Народная казахская музыка(молодежные игрытрудовые,обрядовые песни)
Молодежные игры
В отличие от многих народов Востока, у казахов женщины не носили паранжи, не вели затворнического образа жизни. Однако этика общественной жизни не допускала свободного общения девушек с юношами. Такие встречи могли происходить только с согласия (часто не бескорыстного) ее родни и в присутствии старшей родственницы девушки – снохи, тетушки или бабушки. Но в вечернее время, а особенно в дни праздников или по случаю благополучного прибытия на место новой кочевки, совместные игры и развлечения аульной молодежи не встречали особых препятствий даже со стороны самых строгих ревнителей патриархальной морали.
Молодеж поет либо разделившись на два хора – женский и мужской, либо на пары для деэтов. Женщины в песнях выражают преимущество своего пола и жалобы на мужчин, мужчины оправдываются, выхваляют себя и описывают прелести любви. Иногда говорят колкости и довольно остроумные ответы.
Одна из популярных игр – «Ақ сүйек» («Белая кость»). В нее играют после работы вечерами. Играющие разделяются на две группы и становятся на одной линии около заметного места (дерева, бугра) недалеко друг от друга. Затем старший из первой группы закидывает как можно дальше в степь большую белую кость. Вторая группа бросается ее искать, а первая вразброд медленно подходит к месту, куда была заброшена кость. Нашедший кость должен добежать с ней до места начала игры, а противники стараются отобрать ее у него. За него заступается его группа, кость передается из рук в руки. Если кость благополучно доставлялась на место искавшей ее группой, то группа забирала себе «в полон» любого из второй группы. Когда вели «полоненного», все играющие в унисон на радостях пели веселую песню «Айголек».
Много игр и развлечений сохранилость от старого времени в быту казахской молодежи. Одним из наиболее распространенных народных развлечений у сельской молодежи является их гулянье у алтыбакана. Парни раскачивают сидящих на качелях девушек и поют разные песни, главным образом лирического содержания, а рядом заводятся игры, затеваются хороводы.
Мелодии молодежных игровых песен близки детским песням. У них незначительный звуковой состав. Стихотворной основой песен молодежных игр является четверостишье с семислоговыми строками.
Песни похоронных обрядов
С глубокой древности бытует у казахов обычай устраивать поминки по умершим. Поминки проводились на третий, седьмой, сороковой дни и спустя год после смерти. Все это время вдова находилась в глубоком трауре и повязывала свою голову черным платком.
В день похорон и на поминках жена, дочери и ближайшие родственницы вместе или порознь пели «Жоктау» («Плач»). Иногда им подтягивали и другие женщины, пришедшие почтить память покойного. В Жоктау выражалась скорбь по умершему, восхвалялась его любовь к жене, детям, заботливость о родных. По адату через год вдова вместе со всем семейством и детьми должны были перейти в жены к брату мужа или его ближайшему родственнику. Адат устанавливал, что «вдова может выйти и за постороннего киргиза, но в таком случае она теряет все свое имущество, дети, не исключая грудных и еще рожденных от первого брака, остаются у родных умершего мужа». Для жоктау характерны небольшие по длительности и короткие по диапазону драматические попевки. После траурного года жоктау в семье больше не пелись. Исполнение их просто как песни считалось дурным предзнаменовением нового несчастья.
За один-два месяца до поминок (годовых) рассылались в отдаленные аулы специальные хабарши (вестники), которые извещали о предстоящем асе. На такие поминки приезжали представители даже отдаленных родов и соседних народов. В память умершего проводились айтысы – поэтические и музыкальные состязания, а также народные игры – скачки, борьба и другие. На айтысах акыны соревновались в восхвалении достоинств умершего: его ума, храбрости, добродетели, справедливости. Победитель получал богатый приз, если же он был жаден до подарков, то после получения награды еще обходил юрты гостей «и везде был принимаем с восторгом, как истый герой дня. При этом, по большей части, он обращался к какому-нибудь киргизу-богачу и воспевал сладкоречивыми словами его добродетели, ум его сравнивал с весенним разливом реки, голос – с рычанием льва и тигра, лицо – солнечным лучам, речь – со сладостью меда, со сливками и т.д.» И. Ибрагимов. Очерки быта киргизов. 1876.
