Тема 10. Мастерство учителя начальных классов в управлении учебно-воспитательным процессом начальной школы

Цель: обосновать роль умения управлять учебно-воспитательным процессом начальной школы.

         Задачи:

1. способствовать усвоению роли мастерства учителя в управлении познавательной деятельностью младших школьников;

2. усвоение значения мастерства учителя в организации и управлении самостоятельной работой учащихся.

         Рассматриваемые вопросы:

1. Мастерство учителя в управлении самостоятельной деятельностью младших школьников.

         Для эффективного управления необходимо обеспечить гармоничное взаимодействие всех указанных функций, недооценка хотя бы одной из них отрицательно сказывается на результатах деятельности всего коллектива. Органическую взаимосвязь  всех управленческих функций обеспечивает обоснованное планирование. Планирование (разработка плана деятельности) понимается как определение основных видов деятельности и тех мероприятий, которые направлены на повышение эффективности всей деятельности. Обоснованное планирование предполагает:

         - всесторонний и целенаправленный учет состояния работы и объективную оценку достигнутых результатов деятельности;

         - определение основных целей и задач на предстоящий период деятельности;

         - выявление эффективных путей и способов, средств, которые могут привести к решению поставленных задач, а также выбор оптимальных путей и средств их решения.

         Все это требует наличия объективной информации о состоянии дел в управляемой системе. Под термином «информация» обычно понимается совокупность полезных сведений, фактов, данных, характеризующих состояние управляемой системы, а также используемых для ее развития и совершенствования. Объем и содержание информации определяются целями, основными направлениями и масштабами деятельности системы. По ее направленности можно рассматривать восходящую и нисходящую информации. Нисходящая информация отражает управленческие действия субъекта управления (нормативные, организационно-распорядительные документы вышестоящих органов, в том числе органов образования и т.д.). Восходящая информация характеризует состояние управляемой системы (отчеты, справки по итогам проверок, текущая внутришкольная информация и т. д.). Для управленческой деятельности одинаково важны и тот, и другой вид информации. Справедливо считается, что «эффективность управления во многом зависит от информационного обеспечения, своевременного и качественного принятия управленческих решений и организации мониторинга всей системы образования». 

         Управление общеобразовательной школой, как и любая управленческая деятельность, требует обоснованного планирования всей деятельности. Важнейшим видом плана в школе является общешкольный годовой план работы, представляющий собой ведущий документ всей школьной жизни. Он охватывает все стороны деятельности школы, учитывает их единство,    их внутренние и внешние связи и взаимозависимости. Результативность работы школы во многом определяется продуманностью, обоснованностью и целенаправленностью годового плана.

         Общешкольный годовой план работы создается на основе нижеследующих принципов.

Ø                 Научность планирования. План должен быть составлен с учетом социальных и экономических условий деятельности, психолого-педагогических закономерностей педагогического процесса, тенденций и перспектив развития всей системы образования вообще и данной школы в частности.  План должен быть педагогически целесообразным.

Ø                 Оптимальность плана означает, что он должен содержать необходимое и достаточное количество и виды деятельности, конкретных мероприятий для достижения поставленных целей. Данный принцип направлен на обеспечение реальности плана, на выбор оптимальных путей и средств деятельности школьного коллектива, на обеспечение целесообразного соотношения составных частей плана.

Ø                 Конкретность плана. В плане должно быть конкретно указано, каковы предусмотренные мероприятия, задания тем или иным исполнителям, кто ответственен за исполнение, каковы сроки, место и время проведения мероприятий. Должны быть учтены те конкретные условия, которые  следует создать для успешного решения определенной задачи. Реализация принципа конкретности обеспечивает необходимую точность плана.

Ø                 Перспективность плана. Требуется предусмотреть не только ближайшие перспективы, цели и задачи, но и перспективы на более дальние периоды деятельности школы. План должен учитывать те учебно-воспитательные задачи, которые будут возникать перед школой и в последующие годы работы.

