Лекция № 7 7 неделя Название темы: Музыкальный строй. Темперированный строй.Полутон и целый тон.Производные ступени и их названия.

Цель лекции:знание музыкального строя,тон и полутон, альтерация.

Основные вопросы и их тезисное изложение:

Соотношение абсолютной высоты(точно отрегулированной) звуков музыкальной системы наз. музыкальным строем.

Современный музыкальный строй исходит из 440 колебаний в секунду звука ля первой октавы. В общепринятой музыкальной системе каждая октава делится на двенадцать равных частей-полутонов.Такой музыкальный сирой наз. темперированным строем. Он отличается от натурального звукоряда(строя) тем, что все полутоны октавы в нем равны.

Благодаря тому, что октава разделена на 12 равных полутонов, полутон является самым узким расстоянием между звуками муз. системы.Расстояние , образованное двумя полутонами, наз. целым тоном.

Между основными ступенями звукоряда имеются два полутона и пять целых тонов. Они располагаются слежующим образом:

До        ре           ми       фа       соль        ля           си              до

       1т.        1т.        1/2т.    1т.         1т.        1т.            1/2т.

Целые тоны, образующие между основными ступенями, разделены на полутоны. Звуки , которые делят их на полутоны, извлекаются на фортепиано на черных клавишах.Таким образом, октава состоит из двенадцати звуков, расположенных на равном расстоянии друг от друга.

Каждая основная ступень звукоряда может быть повышена или понижена.Звуки, соответствующие повышенным и пониженным ступеням, считаются производными ступенями.Поэтому названия производных степеней происходят от основных ступеней.

Повышение основных ступеней на полтона обозначается словом диез.Понижение основных ступеней на полтона обозначается словом бемоль. Повышение на два полутона-словами дубль-диез, напромер фа дуьль-диез.Понижение на два полутона-словами дубль-бемоль,например си-дубль-бемоль.

Описанное повышение и понижение основных ступеней наз. альтерацией.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что подразумевается под понятием музыкальный строй?

2.Что такое темперированный строй?

3.Что такое полутон?

4.Что такое целый тон?

5.Сколько полутонов между основными ступенями звукоряда?

6.Какие ступени наз. производными?

7.Откуда происходят названия производных ступеней?

8.Что означает слово диез?

9.Что означает слово бемоль?

10.Что означает слова: дубль-диез и дубль-бемоль?

11.Что означает слово альтерация

Рекомендуемая литература:

1.Вахромеев В.А.Элементарная теория музыки. Млсква 2002


Ұқсас жұмыстар

«Вокалдық-хор тәрбиелеу» пәнінен дәрістің қысқаша конспектісі
Қазақтың тұңғыш ғалымы Ш. Уәлихановтың қазақ тарихын зерттеудегі зор мұрасының бүгінгі күндегі маңыздылығы
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Билингв орыстардың қазақша сөйлеу тіліндегі интерференция көріністері
Ұлыстың билеушісі - сұлтан
Францияның феодалдық құрылысының тарихи кезеңдері. Абсолюттік монархия кезеңіндегі Францияның құқығы
Қазақстан Республикасындағы өлкетанудың мәні мен мақсаттары
Қазақстандағы орман шаруашылығы мен орманды аймақтарда мемлекеттік тілдің қолданылуы: әлеуметтік лингвистикалық, когнитивтік лингвистикалық қырлары
Қазақ тіліндегі түбірге сіңіскен көне жұрнақтар
Жазу - жазбаша мәтін жасауға бағытталған сөйлеу әрекетінің бір түрі