Народная казахская музыка

Цель занятия: Объяснить особенности фольклорных произведений вокальных жанров, дать классификацию песенных фольклорных жанров, выявить особенности каждого их фольклорных песенных жанров.

Основные вопросы, задания:

1.      Признаки песенного жанра

2.      Распевные и речитативные песни

3.      Айтыс как художественное явление

Тезисное изложение материала занятия:

Бытовые песни играли важную роль в формировании личности человека. Посредством песен из поколения в поколение закреплялись традиционные устои жизни семьи и всего аула, молодежи преподносились нравственные сентенции, формировались эстетические вкусы.

Тематика песен многообразна. Почти все, чем была заполнена жизнь казахского шаруа (крестьянина), находило свое отражение в песнях. Повседневный быт и многовековой опыт кочевника-скотовода передавался в песнях в виде описания примет, пословиц, поговорок, в афоризмах и различных изречениях. В песнях этого жанра воспевались главные источники существования народа – четыре основных вида животных: лошади, овцы, верблюды и коровы; воспевались паздбища, реки и озера. Песни посвящались охоте, ловчим птицам, прославленным скакунам. Песнями встречали наступление времен года, восход солнца, появление звезд и луны, которая и поныне является у казахского народа синонимом женской красоты. Песней благословляли при отъезде в дальний путь, при отгоне табунов на новые пастбища. Песнями сопровождались все значительные события в жизни семьи: рождение детей, свадьбы, похороны, важнейшие события в жизни всего аула или рода; открывались совещания аксакалов (старейшин), объявлялись решения по важнейшим вопросам, собирали воинов в поход. Песней Естирту извещали о печальных событиях, песней Суюнши сообщали радостные вести, за которые вестник получал подарок – суюнши.

Традиционным видом исполнительства было сольное пение, сопровождаемое игрой самого певца на домбре или кобызе, или сольное исполнение на инструментах песен и кюев (инструментальных пьес).

Носителями и популизаторами музыкального искусства были певцы (анши, оленши), сказители (жырши) и музыканты (кюйши), деятельность которых носила профессиональный характер. Наиболее широкое признание получали те, кто обладал не только исполнительским талантом, но и поэтическим дарованием. Певцы и музыканты разъезжали по аулам, выступали в базарные дни на торговых площадях городов, на сезонных ярмарках, больших народных празднествах, родовых поминках (ас) и даже выезжали за пределы своего края – в Киргизию, Туркмению, Узбекистан, повсюду являясь желанными гостями.

Репертуар профессиональных певцов и музыкантов содержал обычно такие произведения, для исполнения которых надо было обладать сильным, большого диапазона голосом и вокальным мастерством или безупречной техникой игры на инструменте. Выступления профессионалах обычно проходили в обстановке айтысов (соревнований), что заставляло их систематически тренироваться и совершенствоваться, а также постоянно обогащать свой репертуар новыми актуальными произведениями.

Народ любил и уважал певцов и музыкантов, поддерживал их материально, а в случае необходимости укрывал их и от преследования власть имущих. Считалось большой честью для хозяина, если странствующий акын или певец останавливался в его юрте.

Песенное богатство казахского народа Б. Ерзакович классифицирует по следующим жанрам:

1.      Семейно-бытовые песни.

2.      Семейно-обрядовые песни.

3.      Трудовые песни.

4.      Лирические песни.

5.      Песни социального протеста.

6.      Исторические песни.

7.      Музыкальное воплощение эпических сказаний и легенд.

Семейно-бытовые песни

1.      Поучительные песни

Содержание поучительных песен составляют вопросы морали, общественной и семейной жизни казахов. В этих песнях выражены благородные чувства любви и преданности Родине, своему народу. В них воспевается трудолюбие, честность, скромность, осмеивается тунеядство, бахвальство, излишнее щегольство. В них есть размышления о смысле жизни и моральные сентенции начинающим самостоятельную жизнь молодым людям.

В бытовых песнях осуждались неравные браки, являвшиеся обычно следствием того, что Коран разрешал полигамию, а браку обязательно сопутствовал калым – выкуп невесты. Неравные браки насаждались и обычаем левирата (аменгерства), когда вдова или невеста умершего жениха должна была выходить замуж за брата мужа или за брата жениха, а если их нет, то, по решению старейшин рода, за ближайшего родственника. Поэтому бывали случаи, когда 10-12-летний мальчик делается супругом 40-45-летней женщины.

