Лекция 4. Тема: Классификация интерактивных методов обучения.
Цель: познакомить с различными классификациями интерактивных методов обучения.
План.
1. Классификация интерактивных методов по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии (С.С.Кашлев).
Классификация интерактивных методов по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии (С.С.Кашлев).
Кашлев С.С. классифицирует интерактивные методы по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы:
· создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
· организации обмена деятельностями;
· организации мыследеятельности;
· организации смыслотворчества;
· организации рефлексивной деятельности [2,с.87]
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т. п.) на этапе введения в атмосферу общения для оперативного включения в совместную работу каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.
Примерами таких методов могут быть:
«Аллитерация имени» (особенно эффективен при организации знакомства класса или при изучении темы «Внешность и характер человека»), «Заверши фразу», «Комплимент», «Подари цветок», «Прогноз погоды».
Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, как учителя, так и учащихся. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.
Например:
«Мастерская будущего», «Интервью», «1*2*4», «Круглый стол» (при обучении дискуссии)
Методы организации смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.
Например:
«Ассоциации», «Алфавит», «Минута говорения», «Аллитерация понятия», «Синквейн», «Кластер».
Методы организации мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, с другой — стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.
Например:
«Мозговая атака», «Мозговой штурм», «Дискуссия», «Четыре угла», «Выбор», «Дюжина вопросов», «Смена собеседника» (тренировка вопросов – ответов).
Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов, обычно организуются на завершающем этапе занятий. Методы этой группы позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.
Например:
«Рефлексивный круг», «Мини-сочинение», «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу».
Литература.
1. Пидкасистый П.И.Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие– М., 1996–с.23–28
2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. – Мн.: «Выш. шк.», 2004г.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте классификацию интерактивных методов по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии
2. Какие интерактивные методы относятся к методам организации мыследеятельности?
Кредиттік оқыту жүйесі жағдайында оқытудың белсенді әдістерін қолдану тиімділігі
Ақпараттық оқу дайындықтарды пайдалану
Мемлекет тарихы институты
Пәннің оқу - әдістемелік кешені негізінде ақпараттық технологияларды пайдаланудың әдіснамалық негізі
Допинг мәселесінің тағы бір аспектісі бар, өйткені спорт шеңберінен тыс мәселелер
Ашық интерактивті тапсырмалардың компьютерлік бағдарламаларын жасаудың әдістемесі (алгебраны оқыту мысалында)
E-LEARNING -ДЕ БІЛІМДІ БАҚЫЛАУ ЖҮЙЕСІН ҚҰРУ
Интербелсенді әдістерді қолдану сатылары
Сөйлеу мен мектеп дағдыларының спецификалық бұзылыстары
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