Лекция 9. Тема: Дискуссия как метод группового взаимодействия и ее использо-вание в целостном педагогическом процессе.

Цель: раскрыть сущность понятия «дискуссия». Научить использовать дискуссию в целостном педагогическом процессе.

План.

1. Современные виды групповых дискуссий.

Современные виды групповых дискуссий.

Дискуссии можно поделить на несколько групп и подгрупп в зависимости от принципов проведения, задач и направленности обсуждения.

Первый тип - это структурированная, или регламентированная дискуссия.

На подобного рода занятии ученики имеют четкий план, структуру и регламент обсуждения. Смысл дискуссии такого типа заключается в том, что «малые» группы изучают какую-либо «частную» проблему вопрос, как часть ка­кой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу.

В начале урока учитель формулирует общую проблему за­нятия перед всем классом и даже в ряде случаев выдвигает воз­можные гипотезы по ее решению. Гипотезы рассматриваются под углом зрения небольшой проблемы, исследованием которых ребята и занимаются. Учитель определяет и регламентирует и структуру малых групп, и структуру тех знаний, которые каждая группа должна добыть в ходе урока.

Состав группы может быть примерно такой: ведущий, задача которого состоит в том, чтобы организовать обсуждение проблемы и привлечь всех членов группы; аналитик задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению высказываемые взгляды и идеи; протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же представляет позицию группы в заключительной части урока; наблюда­тель дает оценку участия каждого члена группы.

Другим типом дискуссии является дискуссия с элемента­ми игрового моделирования. Смысл этого занятия, в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря.

Суть урока такого типа заключается в обсуждении проблем, вопросов с позиций «очевидцев» событий, как бы абстрагируясь от оценок современных людей, учебников и дополнительной литературы. Часть ребят представляет современных экспертов, и поэтому имеет более поздние оценки исторических событий. Сочетание оценок прошлого времени и современных создает своеобразие данной дискуссии. Группы в этой дискуссии, как правило, довольно большие, поэтому целесообразнее давать задания участникам по рядам.

Третий тип дискуссии - проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме. За одну - две недели школьникам объявляется тема и модель анализа проблемы:

1. Исторический анализ проблемы.

2. Выявление трудностей, определяемых контекстом пробле­мы.

3. Разделение изучаемой проблемы на отдельные вопросы.

4. Поиск и разработка частных задач одной общей проблемы.

5. Предложение гипотезы по решению проблемы в определен­ных  исторических условиях.

Проект позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить говорить.

Эффективность проведения дискуссии зависит от следующих причин:

§     актуальность выбранной проблемы;

§     информированность, компетентность и научная корректность дискутантов;

§     владение ведущими методикой дискуссионной про­цедуры;

§     семантическое единообразие при употреблении тер­минов;

§     адекватное восприятие дискутантами друг друга и руководителя дискуссии;

§     соблюдение правил и регламента[4].

Во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому.

В первом случае больше будут проявляться качества, присущие диалогу, во втором - дискуссия будет носить характер спора, т.е. отстаивание своей позиции.

Какие бы характеристики ни преобладали в дискуссии, то ли это взаимоисключающий спор, то ли это взаиморазвивающий диалог в деловом режиме, главный фактор для повышения эффективности любой дискуссии - это сопоставление различных позиций дискутантов.

Литература

1.    Кайкенова Ж.К. Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих: учебно-методическое пособие. Астана, 2008 г.

2.    Салагаев В. Культура делового общения. Деловая риторика. Деловые документы: Учебное пособие. - Алматы, 2000.

3.    Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999.

4.    Соосаар,  Н. Интерактивные методы преподавания/Н. Соосаар. Сн. Петербург, 2004 .

5.    Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова.-М, 2006.

Вопросы для самопроверки:

1.     Перечислите виды современных групповых дискуссий

2.     Что характерно третьему типу дискуссии


Ұқсас жұмыстар

Ағылшын тілінде оқушыларды тыңдап - түсінуге үйрететін жаттығулар
ҚАШЫҚТАН ОҚЫТУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ
Терең тұлға аралық қатынастары
Қазіргі кездегі жана педагогикалық технологияларға сипаттама
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Химиялық кинетика және катализ пәнінен ДӘРІСТЕР ЖИНАҒЫ
Фармацевтикалық қызметті ұйымдастыру негіздері. Дәрістер курсы
Болашақ мұғалімнің қазақ халық дәстүрлері негізінде бастауыш сынып оқушыларын әдепке тәрбиелеуге кәсіби даярлығын қалыптастыру
Студенттердің өз бетімен жұмыс жасау арқылы шығармашылық қабілетін арттыру
Сөйлеу мен мектеп дағдыларының спецификалық бұзылыстары