Осуждение неравных браков часто выражалось в сатирических сценках и рассказах, исполняемых народными шутниками – ку в виде перебранки между супругом и его молодой женой. Ку умело подражали то сиплому голосу ворчливого старца, то невинному голоску оправдывающейся молодухи. Одной из замечательных юмористических песенок о старом муже и его молодой жене является «Песня дряхлого старика». В ней в шутливом тоне рассказывается о ревнивом муже, пытающемся напугать свою токал тем, что он еще силен и глаза его зорки, чтобы следить за его поведением. Однако его тирады прерываются бессильным кашлем и стонами от старческой немощи.

Поучительных сентенций полна песня «Талапкер» («Стремящийся вперед»). В ней содержится целый кодекс житейских представлений о том, что нужно для счастливой жизни человека. В ней есть эпикурейское отношение к жизни, одобрительное отношение к беспечному времяпреповождению людей типа сере.

Слушайте, стремящиеся вперед юноши, мечтавшие о красавице и хорошем коне.

Во-вторых, иметь бы коня быстроходного…

В-третьих, пусть всегда сопутствует тебе твой ястреб…

В-четвертых, - чтобы всегда была с тобой борзая собака…

В-пятых, надо бережно ухаживать за своей борзой…

В шестых, надо иметь хорошую двустволку…

В-седьмых, чтобы в семье было благополучно, чтобы дети были славными…

В-восьмых, надо знать, что главное на свете иметь семью, детей и скот.

В-девятых, не женитесь на богатой, соблазнившись ее приданым, но не женитесь и на бедной. Женитесь на такой, которая честна и воспитана.

В десятых, чтобы ее родители были достойными людьми. Как говорили в старину: «не женись на невесте, а женись на ее роде», чтобы он был богат людьми и скотом.

В-одиннадцатых, заиметь детей – это счастье, без детей вся прожитая жизнь оставит только неудовлетворенность, чтобы твой сын не отставал от тебя, ездил бы с тобой на охоту.

В песнях говорилось и о том, что не нужно для человека, для его семьи, для общества. Например, песня «Тринадцать плохо», где основная фраза повторяется 52 раза, до полного исчерпания текста; после этого заключительная строка текста поется на новую мелодию.

Во-первых, что плохо?

-Воровством увеличивать свое богатство…

-Избалованная девушка.

-Скроенная без примерки одежда.

-Народ, оставшийся без старших.

-Когда сиротой остается малыш.

-Когда юрта остается без хозяина.

-Когда невеста становится вдовой.

-Когда народ переживает тяжелые времена.

-Когда пришло 90 лет и наступила беспомощная старость.

-Могила определенной ширины и длины.

-Молодая женщина, покинувшая мужа.

-Повторные набеги врага.

-Из всего сказанного самое плохое - бедность.

Распространены песни, характеризующие человека в разные годы его жизни – от рождения и до глубокой старости. В песне «Омир туралы» переданы рассуждения о жизни человека:

Пеленают меня до годика,

В два – начинаю ходить, но не разговаривать.

В пять лет не удержишь дома, все скачешь на палочке верхом.

В десять – прыгаешь по пригоркам, как козленок.

В двадцать лет, как молодой гибкий тростник.

В тридцать – как заяц-русак, прыгающий до неба.

В сорок лет делаешься степенным как простой конь.

В пятьдесят – полностью созреваешь умом, и мысли текут, как неисчерпаемый родник со склона горы.

В шестьдесят лет твои драгоценные качества во всем блеске, как светильник, разбрасывающий свои лучи.

В семьдесят лет – вставая, опираешься оуками о землю, и подальше отстраняешься от своей законной супруги.

В восемьдесят лет – бессильный и дрожащий, как тощий конь шатаешься.

В девяносто лет – не живой и не мертвый.

О, вселенная, для кого же ты бываешь вечной!

Объединяющей чертой поучительных песен является их одноладовость, небольшой диапазон мелодий (от сексты до октавы) и отдельных фраз (терция-квинта), спокойные, речитативного плана интонации, и, в основном, строго метрические соотношения звуков мелодии и слогов стиха. Как правило, все песни изложены в простой одночастной форме. Песни построены четверостишиями из 11-слоговых строк, но иногда и 7 слог.

Поучительные песни исполнялись в небольшом кругу семьи и родственников, соседей и друзей.

Семейные песни. Песни для малышей.

Любовь и нежность к детям сказывались в торжествах, устраиваемых родителями для детей.