Случалось, что на асах впервые получали народное признание молодые, начинающие свою деятельность певцы, акыны и музыканты. Кенен Азербаев рассказывал, что впервые ему удалось выступить перед массой народа на поминках князя. На этом асе было пятьдесят тысяч человек. Сначала Кенену пришлось петь в юрте, перед судьями соревнований, но обступившие юрту люди, услышав голос Кенена, потребовали, чтобы он выступил перед всеми, собравшимися на ас. Тогда на небольшом холме для него постелили кошму, стоя на которой он и пел свои песни. На этом асе, который длился по обычаю, семь дней, первая премия за лучшую поэтическую импровизацию была присуждена Джамбулу, а первой премии за исполнение песен был удостоен Кенен Азербаев. После этого Кенен окончательно убедился в своем призвании певца, он бросил батрачить и посвятил свою жизнь любимому делу.
Трудовые песни
Наиболее древним жанром казахского народного музыкального творчества являются трудовые песни.
Они в художественной форме отражают трудовую деятельность народа, связанную с ведением кочевого животноводства.
У А. Затаевича, в его огромном количестве записей, имеется только две песни табунщиков, относящиеся по существу к лирическим песням. В. Беляевым опубликованы еще две песни табунщиков, но тоже лирического содержания. Б. Ерзаковичу не удалось записать ни одной песни исключительно трудового преднозначения.
Однако мотивы труда в самых разнообразных его проявлениях встречаются в песнях самого различного содержания – от детских песенок до величественного эпоса. Например, в эпосе Козы-Корпеш, во время поисков своей невесты Баян, ведет трудовую жизнь простого пастуха.
Особенно широко трудовые мотивы звучали в песнях социального протеста. В песне Кенена «Бозторгай» («Жаворонок») поется о тяжелой доле байского пастуха, изливающего свое горе птичке – свидетельнице его страданий. Кенен родился в 1884 году в местности Матыбулак Джамбулской области, в семье бедняка Азербая. Семья Кенена принадлежала к беднейшему сословию казахского народа – консы. Его отец, Азербай, был пастухом, а мать, Улдар, выполняла черную работу в байском хозяйстве. Жили они в курке – лачуге, построенной из палок, покрытых хворостом и хламом. Обычно такие лачуги стояли на отшибе, в стороне от байских жилищ. В редкие часы досуга Азербай брал в руки самодельную домбру и играл, а Улдар пела. Так, с детских лет, в домашнем кругу своей семьи Кенен узнал и полюбил народные песни. Когда Кенену минуло семь лет, неожиданно умерла Улдар. Азербай без помощи жены не в силах был на свой жалкий заработок прокормить едиинственного сына. Ребенок должен был разделить участь своих обездоленных сородичей – пойти к баю в пастухи. Однообразная работа пастуха, почти полное одиночество были невмоготу впечатлительному мальчику. В 1895 году, одиннадцати лет, Кенен сочинил первую песню – «Бозторгай». Сюжет песни повествует о безотрадной доле и подневольном труде байского пастуха. ЕЕ мелодия в объеме терцдецимы включает кантилену, речитацию и виртуозные пассажи.
Итак, трудовые мотивы в песнях казахского народа тесно переплетаются с самыми разнообразными по сюжетике и музыкальному воплощению жанрами. Отсюда и отсутствие в этих песнях единых стилистических черт.
Песни – завещания
Под влиянием вековых традиций, уважения и преемственности опыта деятельности старшего поколения в лирическом жанре песенной культуры казахского народа издавна бытуют песни-завещания. Их исполнение профессиональными акынами и певцами сопровождалось публичным символическим актом: уходящий из жизни вручал в дар лучшему ученику и последователю свою домбру.
Достоверно известно, что великий казахский акын Джамбул Джабаев в молодости получил домбру из рук своего учителя акына Суюмбая, а известный акын и певец Кенен Азербаев – от своего учителя акына Сарбаса.
Однако завещательные песни сочинялись не только при приближении кончины. Их создавали акыны и певцы в расцвете своих творческих сил, когда, будучи известными и авторитетными людьми, они выражали в песнях свое мировоззрение и эстетические взгляды. Поэтому завещательные песни носят поучительный характер, а главное их назначение – утверждение в обществе благородных нравов.
До конца своей жизни (1945) Джамбул имел в своем репертуаре Осиет (Завещание), песню, сочиненную в 1901 году. Он определил в песне гуманистический идеал жизни и творчесетва, идеал служения народу, мораль бескорыстного подвига во имя светлого будущего.
Эх-ма,эх, бренный мир – не покой.
Люди в нем – караван кочевой...
Мир веселый оставят. Пройдут
Через свой перевал вековой.
Входишь с голосом звонким ты в свет,
А при выходе – голоса нет.
Колшибай оставлял для сынов
Образец поучительных слов.
