Лекция 13. Тема: Деловая игра. Технология подготовки и проведения деловой игры в обучении.

Цель: сформировать систему знаний о методе деловой игры. Познакомить с технологией подготовки и проведения деловой игры.

План.

1.     Особенности и характеристика деловых игр

2.     Методические рекомендации к проведению управленческой деловой игры

 

Особенности и характеристика деловых игр

§       Структура, организованная преподавателем

§       .Высокий уровень участия всех членов группы.

§       Дают всем обучаемым одинаковую возможность быть задействованными в процессе обучения.

§       Обычно цель таких игр - сфокусировать внимание на эффективное взаимодействие и обмен опытом между участниками.

§       Показывают различия между содержанием и процессом.

§       Задания   разработаны   так,   чтобы   не    имеющие   предварительной подготовки учащиеся могли принимать участие в них.

§       Сводят к минимуму нужду в знаниях эксперта.

§       Дают   возможность   обучающимся   практиковать  различные  сложные навыки испытывать целую гамму чувств.

Преимущества

§       Обеспечивает многообразие, участие, деятельность.

§       Процесс изучения происходит на гораздо более глубоком уровне, например: на исследовательском уровне.

§       Участники переживают целую гамму эмоций.

§       Подчеркивает роль участника в процессе его собственного обучения.

§       Не выставляет обучающего как эксперта или как единственную фигуру, дающую знания.

§       Снижает зависимость обучающихся от обучающего.

§       Подчеркивает,  что  группа  обучающихся -  замечательный   источник обучения.

§       Поощряет процесс творчества, размышления (оценки) и  определения  обучения.

§       Высокий уровень обучения в течение короткого промежутка времени.

§       Позволяет обучающимся идти на риск, находясь при этом в безопасном окружении.

§       Помогает развивать навыки, например: работы в команде, слушание, установки, обратной связи.

Затруднения

§       Волнения обучаемых по поводу провала или утраты достоинства

§       Волнения обучаемых по поводу их собственной неадекватности или страх разочаровать других

§       Процесс обучения непредсказуем

§       Может не послужить процессу обучения, если обучающий недостаточно подготовился.

Методические рекомендации к проведению деловой игры

Выделяют следующие этапы в организации деловой игры:

1. Разработка замысла деловой игры.

2. Выбор и обоснование объекта игрового моделирования.

3. Разработка структуры деловой игры и игрового комплекса

4. Разработка и получение задания для участников игры и уяснение ими

условий игры.

5. Разработка системы оценивания деятельности участников игры.

6. Разработка научно-методического и информационного обеспечения игры.

7. Разработка методики проведения игры.

8. Оценка эффективности дедовой игры.

9. Обратная связь.

Объект игрового моделирования

Умениям и навыкам представления объекта как системы и его моделированию, знаниям системного анализа и системного подхода, необходимых при решении проблем, посвящаются специальные занятия, целью которых является формирование этих умений и навыков.

Определение объекта игры и общего круга проблем, которые будут Вынесены для обсуждения и принятия решений в процессе деловой игры -важнейший предварительный этап в создании управленческой деловой игры. Этот этап во многом определяет специфику игры и дальнейшее ее содержание. Здесь формулируется замысел и назначение данного вида игры, определяется цель, задачи, которые должны будут решаться в ходе игры. Что из себя представляет объект? На основе какой информации он будет создан?

Разработка объектов игрового моделирования включает в себя несколько

этапов:

-   анализ    реальной    ситуации,    которая    рассматривается    всеми

участниками игры;

-   выбор и обоснование структуры объекта;

-  выбор и обоснование параметров объекта;

-  выбор модели среды, в которой будет функционировать объект;

-  выбор условий его функционирования;

-  коррекция выбранной структуры и параметров объекта.

Литература

1.     Кайкенова Ж.К. Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих: учебно-методическое пособие. Астана, 2008 г.

2.     Салагаев В. Культура делового общения. Деловая риторика. Деловые документы: Учебное пособие. - Алматы, 2000.

3.     Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999.

Вопросы для самопроверки:

1.     Какие этапы выделяют в организации деловой игры?

2.     Дайте характеристику деловых игр


Ұқсас жұмыстар

Балалардың сөздік қорларын дамытудың жолдары
Балаларды тәрбиелеу процесінде ойынның рөлі
Әр түрлі жастағы топтарда тіл дамыту оқу іс-әрекетінің құрылымын өткізу ерекшеліктері
Бала тәрбиесіндегі ойын рөлі
Тұлғаның тәрбиелеудегі ойынның ролі
Дидактикалық ойындар мен жаттығулар арқылы балаларды тілдің дыбыстық мәдениетіне тәрбиелеу
Бала санасын ұлттық салт-дәстүрді қалыптастыруда ойындардың рөлі
Ойын жайлы
Жасөспірімдердің девиантты мінез-құлық ерекшеліктерін анықтау
Баланың денесін спорттық ойындар арқылы жаттықтыру