Виды музыкальной деятельности.

Цель лекции: Познакомить студентов с методикой построения урока музыки, использованием наглядных средств обучения, вспомнить известные классификации видов музыкальной деятельности.

Основные вопросы и их тезисное изложение:

1.      Методика построения урока музыки. Виды музыкальной деятельности.

2.      Развитие творческого отношения к музыке.

3.      Использование наглядных и технических средств обучения.

4.      Планирование урока музыки.

5.      Отбор репертуара для школьного урока.

6.      Виды музыкальной деятельности.

Диапазон детских певческих голосов

Детские голоса мальчиков и девочек младших классов располагаются обычно в одном объеме.

Начальный диапазон детских голосов:

Отбор песен для работы с детьми всегда зависит от певческих возможностей класса.
В первом классе, в самом начале обучения, особенно важно учитывать и малый диапазон, и хрупкость детского голоса. Постепенно по мере приобретения певческого опыта и с возрастом певческие возможности детей расширяются и вместе с тем обогащается песенный репертуар школьников. Полный диапазон высоких детских голосов:

Полный диапазон низких детских голосов:

Хоровое пение в унисон, то есть одноголосное пение в начальной  стадии не превышает первой октавы. Средний регистр женских голосов как раз совпадает с регистром голосов  детских, поэтому настройку и показ песни женским голосом дети легче воспринимают, нежели показ мужским голосом. Мужские голоса, даже тенор, звучат на октаву ниже, чем женские и детские голоса, поэтому настройка и показ песни мужским голосом для детского слуха несколько сложнее.

Дети привыкают довольно быстро к такого рода слуховой перестройке. Прислушиваясь к пению детей, учитель постепенно выясняет, что одним детям легче петь более высокие, а другим— более низкие звуки. Таким образом, в самой природе детских голосов заключена возможность двухголосного пения, и чем раньше ввести двухголосие в школьное пение, тем естественнее будет проходить развитие детских голосов, а вместе с тем и художественный рост детского коллектива. Совпадая по диапазону, голоса мальчиков и девочек заметно различаются по тембру. Это качество следует иметь в виду при делении на первые и вторые голоса.

В двухголосном хоре основное заключается  в том, чтобы выработать унисон в каждой из групп высоких и низких голосов, то есть добиться такого двухголосия, в котором каждая партия представляла бы собой полный унисон.

При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат. Своеобразной проверкой правильного певческого дыхания служит цепкое дыхание. В этом случае певец сам контролирует свое дыхание, следит за дыханием товарищей, без толчка заканчивает пение и вновь берет дыхание, повторяя тот же звук. Звук образующийся в гортани, очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходит во время попадания звука в пространства (полости), называемые резонаторами. В младшем хоре у детей преобладает верхний резонатор. У более старших детей постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного певца.

В целом детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука. Они делятся на дисканты и альт. Дискант – высокий детский голос, его диапазон до1 – соль 2, альт – низкий детский голос, его диапазон – сольм – ми2. Различают три этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.

1. 7-10 лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

2. Одиннадцать-тринадцать лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.

3. Тринадцать-пятнадцать лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача руководителя – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

4. Шестнадцать – девятнадцать лет, юношеский возраст. Хоры этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты – голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано: до1 – соль2; альты: лям – ре2; мужская партия: сиб – до1. В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс в певческом хоре должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.

Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной работы. По ходу разучивания песни дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику; исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения механизма звукообразования и целесообразности их использования. Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки. Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует заметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях. Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры. В ней проявляется субъективное отношение ребенка к окружающему через исполнение и передачу определенного художественного образа. Выразительность возникает только тогда, когда ребенок проявляет свое отношение к исполняемому вследствие понимания того, о чем говорится в данном произведении. Непринужденное исполнение всегда выразительно. Однако оно возможно только на каком-то начальном этапе разучивания произведения и связанно с элементом новизны восприятия. Как только произведение становится известным, оно уже наскучило детям, ощущение новизны утрачено и непринужденность исполнения потеряна. Сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей навык произвольной выразительности в результате осознанной направленности их волевых усилий.