Празднование рождения ребенка

Появление нового члена семьи у казахов отмечается семейными праздниками. На первый день рождения, называемый шилдехана обычно без особого приглашения приходит молодежь. Она забавляется, шутит, поет песни в честь новорожденного и его родителей. Песни эти часто носят импровизационный характер, с незамысловатым текстом.

Через неделю устраивался новый праздник – бесик той (праздник колыбели), на который приглашались семейные люди, приходившие с подарками для новорожденного и его матери. В этот день родители объявляли имя ребенка. Иногда выбор имени предоставлялся старшей родственнице (бабушке, свекрови), а в религиозных семьях имя мог дать и мулла. В этот день состоятельные родители приглашали акына или певца, который развлекал собравшихся.

В семьях феодалов и других лиц, имеющих власть, для укрепления своего авторитета среди народа особенно пышно отмечался сороковой день рождения ребенка – қырқына шығару. Он проводился как большой родовой праздник, с участием значительного числа приглашенных. В этот день устраивались разные игры, скачки (байга), проводились айтысы акынов. На айтысах соревнующиеся превозносили до небес хозяина, его жену и детей, а новорожденному предрекали самую светлую будущность. Победители получали богатые призы.

Колыбельные песни

Любовь и нежность к бетям грудного возраста отражена в многочисленных колыбельных песнях, имеющих различные ласкательные наименования: «Бесік жыры» («Колыбельная песня»), «Бәпем-ай» («Моя малютка»), «Әлди бөпем» («Будь счастливым малютка») и др. Мелодии колыбельных песен характеризуются лаконичностью, небольшим диапазоном (квинта, секста), многократно повторяющимися попевками и однородным размером (2/4, 6/8, 9/8).

Забавы с малышами

Первые самостоятельные щаги малыша – радость для семьи, она отмечается специально посвященными этому событию песнями. Одной из таких песен о первых проявлениях самостоятельности ребенка, является «Тұсау кесу жыры» («Песня о резании пут»). В доме, где малыш начинает самостоятельно ходить, собираются родственники и друзья. Самая старшая из гостей, обычно бабушка, а то и сама мать, обвязывает в виде пут шерстяными нитками ножки ребенка, ставит его на пол и перерезает путы ножом или ножницами. Затем, взяв ребенка за ручку и быстро семеня с ним по комнате, поет песню. Все присутствующие подпевают и хлопают в такт ладонями. Песня имеет наставительный характер. Мелодия песни простая, ритмически равномерная, удобная и для коллективного исполнения.

Иди, иди, мой малыш,

Каждый шаг твой меня радует.

Развязали твои ножки,

Чтоб ты мог ходить.

Иди, иди, мой малыш,

Шагай смелее, мой малыш,

Мы посмотрим на шаги,

И подсчитаем твои шаги.

Иди, не бойся, шагай шире.

Жеребеночком беги,

Подарок получишь,

Крепко держись, миленький.

Пусть будет счастливым,

Твой путь.

В жизни шагай, мой малыш,

Достигай высоты.

Беги, мой жеребеночек,

Чтоб волосёнки твои развевались.

Будь шустрым, не будь ленивым,

Иди всегда вперёд, не пяться.

Возьмем пеструю веревочку (разрезанные путы),

Отнесем твоей бабушке.

Скажем, что ты уже большой,

Угостит она тебя сладостями.

Воспитательной песней для ребенка 3-5 лет является песня «Ақ білек». Это интимная бытовая песенка исполняемая только в кругу семьи. Дедушка или бабушка берут малыша на руки и, глядя его по предплечью (білек), поют песню. В ее содержании главным является воспитание у ребенка понятия о необходимости трудиться, слушать советы старших, привыкать к личной чистоте, аккуратно готовиться к занятиям в школе. Мелодия построена на трихордной попевке (I - II - V), незатейлива, простого однородного ритма, удобна для покачивания ребенка на руках.

Билек, билек,

Нежный билек,

Твой аул полон скота,

Садись на потник коня.

Слушайся дедушку,

И будешь жить в достатке.

Билек, билек,

Дедушка твой стар,

За дровами сам ходи,

Дров наколи,

Раньше вставай,

Трудись, снег убери.

Билек, билек,

Недный мой билек,

Бери в руку книгу,

Умой лицо и руки,

Иди в школу,

Учись, набирайся знаний.

Песни для малышей по мелодии очень лаконичны, а каждое из построений охватывает одну – две семислоговые строки текста. Они одноладовые, ритмически однородны, диапазон не превышает сексты, изредка встречаются распевные слоги, но не более чем на два звука. Такая скромность мелодики, в которой большим достоинством является теплота, лиричность и ясное непосредственное выражение незамысловатого содержания, делает песни доступными для малышей.

