Лекция 10. Тема: Дискуссия как метод группового взаимодействия и ее использо-вание в целостном педагогическом процессе.

Цель: раскрыть сущность понятия «дискуссия». Научить использовать дискуссию в целостном педагогическом процессе.

План.

1.    Методика подготовки групповой дискуссии

2.    Методика проведения групповой дискуссии.

Методика подготовки и проведения групповой дискуссии

Дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация..

На первой стадии происходит процесс «ориентации» и адаптации участников дискуссии к самой проблеме, друг к другу, к руководителю, общей атмосфере. Имен­но таким образом начинает вырабатываться некая уста­новка на решение представленной проблемы.

Стадия «оценки» напоминает ситуацию сопоставле­ния информации, различных позиций, генерирования идей, но иногда по причине неадекватности ведущего может перерасти в конфронтацию межличностных от­ношений и даже конфликт.

На последней стадии консолидации предполагается выработка единых или компромиссных решений, мне­ний и позиций.

Первая стадия – «ориентация» постепенно проходит 7 этапов:

1 этап. В самом начале дискуссии руководитель объяс­няет актуальность дискуссионной проблемы и ожидаемый результат.

2 этап. Знакомство участников дискуссии, вручение им нагрудных значков.

3 этап. Ведущий еще раз представляет дискуссионную проблему с точки зрения нерешенных и про­тиворечивых вопросов, которые требуют оперативного вмешательства дискутантов-специалистов.

4 этап. Ведущий достаточно коротко рассказывает о технологии проведения дискуссии, вопросов и ответов, сообщает правила, общий регламент выступлений. При этом подчеркивает, что вы­ступить должен каждый участник, необходи­мо выслушивать оппонента, не перебивая, ар­гументировать тезис своего выступления, не допускать личной конфронтации, поддержи­вать деловую атмосферу в течение всей проце­дуры.

5 этап. В течение всей процедуры ведущий поддер­живает высокую степень заинтересованности в решении проблемы, атмосферу доброжела­тельности и динамичности по сбору информа­ции.

6 этап. Дискутанты под руководством ведущего уточ­няют понятийный аппарат и не допускают споров по поводу употребления терминов.

7 этап. Ведущий с помощью участников подводит мини-итоги.

Вторая стадия – «оценка».

1 этап. Начинается он с выступления дискутантов. После 2-3 выступлений возможна дискуссия: задаются вопросы и следуют ответы на них.

2 этап. Более динамичный, т.к. его целью является максимальное получение информации, пози­ций, мнений, идей и предложений. Участник может сначала выступить, а затем несколько позже сформулировать свои предложения.

3 этап. Ведущий не должен допускать отклонения от темы, а также «личные выпады».

4 этап. Старания ведущего должны быть направлены на активизацию всех участников. Он следит, чтобы чрезмерная активность одних не приве­ла бы к пассивности других. Главное на этом этапе - четкое соблюдение регламента.

5 этап. Цель: оперативно проводить анализ высказан­ных идей и через определенные интервалы делать резюме, предва­рительные выводы, что поможет в дальнейшем принять решение.

Третья стадия – «консолидация». Эта стадия проходит под девизом: анализ и оценка полученных результатов.

1 этап. Сопоставление полученных результатов с по­ставленными целями. Попытка сформулиро­вать выводы, решения.

2 этап. Ведущий дискуссии выслушивает различные толкования, общие тенденции для принятия решения.

3 этап. Ведущий помогает дискутантам прийти к со­гласию или консолидации.

4 этап. Еще раз подчеркивается важность самой дис­куссии, высказанных разных позиций и необ­ходимость выработки альтернативных решений. Совместно с участниками ведущий формирует решение, и это можно считать групповым результатом.

Таким образом, использование дискуссии в процессе обучения имеет ряд преимуществ:  дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвое­ние знаний; во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся; обратная связь с обучающимися.

Литература

1.    Кайкенова Ж.К. Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих: учебно-методическое пособие. Астана, 2008 г.

2.    Салагаев В. Культура делового общения. Деловая риторика. Деловые документы: Учебное пособие. - Алматы, 2000.

3.    Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999.

4.    Соосаар,  Н. Интерактивные методы преподавания/Н. Соосаар. Сн. Петербург, 2004 .

Вопросы для самопроверки:

1.     Опишите методику подготовки групповой дискуссии

2.     Охарактеризуйте методику проведения групповой дискуссии.


Ұқсас жұмыстар

Ағылшын тілінде оқушыларды тыңдап - түсінуге үйрететін жаттығулар
ҚАШЫҚТАН ОҚЫТУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ
Терең тұлға аралық қатынастары
Қазіргі кездегі жана педагогикалық технологияларға сипаттама
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Химиялық кинетика және катализ пәнінен ДӘРІСТЕР ЖИНАҒЫ
Фармацевтикалық қызметті ұйымдастыру негіздері. Дәрістер курсы
Студенттердің өз бетімен жұмыс жасау арқылы шығармашылық қабілетін арттыру
Болашақ мұғалімнің қазақ халық дәстүрлері негізінде бастауыш сынып оқушыларын әдепке тәрбиелеуге кәсіби даярлығын қалыптастыру
Сөйлеу мен мектеп дағдыларының спецификалық бұзылыстары