Лекция 1. Тема: Сущность интерактивных методов обучения и их признаки.

Цель: раскрыть сущность интерактивных методов обучения и их основные признаки.

План.

1. Сущность понятия «интерактивные методы обучения».

2. Основные признаки интерактивных методов обучения.

Сущность понятия «интерактивные методы обучения».

Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из дефиниций понятий «метод» и «интерактивный» (интеракция). Метод в педагогике интерпретируется как способ целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся для решения педагогических задач, т.е. для развития.

И.Ф.Харламов дает следующее определение сущности понятия «метода обучения»: «Под методом обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно–познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом» [1].

В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» - между; и «акция» - усиленная деятельность (активный – развивающийся, усиленно действующий – словарь). Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо. Исходя из этого, интерактивные методы определяется как способы целенаправленного усиленного межсубъектного  взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития [2].

Основные признаки интерактивных методов обучения.

С.С.Кашлев выделяет следующие основные признаки интерактивных методов обучения:

  - полилог (многоголосие – греч.) – многоголосие, в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия – это возможность каждого участника иметь свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения. Любая точка зрения имеет право на существование. Отказ от права на абсолютную истину и педагога, и учащихся.

- диалог предполагает восприятие участниками себя как равных партнёров, субъектов взаимодействия.

- мыследеятельность – организация интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

-  смыслотворчество – процесс осознанного создания новых для себя  смыслов, содержания предметов и явлений  по обсуждаемой проблеме, обмен смыслами, соотношение индивидуальных смыслов с другими смыслами.

-  свобода выбора – сознательное регулирование и активизация своего поведения.

-  ситуации успеха – целенаправленное создание педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, проявлению положительных эмоций. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию.

- позитивность и оптимистичность оценивания – ведущее из условий, способствующих созданию ситуаций успеха.

-  рефлексия – самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности [2].

Литература.

1.            Буланова–Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. –Ростов–на–Дону: Феникс, 2002.

2.            Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. – Мн.: «Выш. шк.», 2004г.

3.            Коротаева Е. В. Погружение в общение. //Директор школы , 2000г.– №1, с.50–55

4.            Кайкенова Ж.К. Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих: учебно–методическое пособие. Астана, 2008 г.

5.            Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы // Учитель. 2000– №1, с.25–28

    Вопросы для самопроверки:

1.     Дайте определение понятию «интерактивные методы обучения».

2.     Перечислите основные признаки интерактивных методов обучения


Ұқсас жұмыстар

ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Мемлекет тарихы институты
Пәннің оқу - әдістемелік кешені негізінде ақпараттық технологияларды пайдаланудың әдіснамалық негізі
Допинг мәселесінің тағы бір аспектісі бар, өйткені спорт шеңберінен тыс мәселелер
Ашық интерактивті тапсырмалардың компьютерлік бағдарламаларын жасаудың әдістемесі (алгебраны оқыту мысалында)
Кредиттік оқыту жүйесі жағдайында оқытудың белсенді әдістерін қолдану тиімділігі
E-LEARNING -ДЕ БІЛІМДІ БАҚЫЛАУ ЖҮЙЕСІН ҚҰРУ
Ақпараттық оқу дайындықтарды пайдалану
Бейорганикалық химияны оқытуға арналған интерактивті оқыту құралдарын жасау әдістемесі
Интербелсенді әдістерді қолдану сатылары