Песни, игры и забавы детей

Все развлечения аульных ребят были тесно связаны с повседневной трудовой жизнью семьи кочевника-скотовода. Дети с малых лет выполняли несложные работы по хозяйству: для мальчиков это была пастьба, для девочек – доение скота, приготовление пищи, взбивание шерсти, прядение, плетение циновок и так далее.

Помогая старшим пасти скот, или же просто гоняя по степи телят, жеребят, ягнят или козлят, мальчики целыми днями находились на лоне природы. Здесь они наблюдали, как с веселым щебетанием вились в небе жаворонки, а где-то над ними почти неподвижно парил орел. Дети разглядывали плывущие по небу облака, постепенно принимающие все новые и новые причудливые очертания.

Дети начинали понимать «говор» птиц, разбираться в жужжании насекомых, узнавать диких зверей. Многое, что происходило перед глазами казахских ребят, будь то явления природы, животный мир или трудовая жизнь семьи, аула, превращалось детской фантазией в предметы и темы песен и развлечений.

Наступление лета воспевалось в песне «Жаз келеді, алақай!» («О, радость, лето пришло!»). Это красивая, лаконичная по мелодии и плавная по ритму одночастная песня минорного лада. Характерно, что тоника в ней встречается только в начале и конце, а все развитие происходит вокруг доминанты.

Большинство казахских детей с малых лет становились прекрасными наездниками. Не случайно во время байги атшабарами (жокеями) на лучших лошадей часто сажали детей – наиболее легких по весу всадников. Детская игра «Асау мәстек» («Неспокойная кляча») носила спортивный характер: сначала ребята мастерили «неспокойную клячу». Ее изображали два кола, крепко вбитые в землю на расстоянии полутора-двух метров друг от друга. Между ними на высоте 50 – 70 см от земли натягивали аркан (веревку из конского волоса). На середину аркана клали старое одеяло, кошму или шубу. Ведущий игру приглашает желающих сесть на «неспокойную клячу» и поет песенку:

Я поверю в ловкость твою

И зарежу в твою честь козленка,

Если достанешь тюбетейку с земли и не упадешь,

Тогда я поверю в ловкость твою!

Желающий испытать ловкость должен сесть по-восточному (т.е. поджав под себя ноги) на зыбкий весячий аркан с помощью палки (для опоры) и, сохраняя равновесие, достать с земли тюбетейку. «Наказанием» проигравшему будет исполнение им песни, прочтение стишка или крик петухом, рев верблюдом или блеяние козлом.

Детская игра «Қалай айтуды білемін» («Я знаю, как кличут животных») показывает, как трудовые навыки превращались детской фантазией в развлечения и состояла из пяти песенок. Один из старших собирал детей в круг и говорил следующее традиционное наставление:

 

Кто внимателен – тот достигнет.

Кто ищет – тот найдет,

Кто учится – тот пройдет,

Кто ленится – тот быстро стареет.

Потом дети пели песни: «Кто какой голос подает?», потом показывали как кличут маток животных, когда их зовут кормить детенышей, потом как животных зовут на водопой и пр. Дети должны были быть осведомлены о привычках животных, демонстрировали музыкальность и сообразительность.

Детские песни все одноладовые, недольшого диапазона, мелодии их просты, ритм однородный. Все детские песни имеют семислоговый текст, но количество строк в куплетах и рифмы в них разные.


Ұқсас жұмыстар

Рухани - мәдени өмірге қатысты жобалар мен бағдарламалар Халықаралық интеграция
Таскескен таңбаларындағы петроглифтік жәдігерлер
Квинта бұрауындағы күйлеріндегі сипаттамасы
Айман - шолпан жырының типологиясы
Этнопедагогиканың дамуы мен қалыптасуының тарихи-педагогикалық алғышарттары
Қазақ сахнасында ән-аспаптық эстрадалық ансамбль өнерінің даму мәдениеті
Қазақтың үй іші әдет-ғұрып өлеңдері
Балалар және олардың ата-аналарының әрекеттесуімен қазақ тілін меңгерудің тиімді моделін әзірлеу
Мектептегі оқушылар ұйымы арқылы ұлттық тәрбие берудің педагогикалық шарттары жайлы
Музыкалық білім берудің тарихы мен теориясы пәнінің мақсаты