Лекция 10. Тема: Дискуссия как метод группового взаимодействия и ее использо-вание в целостном педагогическом процессе.
Цель: раскрыть сущность понятия «дискуссия». Научить использовать дискуссию в целостном педагогическом процессе.
План.
1. Методика подготовки групповой дискуссии
2. Методика проведения групповой дискуссии.
Методика подготовки и проведения групповой дискуссии
Дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация..
На первой стадии происходит процесс «ориентации» и адаптации участников дискуссии к самой проблеме, друг к другу, к руководителю, общей атмосфере. Именно таким образом начинает вырабатываться некая установка на решение представленной проблемы.
Стадия «оценки» напоминает ситуацию сопоставления информации, различных позиций, генерирования идей, но иногда по причине неадекватности ведущего может перерасти в конфронтацию межличностных отношений и даже конфликт.
На последней стадии консолидации предполагается выработка единых или компромиссных решений, мнений и позиций.
Первая стадия – «ориентация» постепенно проходит 7 этапов:
1 этап. В самом начале дискуссии руководитель объясняет актуальность дискуссионной проблемы и ожидаемый результат.
2 этап. Знакомство участников дискуссии, вручение им нагрудных значков.
3 этап. Ведущий еще раз представляет дискуссионную проблему с точки зрения нерешенных и противоречивых вопросов, которые требуют оперативного вмешательства дискутантов-специалистов.
4 этап. Ведущий достаточно коротко рассказывает о технологии проведения дискуссии, вопросов и ответов, сообщает правила, общий регламент выступлений. При этом подчеркивает, что выступить должен каждый участник, необходимо выслушивать оппонента, не перебивая, аргументировать тезис своего выступления, не допускать личной конфронтации, поддерживать деловую атмосферу в течение всей процедуры.
5 этап. В течение всей процедуры ведущий поддерживает высокую степень заинтересованности в решении проблемы, атмосферу доброжелательности и динамичности по сбору информации.
6 этап. Дискутанты под руководством ведущего уточняют понятийный аппарат и не допускают споров по поводу употребления терминов.
7 этап. Ведущий с помощью участников подводит мини-итоги.
Вторая стадия – «оценка».
1 этап. Начинается он с выступления дискутантов. После 2-3 выступлений возможна дискуссия: задаются вопросы и следуют ответы на них.
2 этап. Более динамичный, т.к. его целью является максимальное получение информации, позиций, мнений, идей и предложений. Участник может сначала выступить, а затем несколько позже сформулировать свои предложения.
3 этап. Ведущий не должен допускать отклонения от темы, а также «личные выпады».
4 этап. Старания ведущего должны быть направлены на активизацию всех участников. Он следит, чтобы чрезмерная активность одних не привела бы к пассивности других. Главное на этом этапе - четкое соблюдение регламента.
5 этап. Цель: оперативно проводить анализ высказанных идей и через определенные интервалы делать резюме, предварительные выводы, что поможет в дальнейшем принять решение.
Третья стадия – «консолидация». Эта стадия проходит под девизом: анализ и оценка полученных результатов.
1 этап. Сопоставление полученных результатов с поставленными целями. Попытка сформулировать выводы, решения.
2 этап. Ведущий дискуссии выслушивает различные толкования, общие тенденции для принятия решения.
3 этап. Ведущий помогает дискутантам прийти к согласию или консолидации.
4 этап. Еще раз подчеркивается важность самой дискуссии, высказанных разных позиций и необходимость выработки альтернативных решений. Совместно с участниками ведущий формирует решение, и это можно считать групповым результатом.
Таким образом, использование дискуссии в процессе обучения имеет ряд преимуществ: дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний; во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся; обратная связь с обучающимися.
Литература
1. Кайкенова Ж.К. Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих: учебно-методическое пособие. Астана, 2008 г.
2. Салагаев В. Культура делового общения. Деловая риторика. Деловые документы: Учебное пособие. - Алматы, 2000.
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999.
4. Соосаар, Н. Интерактивные методы преподавания/Н. Соосаар. Сн. Петербург, 2004 .
Вопросы для самопроверки:
1. Опишите методику подготовки групповой дискуссии
2. Охарактеризуйте методику проведения групповой дискуссии.
Ағылшын тілінде оқушыларды тыңдап - түсінуге үйрететін жаттығулар
ҚАШЫҚТАН ОҚЫТУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ
Терең тұлға аралық қатынастары
Қазіргі кездегі жана педагогикалық технологияларға сипаттама
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Химиялық кинетика және катализ пәнінен ДӘРІСТЕР ЖИНАҒЫ
Фармацевтикалық қызметті ұйымдастыру негіздері. Дәрістер курсы
Студенттердің өз бетімен жұмыс жасау арқылы шығармашылық қабілетін арттыру
Болашақ мұғалімнің қазақ халық дәстүрлері негізінде бастауыш сынып оқушыларын әдепке тәрбиелеуге кәсіби даярлығын қалыптастыру
Сөйлеу мен мектеп дағдыларының спецификалық бұзылыстары