Чистым сердцем, приятель, дыши!
В добром деле ты счастье найдешь –
Славных подвигов не совершив,
Что из жизни с собой унесешь?
Все сокровища мира собрав,
Не найдешь ты в богатстве добра.
Светлой памятью, вечной, святой,
Будет жить и сиять над тобой
Лишь добро, что ты миру несешь!
Остальное в могилу с собой
В белом саване не возмешь.
В некоторых песнях-завещаниях нашло также отражение легкое, беспечное отношение к жизни отдельных певцов и акынов, видевших свое призвание только в различных увеселениях. В своих песнях эти акыны завещали молодежи играть и развлекаться, ибо жизнь быстро промчиться – не успеешь оглянуться, как подойдет старость.
Стихотворная основа лирических песен – 11-слоговое строение строки четверостишия. Бывает синхронность и асинхронность во взаимодействии мелодии и стиха.
Слово «айтыс» произошло от казахского «айт»(скажи) и имеет значение «состязаться, схватиться, поспорить».
Бадик-айтыс – один из самых древних видов айтыса – словестное состязание молодежи в попытке испугать болезнь и добиться ее исчезновения.
Жар-жар – айтыс – элемент свадебного обряда – словестное состязание юношей и девушек перед тем, как невеста покинет отчий дом, каждая строчка которого заканчивается словами «жар-жар».
Кайым – айтыс – айтыс между девушками и джигитами, исполняемый во время игр и развлечений.
Айтыс акынов – состязание мастеров слова.
Методические рекомендации:
При знакомстве с песенными жанрами казахского фольклора, необходимо обратить внимание не только на особенности кахдого фольклорного песенного жанра, но и на создателей народных песен – акынов, салов и сере. Для подготовки к восприятию дисциплины «История казахской музыки» необходимо знакомиться с исполнительским стилем и описанием жизненного пути ведущих вокальных мастеров: Биржаном, Аханом, Кененом, Мухитом, Ибраем и Асетом, Жаяу-Мусой, узнать вклад Абая Кунанбаева в сокровищницу казахского песенного искусства. Полезно познакомиться с образцами песенных мелодий перечисленных авторов и выучить наизусть мелодии самых знаменитых песен.
Эпос – самый большой монументальный жанр народного творчества. От сказителей записано свыше 100 сказаний, в каждом из которых тысячи строк.
Жыр – сказание, древнейшая форма казахского стиха, известная у многих других тюркоязычных народов.
Эпос – поэтическая история народа.
В сказаниях отражены реальные исторические сказания древнейших эпох, но воспроизводятся они в идеализированном, поэтическом изложении.
В казахский эпос вошли сказания Тюргского каганата, огузов и кипчаков, Ногайской и Белой орд, сказания, воспевающие казахскую историю 15 – 18 веков.
Существует два вида эпических сказаний: героический (батырлар жыры) и лирический (социально-бытовой).
Батырлар жыры в центре имеет богатырские деяния героя, его борьбу за освобождение родной земли. Это: «Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды» и др.
Сказание о герое начинается с предистории: с рассказа о том, что бездетные старики, будущие родители героя, ожидают чудо – рождение ребенка. Наконец рождается богатырь, который растет не по дням, а по часам. Верной подругой выступает его жена или невеста, которую он обретает с помощью героического сватовства и в результате победы в свадебных испытаниях. Основное содержание героического эпоса – защита родной земли от захватчиков, битвы и поединки батыра с врагами, нападающими на мирный народ.
Лирический эпос часто называют по имени героини («Кыз Жибек», «Сулушаш», «Макпалкыз») или по именам влюбленных («Козы-Корпеш и Баян-Слу»). Здесь тоже темы героической борьбы с завоевателями, но они подчиняются главной теме – любви, семье.
Эпос исполняется омузыкаленно в сопровождении домбры. Жыршы по ходу изложения эпоса применяют обычно несколько напевов. Музыка чутко следует за текстом, является для него канвой. Речитативное пение эпического текста изредка прерывается прозаическим рассказом, который начинается обычно со слов «Ал кисса».
Традиции эпического искусства передаются из поколения в поколение, по наследству.
Самый древний эпический сюжет из сохранившихся – «Алпамыс» - как сказка он жил в 6 – 7 веках, эпосом стал в 16 веке.
К малым эпическим жанрам относят терме, толгау, мактау.
