оқыту
Мектеп жасына дейінгі балаларды қарапайым математикамен таныстыру
Болашақ бастауыш сынып мұғалімдерін ауыл мектептерінде педагогикалық инновацияны пайдалануға даярлау