Глоссарий
Акцент – выделение звука посредством большей громкости.
Аккорд – Созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Альтерация - повышение или понижение ступени, не входящей в тоническое трезвучие.
Большое или мажорное трезвучие - состоит из большой и малой терции.
Вводные септаккорды – построенные на седьмой ступени мажора и гармонического минора.
Главные трезвучия лада - построенные на первой, четвертой и пятой ступенях лада.
Гомофония – фактура, в которой имеется один главный голос с аккомпанементом.
Диапазон - общий объем звукоряда, выражающийся в расстоянии от самого нижнего, до самого верхнего его звука.
Динамический оттенок – степень громкости звука при исполнении музыки.
Диссонансы – интервалы, звучащие более резко, неблагозвучно.
Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, построенный на пятой ступени мажора и гармонического минора.
Звукоряд – звуки музыкальной системы, расположенные в восходящем или нисходящем порядке.
Интервал – сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно.
Каденция – последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.
Качественная величина интервала – количество заключенных в нем тонов и полутонов.
Кварта – сочетание данной ступени с лежащей от нее через две.
Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия с квинтой аккорда внизу.
Квинта – сочетание, как бы складывающееся из двух терций, взятых одна за другой.
Количественная величина интервала – количество охватываемых им ступеней.
Консонансы – интервалы, звучащие более мягко, благозвучно.
Лад – совокупность звуков, которые на основе родства между ними объединены в систему, имеющую тонику.
Мажорный лад – в котором на тонике образуется мажорное трезвучие.
Малое или минорное трезвучие – состоит из малой и большой терции.
Мелодия – музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
Мелодический рисунок - совокупность движений мелодии вверх, вниз и на месте.
Метр – периодически повторяющаяся последовательность акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени.
Мелодический интервал – звуки которого взяты последовательно.
Минор – лад, в котором на тонике образуется минорное трезвучие.
Модуляция – переход от одной тональности в другую без смены или со сменой лада.
Неустойчивые звуки – в которых выражается незавершенность музыкальной
мысли.
Обращение интервала – перемещение его нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
Параллельные мажор и минор – имеют в натуральном виде одинаковый звуковой состав и, следовательно, одинаковые ключевые знаки.
Пауза – перерыв в звучании.
Пентатоника – звукоряд, состоящий из пяти звуков, которые могут быть расположены на расстоянии больших секунд и малой терции друг от друга.
Подголоски – разветвления основного напева, которые то сливаются с ним в унисон или октаву, то звучат как самостоятельные голоса.
Полифония – фактура, в которой голоса, будучи объединены гармонией, самостоятельны и равноправны.
Побочные трезвучия - трезвучия лада, построенные на всех ступенях, кроме главных.
Простые метры и размеры - имеющие две или три доли при одном акценте.
Простой интервал – не превышающий своей величиной чистой октавы.
Размер – нотное изображение метра посредством обозначения его доли определенной длительностью, а всей метрической группы долей – дробью.
Регистр - отличающаяся характерной звуковой окраской часть всего музыкального диапазона отдельного голоса или инструмента.
Ритм – организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности.
Ритмический рисунок – последовательность звуковых длительностей, взятая отдельно от высотных отношений звуков.
Секунда – сочетание данной ступени с ближайшей к ней сверху или снизу.
Секстаккорд – первое обращение трезвучия, с терцией аккорда внизу.
Септаккорд – четырехзвучие, располагающееся по терциям.
Синкопа – звук, начинающийся на легкой доле и выдерживаемый на следующей за ней более тяжелой.
Сложные метры и размеры - образуются от слияния в последовательности одинаковых простых метров.
Сложные смешанные метры и размеры - образуются от слияния простых метров и размеров в различных возможных сочетаниях.
Созвучие – одновременное сочетание нескольких звуков
Ступень – звук музыкальной системы.
Такт – отрезок музыкального произведения, который начинается с тяжелой доли и кончается перед следующей тяжелой долей.
Темп – скорость движения, частота пульсирования метрических долей.
Терция – сочетание данной ступени с лежащей от нее через одну сверху или снизу.
Тоника – главный устойчивый звук лада.
Транспозиция – перенесение произведения или его части из одной тональности в другую без каких-либо иных изменений.
Трезвучие – аккорд, который состоит из трех звуков, располагающихся по терциям.
Устойчивые звуки – опорные звуки лада.
Устойчивые интервалы – образуются из звуков, входящих в тоническое трезвучие.
Фактура – изложение музыкального материала.
Цезура – момент раздела между любыми частями музыкального произведения.
Чистая прима – сочетание данной ступени с ее буквальным повторением.
Энгармонизм – равенство звуков по высоте при различном их значении и написании.
Глоссарий
«Бастапқы есеп және құжат айналымы» пәні бойынша СӨЖ және ОСӨЖ тапсырмаларын орындауға арналған ӘДІСТЕМЕЛІК НҰСҚАУ
Іс қағаздарын мемлекеттік тілде жүргізу
Паразитизмнің экологиялық тұжырымдамасы
Қашықтықтан оқытуды іске асыруға арналған MOODLЕ жүйесі
СӨЖ (СӨЖО) бойынша әдістемелік нұсқаулар
МДҰ әдістемелік кабинет
JavaScript- та бағдарламалау
Оқу-әдістемелік кешен “Сулы жүйелер географиясы” пәні бойынша
Психоллогия консультация жайлы анықтама беру