. Терме – импровизационно-речитативная песня поучительного содержания. Это назидательные речитативы, цепочка наставлений. Здесь одна, две или несколько строк имеют свое содержание, внешне они объединены рифмой, повторением слов:
Цену каменной крепости
Казах не знает – узбек знает;
Что передняя подпруга давит
Хозяин не знает – конь знает;
Цену храброго молодца
Свои не знают – чужие знают…
Части могут бытовать сами по себе, их можно дополнять новыми.
Объем терме разный – от одного четверостишья до нескольких куплетов, но они не бывают громоздкими, чтоб не затруднять запоминание.
Само слово «терме» (от «тер», «теру» - собирать, нанизывать) означает «сборный».
Терме характеризуются ритмически четкими, короткими мелодиями небольшого диапазона. Терме обычно начинают со вступительного возгласа, расчитанного на привлечение внимания слушателей, за ним следует многократно повторяемая мелодия и заключение, своими новыми интонациями подчеркивающее завершение выступления акына.
Развитие мелодической линии терме происходит обычно путем опевания доминанты, или других звуков, образующих трихорд. По ходу исполнения поэтической импровизации акыны, как и жырши, иногда значительно варьируют первоначальную тему, а на заключительных фразах переходят в побочную тональность.
Каждый известный поэт или сказитель обладает своим терме, как своеобразным лейтмотивом его поэтического творчества. На мотив этого терме акын может импровизировать на темы самого различного содержания, что свидетельствует о подчиненной роли в его творчестве музыкальной канвы по отношению к поэтическому тексту.
Мактау – песни - величания.
Методические рекомендации:
Осознать, что жыры описывают историю казахского народа, несут особые отличительные признаки, выделить их. Нужно знать осносное содержание самых известных жыров – это задание для самостоятельной работы по теме.
Особое место в обществе занимали профессиональные музыканты, поэты и певцы, получившие от народа звания – титулы – акыны, жырау, жырши, кюйши, салы и серэ.
Акын – мастер поэтического слова, поэт-импровизатор – выступает обычно в песенно-поэтических состязаниях (айтысах) на крупных народных сборищах, праздниках от имени рода. Акын всегда выступает, аккомпанируя себе на домбре, а стихи, которые он сочиняет, звучат напевно или как мелодический речитатив. Народный акын – это человек, хорошо знающий историю, культуру своего народа, политику и географию, обладающий немалыми для своего времени знаниями.
Жырау – выступает от имени всего народа. Слово «»жырау присходит от слова «жыр» - эпос, сказание, стих. Жырау – создатели и исполнители эпических поэм. Жырау мог быть полководцем или старейшиной, аксакалом. К его словам прислушивались казахские ханы.
Жыршы – исполнители сказаний, эпических произведений. С 17 века жырау уступили место жыршы.
Кюйши – не только музыкант-исполнитель, но и автор кюев. Кюйши были виртуозными исполнителями своих и чужих кюев.
Сал и серэ – певцы, музыканты, рассказчики, борцы, фокусники, наездники, жонглеры. Выделялись своим поведением и внешностью. Их наряд и убранство коня были всегда подчеркнуто яркими, изящными.
По преданию, первым музыкантом среди казахов был Коркут-ата – создатель замечательных мелодий и кюев, выразитель и хранитель древней народной мудрости. Жил и творил в низовьях реки Сырдарьи. Он считается родоначальником и покровителем шаманов – баксы, создателем заклинательных мелодий и песен, является героем легенд.
Аталык – пел о временах Джучи хана (13 век).
Сапыр-жырау – автор повествования о распрях Тохтамыша и Тимура (14 век).
Асан-Кайгы – казахский жырау, философ, жил в годы распада Золотой Орды (15 век). Считается создателем бытовых обрядовых песен, вещих песен и наставлений, создателемэпоса «Аз-Жанибек - Карашаш».
В
Қазақтың үй іші әдет-ғұрып өлеңдері
Қазақ сахнасында ән-аспаптық эстрадалық ансамбль өнерінің даму мәдениеті
Айман - шолпан жырының типологиясы
ТҰРМЫС - САЛТ ЖЫРЛАРЫ
2003 жылы тіл мен әдебиет саласы бойынша бекітілген кейбір терминдердің қалыптасуы, бірізділігі, жүйелілігі
Рухани - мәдени өмірге қатысты жобалар мен бағдарламалар Халықаралық интеграция
Таскескен таңбаларындағы петроглифтік жәдігерлер
Ғұрыптық фольклор лексикасы: идиоэтникалық семантика
АЛАЗ АҚ-ң қаржылық – экономикалық қызметін талдау
Квинта бұрауындағы күйлеріндегі сипаттамасы