Лекция 13. Тема: Деловая игра. Технология подготовки и проведения деловой игры в обучении.
Цель: сформировать систему знаний о методе деловой игры. Познакомить с технологией подготовки и проведения деловой игры.
План.
1. Особенности и характеристика деловых игр
2. Методические рекомендации к проведению управленческой деловой игры
Особенности и характеристика деловых игр
§ Структура, организованная преподавателем
§ .Высокий уровень участия всех членов группы.
§ Дают всем обучаемым одинаковую возможность быть задействованными в процессе обучения.
§ Обычно цель таких игр - сфокусировать внимание на эффективное взаимодействие и обмен опытом между участниками.
§ Показывают различия между содержанием и процессом.
§ Задания разработаны так, чтобы не имеющие предварительной подготовки учащиеся могли принимать участие в них.
§ Сводят к минимуму нужду в знаниях эксперта.
§ Дают возможность обучающимся практиковать различные сложные навыки испытывать целую гамму чувств.
Преимущества
§ Обеспечивает многообразие, участие, деятельность.
§ Процесс изучения происходит на гораздо более глубоком уровне, например: на исследовательском уровне.
§ Участники переживают целую гамму эмоций.
§ Подчеркивает роль участника в процессе его собственного обучения.
§ Не выставляет обучающего как эксперта или как единственную фигуру, дающую знания.
§ Снижает зависимость обучающихся от обучающего.
§ Подчеркивает, что группа обучающихся - замечательный источник обучения.
§ Поощряет процесс творчества, размышления (оценки) и определения обучения.
§ Высокий уровень обучения в течение короткого промежутка времени.
§ Позволяет обучающимся идти на риск, находясь при этом в безопасном окружении.
§ Помогает развивать навыки, например: работы в команде, слушание, установки, обратной связи.
Затруднения
§ Волнения обучаемых по поводу провала или утраты достоинства
§ Волнения обучаемых по поводу их собственной неадекватности или страх разочаровать других
§ Процесс обучения непредсказуем
§ Может не послужить процессу обучения, если обучающий недостаточно подготовился.
Методические рекомендации к проведению деловой игры
Выделяют следующие этапы в организации деловой игры:
1. Разработка замысла деловой игры.
2. Выбор и обоснование объекта игрового моделирования.
3. Разработка структуры деловой игры и игрового комплекса
4. Разработка и получение задания для участников игры и уяснение ими
условий игры.
5. Разработка системы оценивания деятельности участников игры.
6. Разработка научно-методического и информационного обеспечения игры.
7. Разработка методики проведения игры.
8. Оценка эффективности дедовой игры.
9. Обратная связь.
Объект игрового моделирования
Умениям и навыкам представления объекта как системы и его моделированию, знаниям системного анализа и системного подхода, необходимых при решении проблем, посвящаются специальные занятия, целью которых является формирование этих умений и навыков.
Определение объекта игры и общего круга проблем, которые будут Вынесены для обсуждения и принятия решений в процессе деловой игры -важнейший предварительный этап в создании управленческой деловой игры. Этот этап во многом определяет специфику игры и дальнейшее ее содержание. Здесь формулируется замысел и назначение данного вида игры, определяется цель, задачи, которые должны будут решаться в ходе игры. Что из себя представляет объект? На основе какой информации он будет создан?
Разработка объектов игрового моделирования включает в себя несколько
этапов:
- анализ реальной ситуации, которая рассматривается всеми
участниками игры;
- выбор и обоснование структуры объекта;
- выбор и обоснование параметров объекта;
- выбор модели среды, в которой будет функционировать объект;
- выбор условий его функционирования;
- коррекция выбранной структуры и параметров объекта.
Литература
1. Кайкенова Ж.К. Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих: учебно-методическое пособие. Астана, 2008 г.
2. Салагаев В. Культура делового общения. Деловая риторика. Деловые документы: Учебное пособие. - Алматы, 2000.
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие этапы выделяют в организации деловой игры?
2. Дайте характеристику деловых игр
Балалардың сөздік қорларын дамытудың жолдары
Балаларды тәрбиелеу процесінде ойынның рөлі
Әр түрлі жастағы топтарда тіл дамыту оқу іс-әрекетінің құрылымын өткізу ерекшеліктері
Бала тәрбиесіндегі ойын рөлі
Тұлғаның тәрбиелеудегі ойынның ролі
Дидактикалық ойындар мен жаттығулар арқылы балаларды тілдің дыбыстық мәдениетіне тәрбиелеу
Бала санасын ұлттық салт-дәстүрді қалыптастыруда ойындардың рөлі
Ойын жайлы
Жасөспірімдердің девиантты мінез-құлық ерекшеліктерін анықтау
Баланың денесін спорттық ойындар арқылы жаттықтыру