Перенапряженное звучание не может считаться целесообразным ни для развития детского голоса, ни быть приемлемым с эстетической точки зрения. Поиски оптимального звучания голоса связаны с работой над устранением различных недостатков в функционировании голосового аппарата певца. Работа любой части голосового аппарата отражается на способе колебания голосовых складок – источнике звука – по типу того или иного регистра, что предопределяет и основные характеристики певческого звука. Поэтому понятие об оптимальном голосообразовании у детей мы относим к регистровому режиму. Так как фальцетом можно спеть практически весь диапазон голоса, а грудным – лишь нижнюю часть его, фальцетный режим в детской певческой практике многие специалисты считают единственно приемлемым как не допускающим перегрузки и чрезмерных напряжений в звуке. Однако грудной регистр необязательно должен быть напряженным или неизбежно связан с перенапряжением, если он не выходит за пределы своего диапазона. Если знать звуковысотный диапазон грудного регистра ученика и умело его использовать, то вреда для голоса не будет. При академическом пении возникает необходимость использования более широкого звуковысотного диапазона при различной нюансировке и тембральной насыщенности. Если руководствоваться принципом «от простого к сложному», то эта последовательность имеет общее направление – от чистых регистров к смешанным. В зависимости от индивидуальных особенностей голоса ребенка начинать следует с того голосового регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто. Следует иметь в виду, что один и тот же регистр у детей даже одного возраста так же, как и у различных по своей природе голосов взрослых, звучит по-разному, в зависимости от анатомо-морфологического развития и состояния всего организма и, в частности, голосового аппарата. В связи с индивидуальными особенностями на первом этапе работы целесообразно начать с того типа регистрового звучания, к которому проявляется склонность у ребенка от природы. Конечно, можно научить его петь в любом регистре, но большего успеха добьется тот учитель, который будет начинать работу с учеником, учитывая природу его голоса. Даже в случае свободного владения всеми возможными голосовыми регистрами индивидуальные особенности певца проявятся в том, что в каком-то регистре его голос будет звучать наилучшим образом. Основные этапы формирования оптимального голосообразования у детей зависят от условий занятий: при индивидуальном и коллективном обучении.

В условиях индивидуальных занятий на первом этапе работа педагога должна быть направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы. На втором этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой, необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый или постепенном тембральном обогащении его.

