Формы организации музыкального обучения и воспитания во внеклассной работе
Цель лекции: Знакомство студентов с особенностями внеклассной работы по музыкальному воспитанию учащихся, знакомство с принципами внеурочной деятельности Л. В. Школяр, методикой организации различных форм внеклассной музыкальной деятельности.
Основные вопросы и их тезисное изложение:
1. Внеклассная и внешкольная музыкально-воспитательная, организаторская и пропагандистская работа с учащимися.
2. Музыкальное воспитание во внеурочное время.
3. Значение внеклассных музыкальных занятий во внеурочное время.
4. Массовые и кружковые формы внеклассной музыкальной работы.
5. Принципы внеклассной музыкальной деятельности.
Методика организации различных форм внеклассной работы по музыкальному воспитанию учащихся. Вопросами внеклассной музыкальной деятельности занимались: Зимина А. Н., Калиш И. В., Шепелева И. В., Апраксина О. А. В том числе и казахстанцы Сметотова А. А. и Мукашева А. Б.
В нашей Республике существует две формы музыкального обучения: обязательные и дополнительные. Обязательной формой музыкального обучения является урок музыки в общеобразовательной школе. На уроках, как мы знаем, закладывается фундамент: интерес к жизни через увлечение музыкой, как первая ступень проявления потребности; эстетический вкус как качественная характеристика музыкальной культуры; творческое художественно – образное мышление( в музыке и о музыке) как инструмент самовыражения ребенка в разнообразных видах музицирования; способность эстетического созерцания как установление своего отношения к миру.
Дополнительные формы музыкального воспитания и образования – факультативная работа с хоровым коллективом и музыкальные кружки в школах, а так же музыкальные студии, самодеятельные детские музыкальные коллективы, музыкальные школы, школы искусств, работа с детьми в музыкальных театрах и тд.
Внеурочная музыкальная деятельность в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет своей целью осуществить самореализацию творческих способностей учащихся посредством включения их в разные виды внеклассной музыкальной деятельности.
Внеклассные и внешкольные формы работы занимают большое место в системе массового музыкального воспитания и образования. Они помогают общеобразовательной школе в выполнении основного требования: значительно улучшить художественное образование и эстетическое воспитание учащихся. В процессе многообразных форм музыкального воспитания и образования дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к миру прекрасного.[56]
При организации и проведении внеурочной работы от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеурочной музыкальной деятельности необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеурочной работе.
Знание психологических особенностей учеников – необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеурочной работы, определение содержания этих форм, организации и проведение внеурочной музыкальной деятельности.
Хотя цели и задачи учебной и внеурочной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеурочной работы, прежде всего, в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое. Этот ведущий принцип организации внеурочной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеурочной работой, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и, тем самым, пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеурочной работы – она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к музыке.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся формы их проведения. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеурочной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов и т. д.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных заданий. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеурочной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
Организация внеурочной музыкальной деятельности предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
· Соблюдать основные принципы организации внеурочной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
· Разнообразить содержание внеурочных занятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
· Подбирать музыкальный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками.
· Повышать занимательность содержания внеурочного занятия, новизну его элементов.
· Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеурочных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
· Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
· Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.
Структуру курса занятий составляют следующие компоненты:
· овладение теоретическими знаниями музыкального искусства;
· овладение практическими навыками и умением выразить характер музыки.
С учетом специфики младшего школьного возраста в занятиях целесообразны:
· опора на образное восприятие музыки ввиду сенсорно-перцептивной потребности детей;
· частая смена заданий ввиду неустойчивости произвольного внимания детей;
· сочетание физической нагрузки и моментов релаксации ввиду физиологических особенностей растущего организма.
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Республикалық ғылыми-әдістемелік конференция материалдары
Терең тұлға аралық қатынастары
Өлкетану іскерлігінде оқушылардың қолданатын шығармашылық түрлерінің дамуы
Болашақ мұғалімдерді педагогикалық өлкетану жұмысына даярлығын қалыптастырудың тиімділігін тәжірибелі педагогикалық жолмен тексеру
Өлкетану материалдарын пайдалану арқылы негізгі мектептің оқушыларын елжандылыққа тәрбиелеу
Таскескен таңбаларындағы петроглифтік жәдігерлер
Мемлекет тарихы институты
Құқықтық мәдениеттің табиғаты
Алаңда жүргізілген сызықтар