Лекция № 14 14 неделя Название темы: Формирование певческих навыков.

Цель лекции:общие закономерности формирования певческих навыков на уроках музыки в начальных классах.

Основные вопросы и их тезисное изложение:

Процесс формирования певческих навыков не происходит стихийно, он подчиняется общим закономерностям. Певческие навыкине могут быть до конца автоматизированными, так как и автоматизированная деятельность вызывается и управляется сознательной целью.В сознании фиксируются условия, в которых действие протекает.

Певческие навыки в своем развитии проходят три основных этапа.Формирование певческих навыков в первых-вторых классах при одном уроке проходит только 1этап-овладение действиями,-который состоит из 3 периодов:1-овладение элементарными действиями;2-укрепление и развитие действий;3-стабилизация действий.

Первоначальный период формирования длится с начала обучения до первого, явно выраженного улучшения по основным параметрам:относительно чистое интонирование по всему диапазону,стабилизация певческой установки, преобладание мягкой атаки,расширение диапазона голосов(в пределах сексты),улучшение дикции.Соответственно происходит изменения тембра(светлеет).

Второй период характерен тем, что формирование основных певческих навыков претерпевает изменение от некоторого улучшения по всем параметрам к более стойким положительным резкльтатам.Происходит постепенное, еще весьма незначительное освобождение от излищнего напряжения в дыхании, дальнейшее изменение тембра, улучщение дикции,нормализуется способ звукообразования и певческая установка, появляется чистота интонирования и музыкальная отзывчивость на певческое звучание.

Третий период характеризуют следующие признаки: основные певческие навыки приобретают относительную устойчивость в чистоте интонирования, способе звукообразования, качестве тембра, значительно расширяется диапазон, дикция становится еще лучше, дыхание-более уравновешенным.Дети в том периоде демонстрируют хорошую певческую установку и достаточную музыкальную эмоциональность.

Временные сроки формирования основных певческих навыков по периодам  выявились следующим образом:

Музыкальный слух(мелодический):первый период-4месяца;второй период-10месяцев;третий период-7месяцев.

Дикция:первый период-5месяцев;второй период-10месяцев;третий период-6месяцев.

Дыхание:первый период-4месяца;второй период-10месяцев;третий период-7месяцев.

В процессе обучения детей пению возникают благоприятные ситуации для передачи знаний,и задача учителя прежде всего состоит в том, чтобы подготовить восприятие детей наилучшим образом.Здесь на помощь приходит память, внимание и эмоциональный подъем, без которых немыслим весь учебный процесс и которые необходимо развивать в любом из видов деятельности.Наиболее рациональным способом развития памяти на уроке является запоминание и частое повторение небольших заданий, постепенное их усложнение и увеличение объема.

Вопросы для самоконтроля:

1.Этап формирования певческих навыков?

2. 3 периода формирования певческих навыков.

3.Первый период формирования.

4. Второй период формирования.

5.Третий период формирования певческих навыков.

6.Временные сроки формирования певческих навыков.

Рекомендуемая литература:

1.Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 14,Москва 1979


Ұқсас жұмыстар

ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Жазу - жазбаша мәтін жасауға бағытталған сөйлеу әрекетінің бір түрі
Қазақстан Республикасында техникалық және кәсіптік білім беруді дамыту
Ағылшын тілі пәнінде оқушылардың сөздік қорын дамыту
«Сүйіспеншілік» тақырыбындағы фразеологизмдерді сөйлеу дағдысын дамытуда қолдану жолдары
Жалау Мыңбаев - қоғам қайраткері
Болашақ мұғалімдерге технологиялық білім берудің тарихи-педагоги- калық алғышарттарын айқындау
Тіл мәдениетінің сипаты
Мемлекет тарихы институты
Жаһандану жағдайында болашақ бастауыш мектеп мұғалімін кәсіби іс - әрекетке даярлаудың педагогикалық негіздері