На четвертом этапе следует закреплять и совершенствовать способность ученика произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении. Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от того, как часто будут проводиться занятия, от педагогического воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей. В условиях коллективного обучения трудно создать наилучшие условия для развития голосов всех видов. По видимому, и при коллективном обучении пению целесообразнее будет использовать все виды регистрового звучания. Задача развития детского голоса при коллективном обучении пению усложняется тем, что кроме вокальных навыков необходимо заботиться и о хоровых, которые формируются параллельно с первыми и оказывают влияние друг на друга. На начальном этапе работы первой хоровой задачей педагога является приведение хора к общему тону, т.е. выработка унисона. Своеобразие голосообразования у детей открывает перспективу дальнейшей разработки системы развития у них певческого голоса в различном возрасте с учетом индивидуальных особенностей. Правильная осанка и свобода мышц
Голос – это наш природный инструмент, изначально являющийся частью нашего тела. Стоить вспомнить о том, что все музыкальные инструменты построены по образу человеческого тела. Не только мышцы речевого и дыхательного аппарата, но все тело должно быть «включено», находиться в состоянии собранности-готовности для того, чтобы голос звучал полноценно. Упругие расслабленные мышцы нашего тела, кости, хорошо проводят звук и нервные импульсы, превращают наше тело в звучащую «деку». А дряблые или напряжённые мышцы поглощают звуковые вибрации, обедняют голос и человека. И голос становится таким же слабым, как голос музыкального инструмента, лишённого резонаторного ящика.
Проверьте гибкость позвоночника, проверьте сбалансированность всех частей тела, упирайтесь ногами в землю, проверьте, что голова и шея расслаблены и – позвольте голосу свободно звучать в свободном теле. Правильная осанка также создаёт благоприятные условия для функционирования внутренних органов. Правильная осанка и сбалансированное дыхание взаимосвязаны, поэтому в процессе закрепления правильной осанки развиваются и мышцы, участвующие в дыхательном процессе (гладкая мускулатура бронхов, диафрагма, межрёберные и брюшные мышцы).
Надо знать, что восприятие речи – это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего. Поэтому зажатость непременно передаётся слушателям и те либо инстинктивно временами отключаются от восприятия, давая отдых мышцам своего голосо-речевого аппарата, либо испытывают усталость к концу общения.
А как же быть с так называемыми «психологическими зажимами»? Хорошая новость состоит в том, что психика и «физика» связаны неразрывно. Так называемые «зажимы» голоса,   действительно, прежде всего психологические, но начать их «разжимать» можно и с другого конца,  освобождая тело.
У человека есть две мышечные системы. Внешняя (поперечно-полосатая), которая отвечает за работу внешних органов (руки, ноги,  брюшного пресса, языка и т.п.). И внутренняя (гладкая), которая отвечает за работу внутренних органов. Голос – это  уникальное явление: он может звучать под воздействием как внутренней, так и внешней мышечной систем. Только за счёт внешних мышц голос никогда не будет звучать настолько естественно, как с участием внутренней мускулатуры. Работа внутренних мышц не контролируется нашим сознанием и связана напрямую с психикой. Поэтому, когда Вы наполнены чувствами и образами, внутренние мышцы создают красивый звук голоса автоматически. А если в работу вмешиваются внешние мышцы, то даже если вы идеально владеете мастерством передачи образов, всё равно, что-то будет мешать Вашему голосу звучать естественно.  И это что-то – поперечно-полосатые мышцы. Во-первых, внешние мышцы более грубые (эволюционно возникли гораздо позднее), во-вторых, они контролируются сознанием. Поэтому, чтобы возродить свой красивый и уникальный природный голос, нужно максимально расслабить внешние мышцы, не участвующие в голосообразовании, и дать работать внутренним.
Научившись управлять голосовой и дыхательной мускулатурой, приводить тело, мысли и чувства в рабочее состояние, мы можем быть спокойными за качество нашего голоса в любой ситуации, во время важной встречи или ответственного выступления. Громкость голоса
Почему так важна громкость голоса? Дело не только в том, чтобы вас услышали, (часто, тихий голос, благодаря тембру, дикции и другим параметрам, создающим «харизму», слышен даже больше, чем громкий). Громкий голос – это свидетельство природной, если хотите, - животной силы, а эта сила имеет значение в наше время немногим меньшее, чем в первобытные времена.
Если вы всегда говорите тихо, не можете «повысить голос», у окружающих создается впечатление, что вы сами человек слабый и безвольный. Но что же делать, если не получается говорить громче? От чего зависит громкость нашего голоса?
Прежде всего, от дыхания, от умения расходовать выдыхаемый воздух. Также коэффициент полезного действия голосового аппарата увеличивает система взаимосвязанных  резонаторов (носовая полость и её придаточные пазухи, гортань, глотка, ротовая полость, трахея и крупные бронхи). С помощью определённых упражнений можно добиться объединения функций всех резонаторных полостей, благодаря  чему накапливается звуковая энергия, формируется богатый тембр и голос становится полноценным.  При этом голосовые складки совершают колебательные движения с умеренной затратой энергии, извлекая звук большей силы. Настройку голоса следует рассматривать как процесс нахождения правильной взаимосвязи между резонаторами, напряжением внешних и внутренних мышц, мышц голосовых складок и умением расходовать выдыхаемый воздух.
