Урок музыки – основная форма музыкального обучения в начальной школе
Цель лекции: Понять студентам особенности урока музыки, определить его специфику, понять отличие от других школьных дисциплин, узнать разновидности урока музыки.
Основные вопросы и их тезисное изложение:
1. Урок музыки – основная форма музыкального образования в школе, его организация, специфика как урока искусства.
2. Специфика урока музыки.
3. Организация урока музыки, его структура, содержание.
4. Драматургия музыкального занятия.
5. Отличия от других дисциплин и общее.
6. Разновидности урока музыки.
Сущность урока – организация учебно-познавательной деятельности, должен иметь свою внутреннюю логику. Его объединяет тема.
Хорошо организованный урок – в котором имеется соответствие между задачами, содержанием, методами, уровнем подготовленности учащихся. Музыка, учитель, школьники – вот действующие лица урока. А главное содержание урока – это общение с искусством.
Каждый урок направлен на реализацию цели, в нем должны будут решаться в единстве три задачи.
На разных этапах развития нашего общества применяли разные формы занятий: был бригадно- лабораторный метод, где работали группы подвижного состава, которые объединялись для проработки темы: этот метод отрицательно сказывался на уровне усвоения знаний, не соблюдались принципы систематичности и прочности.
В 1932 году восстановили урок как основную форму организации учебного процесса.
В 40-х годах он стал шаблонным: новый материал и опрос, а самостоятельная деятельность развивалась слабо.
В 1958 году урок стал основной формой, но стал гибок, могут быть и практикумы и экскурсии и др.
Во всех уроках есть одинаковые элементы: объяснение, беседа, демонстрация, выполнение заданий индивидуально и фронтально и пр.
Различают уроки по их содержанию: объяснение, закрепление, работа с учебником и литературой, выполнение письменных и устных заданий.
В настоящее время структура урока не должна быть стандартной, все зависит от специфики предмета.
Сходство урока музыки с другими учебными дисциплинами:
1. одна цель у всех дисциплин: формирование гармонически развитой личности;
2. строится с учетом общих психолого-педагогических закономерностей (возрастные особенности, внимание, память, воображение и пр.);
3. в основе общедидактические принципы: воспитывающего обучения, систематичности, доступности, наглядности и пр;
4. одна форма организации урока: один состав учеников, один возраст, для всех обязателен, одна продолжительность, сообщение нового, закрепление, повторение, проверка усвоения материала;
5. с разными формами работы, но должен быть целостным;
6. методы обучения: показ-объяснение, беседа, создание проблемных ситуаций и пр.
Отличия урока музыки от других учебных предметов:
1. это урок искусства, поэтому познание специфично: это не только деятельность мысли, но и единство эмоций м разума, сознания и чувства;
2. музыка воздействует комплексно: на психику, моторику, физиологические процессы. Человек чувствует, мыслит, но и имеет сдвиги в организме: меняется пульс, артериальное давление и др.;
3. обязательное единство эмоционального и сознательного, постоянно нужно активное, заинтересованной отношение детей (нет скуки и формализма);
4. единство художественного и технического. Художественным должно быть любое упражнение, не только как учебный материал, но и качественное исполнение, каждый звук должен быть красивым, художественным. Для этого необходимо техническое владение материалом;
5. преимущественно коллективная форма деятельности.
На результат урока влияет:
- содержание учебного материала;
- уровень развития детей;
- эффективность применяемых методов;
- использование технических средств;
- личность учителя.
Нужны гибкость, творческий подход, опора на общедидактические принципы, на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.
Каждый урок имеет главную задачу – стержень, вокруг которого группируются содержание, структура, методы.
Урок включает разные виды деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.
Обно произведение может быть несколько уроков, то есть есть и новое и повторение, закрепление: каждый последующий урок, решая часть задач, продолжает предыдущий. Нужна особая эмоциональная атмосфера. Учитель ее создает и усиливает. Он имеет в виду особенности класса, интерес детей к той или иной деятельности, уровень их подготовки.
Должен быть продуманный план, но деятельность творческая и иногда необходимо перестраивать урок на ходу (вариативность намеченной структуры).
Качество урока определяется активностью учащихся, не только за счет интересной структуры, методов, но и от индивидуального подхода к каждому.
Дифференцированные задания побуждают интерес, их выполнение активно развивает ребенка.
Для проведения урока музыки нужно специальное оборудование: эстетически оформленный кабинет, музыкальные инструменты, технические средства обучения и наглядность.
Из-за тематического построения выделяют типы уроков музыки:
Уроки введения в тему – в них дается первоначальная обобщенная характеристика ключевого знания.
Уроки углубления темы – в них содержится новая характеристика ключевого знания. Их большинство. Содержание их конкретно изложено в программе, но учитель может уточнять и музыкальный материал, и формы, и средства обучения.
Уроки обобщения темы – имеют в содержании целостную, но уже обогащенную характеристику ключевого знания. Музыкальный материал, формы и виды музыкальной деятельности в программе не конкретизированы. Нужно включать в урок обобщения новое для детей произведение для установления связи и с предшествующими темами, и с последующими.
Уроки обобщения всего года. Здесь учитель должен проверить как усвоены темы всего учебного года. Вторая задача этого типа урока – подготовка класса к заключительному уроку концерту. План каждого урока обобщения зависит от уровня подготовки каждого данного класса.
Заключительный урок-концерт года. Его цель: наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутой в течение года.
Прежде всего необходимо показать:
- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной сути искусства;
- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, возросло осознанное отношение к музыке, умение размышлять о ней на основе живого восприятия произведений;
- каков исполнительский уровень учащихся, насколько разнообразен, сложен репертуар, которым овладели ребята в течение года, как успешно формируется у них деятельностно-практическое отношение к музыке;
- в чем и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.
В начале учитель рассказывает родителям о задачах, содержании музыкальных занятий в году, концентрируя внимание на тематизме программы. Ясно, кратко, увлекательно, с примерами из жизни. Затем заходят дети. Идет урок – в его основе четыре темы, в этом его логика и завершенность. Есть новая музыка, новые вопросы, новая интерпретация в исполнении. Строить такой урок нужно на основе контрастных по характеру произведений и видов деятельности. В конце урока – песня, исполненная совместно с родителями.
Музыкалық ойлаудың шығармашылық сипаты
БАСТАУЫШ МЕКТЕПТЕГІ МУЗЫКА ПӘНІ
Мектептегі музыкалық тәрбие әдістемесі
Білім саласындағы әлемдік даму
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
БАСТАУЫШ СЫНЫП ОҚУШЫЛАРЫНЫҢ ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ БЕЛСЕНДІЛІГІ
Оқу әдістемелік құрал «Музыкалық этнография»
Бастауыш сынып оқушыларының қазақ балалар фольклоры арқылы эстетикалық қызығушылығын қалыптастыру моделін жасау
Орта топ балаларын музыка тыңдауға үйретудің ерекшеліктері (4-5 жас)
Музыкалық білім беру