Ø                 Принцип объективного учета специфических особенностей деятельности школьного коллектива. В плане должны быть учтены особенности данного педагогического и ученического коллективов, реальной обстановки, а также те условия, в которых функционирует школа. Следует учитывать индивидуальные особенности каждого исполнителя, возрастные и иные особенности того ученического коллектива, на который рассчитано мероприятие.

Ø                 Принцип коллективности предусматривает привлечение учителей, воспитателей, других работников школы к активному участию в обсуждении и составлении плана. Общешкольный план должен стать плодом коллективного творчества с индивидуальной ответственностью каждого члена коллектива.

         В условиях обретения Республикой Казахстан подлинного суверенитета особую значимость приобретают проблемы воспитания достойного гражданина РК, а, следовательно, становится практически значимой проблемой педагогического управления этим процессом.

         Следуя Г.И. Щукиной, будем считать, что управлять – это значит сознательно регулировать сложные процессы и отношения, протекающие внутри школы: «психологические, организационные и методические». Однако, обобщение передового опыта управления нередко ограничивается накоплением материала и первичным его описанием без должной научно-методической оценки. Часто в материалах отсутствует анализ и не даются рекомендации по использованию основных идей и опыта , не указываются условия, при которых возможно его внедрение. В ряде случаев, наоборот, описываются и распространяются только отдельные приемы , а не система работы в целом. Нередко накапливается большой материал, не представляющий практической ценности для руководителей школ и органов образования. М.М. Поташник указывает, что «Управление – есть целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизация, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы». Данное определение фиксирует два важных момента: во-первых, всякое управление есть целенаправленная деятельность; во-вторых, оно отличается от других своим назначением.

         По мнению Вазиной К.Я., «Управление – это функция системы, которая отвечает за формирование, обеспечивающее достижение конкретной цели».

         Педагогическое управление осуществляется в социальных целях и относится к управлению деятельностью людей и их объединению. Вместе с тем оно отличается от общесоциального своими объектами (учащиеся, школы, внешкольные учреждения, отделы народного образования и т.д.), а также характером процесса и их закономерностей.

         Педагогическое управление как практическая деятельность – это управление обучением и воспитанием учащихся. Теория педагогического управления – это знания об управлении процессами воспитания и обучения, осуществляемом системой государственных и общественных организаций, коллективами и отдельными людьми.

         Понятие «педагогическое управление» шире понятия «управление образованием», ибо оно действует в других государственных и общественных структурах, осуществляющих воспитание и образование (семья, общественные организации, учреждения системы повышения квалификации и т.д.). По существу, педагогическое управление имеет место в любой системе «человек - человек». В этом случае педагогические цели подчинены основному виду управления, например экономические.

         Главным объектом педагогического управления в системе образования является подрастающее поколение. Управление их воспитанием и обучением осуществляется или непосредственно (учителями, воспитателями), или опосредованно – через государственные общественные организации. Объект педагогического управления (ученик, коллектив) одновременно является и субъектом.


Ұқсас жұмыстар

Бастауыш мектепте интернет-ресурстарды пайдаланудың әдістемесі
Болашақ бастауыш сынып мұғалімдерін даярлауда оқытудың белсенді әдістерін жүзеге асырудың дидактикалық жағдайлары
Бастауыш мектепте математиканы оқыту ерекшеліктері
Үздіксіз педагогикалық тәжірибе (ҮПТ) міндеттері
Үздіксіз педагогикалық тәжірибе міндеттері
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Бастауыш сынып оқулықтарымен жұмыс істеуге болашақ мұғалімдерді даярлау («Ана тілі» және «Дүниетану» оқулықтары негізінде)
Бастауыш математика курсында қатынастарды оқыту
Мектеп жасына дейінгі балаларды қарапайым математикамен таныстыру
Болашақ бастауыш сынып мұғалімдерін ауыл мектептерінде педагогикалық инновацияны пайдалануға даярлау