Тембр голоса отражает его акустический состав. Каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющего его высоту, и многочисленных добавочных - обертонов более высокой, чем основной тон частоты. Именно резонаторы усиливают отдельные обертоны звука и влияют на тембр голоса, на то, насколько громким мы воспримем голос говорящего. Обертоны бывают гармонические (выше в несколько раз основного тона) и негармонические (выше в нецелое число раз). При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий, звонкий, сочный, полётный характер. Возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. Доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе стимулируют голосовую функцию. При грудном резонировании происходит вибрация грудной клетки. При этом тембр голоса становится сильным, мягким, насыщенным, богатым обертонами. Глотка и ротовая полость могут быть использованы для изменения исходного тембра путём резонаторного усиления определённых групп обертонов.
Не меньшее значение в восприятии громкости голоса имеет направление звука. Звук, как мяч, если даже мы направляем его прямо, – полетит вниз, если чуть выше цели, – полетит по дуге и попадет «в самое яблочко». Проверьте материальность вашего звука, направляя его в разные точки пространства, на близкое расстояние, в дальний конец комнаты, за ее пределы. Позвольте ему отпрыгивать от стен, проходить сквозь стены, растекаться по потолку. Звук имеет волновую природу, подчиняется физическим законам, но управляется волей человека. Высота голоса
В самом деле, высота голоса – весьма существенный фактор, влияющий на восприятие нашей речи. Считается, что человек с низким голосом производит впечатление самодостаточного и более уверенного, чем обладатель высокого голоса. А те, у кого голос от природы  низкий, напротив, хотели бы научиться говорить более «нежно и прозрачно», чем это им сейчас удается, а также получить возможность «повысить голос» или «говорить на повышенных тонах», когда это необходимо.
Повысить или понизить тон речи можно, развивая свой диапазон, раскачивая голос при помощи упражнений вверх и вниз от своего основного, естественного, так называемого «примарного», тона.  Но примарный тон по-прежнему останется основой вашего голоса. Его легко найти при помощи «доречевых» звуков. Необходимо привыкнуть к звучанию своего собственного голоса (на том тоне, где вы смеетесь, стонете и зеваете), полюбить свой голос, - только тогда он будет вас слушаться. Иногда по разным причинам нам перестает нравиться собственный голос, и мы начинаем говорить «не своим голосом», искусственно завышая или занижая его. И голос не прощает подобного отношения, звучит неестественно, зажимается, устает…
Какие альтернативные возможности, кроме высоты, у нас уже есть для того, чтобы голос звучал, например, более нежно или более властно? Резонаторы – с помощью подключения резонаторов головы мы можем добиться эффекта «детского голоска»,  не поднимая существенно тон. Используя резонаторы груди, мы придаем тембру нашего голоса спокойствие и уверенность. Интонация
«Чтоб собеседник нашу мысль постиг – нужней нам сердце, нежели язык» - гласит народная мудрость. Речевая интонация и есть та живая, пульсирующая нить передачи сложных человеческих чувств, которую нельзя обрывать. Когда мы говорим о гибкости голоса, то, прежде всего, имеем в виду речевые интонации, способность голоса к модуляциям по громкости, высоте и тембру.
Мелодические рисунки являются готовыми формами, которые хранятся в человеческой памяти как определённый запас интонаций родного языка, родной речи. Они – основа общественного воздействия в речевом общении. За них «цепляется» наш слух. По ним верно воспринимаем и осмысливаем речь говорящего и даём оценку ему. В обычной жизни каждый взрослый человек пользуется определенным набором интонаций. Количество бытовых интонаций, как правило, сводится к трем (максимум шести). Этот «интонационный пакет» мы, в большинстве случаев, нарабатываем в детстве или получаем в наследство от родителей, и пользуемся этим наследством так же, как старой мебелью, приспосабливая ее для новых нужд.
Привычные, не контролируемые сознательно интонации, зачастую не соответствуют тем эмоциям, которые мы хотим выразить. Интонации могут обманывать окружающих, внушая им их собственное настроение, вопреки смыслу произносимых слов. Чаще всего, нам просто не хватает интонационного разнообразия, делающего нашу речь яркой, артистичной, интересной для восприятия. Научившись слышать и воспроизводить простейшие интонации, вы сможете, как из деталей конструктора, составить из них любой интонационный рисунок.
Утвердительные интонации, направленные вниз, с акцентом на нижнем тоне  поддержат образ уверенного человека. Незавершенные интонации, заканчивающиеся на верхнем тоне, создадут впечатление неуверенности, мягкие (по дуге), нисходящие интонации озвучивают просьбу, ласку или жалобу.
Говорящий должен уметь регулировать своё поведение, управлять интонациями речи. Произвольным регулятором поведения является образ. Действуя в образе, человек осуществляет произвольное управление «произвольно неуправляемой системой»: мимикой, жестами, движениями, интонациями – всеми элементами речевой выразительности.
Правильно настроенный голос звучит выразительно, влияет на настроение и чувства других людей. Темп и ритм речи
Живая разговорная речь отличается большим многообразием и сменой темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в её темпо-ритме. Когда же человек говорит долго в одном темпе и ритме, речь его становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателей. Для того, чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат (в координации с дыханием), овладеть плавным, крупным, «увесистым» словом и быстрым, лёгким, чеканным произнесением слов. Темп не может быть слишком быстрым или слишком медленным, если это продиктовано смыслом того, что вы говорите, целью, которой вы хотите достичь. Но если вы сбиваетесь на быстрый или медленный темп  против своей воли, и не можете его изменить, - с этим, безусловно, стоит поработать.
Медленный темп речи работает на имидж спокойного, надежного человека. Быстрый темп создаст вам репутацию эмоционального собеседника. Дикция и артикуляция
Дикция это, прежде всего, четкое, правильное произнесение согласных звуков, а артикуляция – явственное звучание гласных. Ясность нашей речи «страдает» не только от недостаточного развития артикуляционных мышц, о котором говорилось раньше. Часто мы будто бы стесняемся проговаривать все буквы, будто бы не хотим быть до конца услышанными и понятыми.
Речь того, кто четко артикулирует гласные и явственно произносит все согласные звуки,  на слух воспринимается как речь человека, уважающего себя, уважающего других. К мнению такого человека трудно не прислушаться.
Преодоление дикционных трудностей иногда сводимо к чисто психологической работе. Надо позволить себе говорить четко. Взяв в качестве тренажера нейтральный текст (например, скороговорки) проговорите его медленно, утрированно чётко произнося абсолютно все гласные и согласные, так как они написаны. Добейтесь того, чтобы такой способ произнесения стал для вас естественным и внутренне оправданным. Постепенно дикционная четкость и артикуляционная ясность распространится и на ваши собственные речевые стратегии. Культура произношения
Речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актёра со сцены, звуковое кино, радиовещание, телевидение – всё это требует безукоризненного языкового оформления, в том числе оформления произносительного.
Культура произношения – это элемент благозвучия и выразительности речи. Она изучается орфоэпией (от греческих слов орфо – правильный и  эпос – речь). Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение, нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний, интонационно-мелодический строй речи. Знание правил орфоэпии и следование им избавляет человека от диалектов, акцентов и неправильных ударений. Ведь достаточно одного неточно сказанного слова, чтобы испортить всё впечатление от говорящего.
Индивидуальные встречи  проводятся для получения консультации, диагностики  голоса и произношения, индивидуальной коррекции голоса и произношения, выявления основного  (примарного) тона.
Индивидуальные консультации и занятия длятся 1 час.
Групповые занятия предполагают базовый 24-часовой курс.  Курс состоит из 16 занятий по полтора часа 1-2 раза в неделю и длится, соответственно, 2-4 месяца. Группы дневные и вечерние, выходного дня.
Наиболее оптимально заниматься 2 раза в неделю, повторяя дома ежедневно простые и эффективные упражнения тренинга непрерывно не менее 40 дней. В дальнейшем, чтобы восстановить или контролировать свои навыки, проверить правильность звучания своего голоса, можно иногда снова заглядывать на занятия, ведь человек привыкает к звучанию своего голоса и не замечает потерь.
В условиях коллективно-индивидуального тренинга все заряжаются единым положительным настроем, успех одного передаётся другому, стимулирует работу, вселяет веру в свои возможности. А привлечение внимания всех к одному объекту (искомому качеству звучания голоса) приводит к более прочному закреплению получаемых знаний, к устойчивости тренируемого навыка. Переключение же внимания с одного занимающегося на другого облегчает восприятие и повышает эффективность тренинга, вырабатывает навык уверенного поведения на публике.
В работе над развитием голоса  используются следующие приёмы:
- игровой характер упражнений увлекает, втягивает в работу душевную сферу занимающихся, вызывает положительные эмоции, которые, как известно, раскрепощают фонационные пути, помогая сформировать свободное звучание голоса. Действуя в образе, человек осуществляет произвольное управление «произвольно неуправляемой системой»: мимикой, жестами, движениями, интонациями – всеми элементами речевой выразительности;
-  речеручной рефлекс помогает в формировании навыков звучащего голоса. В первых же упражнениях по голосу самое активное участие принимает кисть руки, движения которой координируются с речью, звучанием отдельных гласных и согласных и их сочетаниями. Движения рук помогают рождению свободно звучащего голоса, придают нужный характер произнесению отдельных звуков речи, слов и фраз;
- междометия позволяют органично вовлекать в действия нашу душевную природу,  тренируют естественную «опору» звука. На междометиях хорошо тренируется голосовая подвижность, модуляции голоса и тембральные нюансы. Междометия являются самыми простейшими словесными сигналами, с помощью которых мы привлекаем к себе внимание объекта, воздействуем на его волю и чувства;
- приём «лая»  рефлекторно включает в работу все части голосообразующего механизма, максимально и свободно раскрывается глотка, верно рождённый (на мягкой атаке) голос хорошо резонирует в грудном и головном резонаторах. При минимуме усилий получается максимум звучания. Этот приём уникален при тренировке «опоры» звука, при силовых, диапазонных и темповых изменениях речи;
- речевой характер упражнений без использования инструмента. В отличие от музыкальных звуков человеческий голос обладает гораздо более мелкими промежуточными интервалами. Чрезмерное увлечение тренировкой голоса под инструмент может привести к исчезновению этих интервалов, к обеднению модуляций голоса, что мертвит человеческую речь; Правильно настроенный голос звучит выразительно, влияет на настроение и чувства других людей.


Ұқсас жұмыстар

Терең тұлға аралық қатынастары
Білім саласындағы әлемдік даму
Музыканттың тұлға ретінде қалыптасуындағы психологияның рөлі
Музыкалық ойлаудың шығармашылық сипаты
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Кәсіпорынның айналым қаражаттары мен қысқа мерзімді міндеттемелерін басқару
Участник товарищества обязан
АҚ Қазтрансойл кәсіпорны
Ағылшын тілі сабақтарында ойын әдісі арқылы оқушылардың коммуникативті біліктілігін дамыту
Ізденістің әдіснамалық негізі