Организация внеурочных занятий
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и педагогом. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Главное во внеурочной работе – это отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности педагога и детей. Деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создающей условия для формирования системы работы и определяющей роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности педагога, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с детьми.
Специфика внеурочного образования детей, как отмечает И.В.Калиш, заключается в следующем:
· обучение должно удовлетворять познавательный и творческий интерес каждого ребенка;
· процесс обучения носит неформальный характер, он основан на природе развития ребенка; акцент ставится на передаче опыта «старшего – младшему» в процессе деятельностного общения;
· специфика неформального общения предъявляет особые требования к личностным качествам педагога;
· педагог, вследствие отсутствия образовательного стандарта, имеет возможность строить образование по принципу «процесс ради процесса», когда процесс – тоже результат.
Таким образом, внеурочная музыкальная деятельность, по своей сути, является одной из наиболее ярко выраженных форм личностно ориентированного музыкального образования.
Музыкальная деятельность детей в рамках внеурочной работы заключается в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои музыкальные интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и, тем самым, способствовать развитию музыкальной культуры в избранном им направлении.
Важнейшим условием эффективного развития музыкальной культуры ребенка в процессе внеурочной работы становится сопряженность нескольких линий ее развития, идущих, во-первых, от урока музыки как основной формы музыкального образования; во-вторых, от музыкальной жизни школы с ее особыми, присущими только ей музыкальными традициями, формами музицирования, атмосферой в целом и, в-третьих, от самого ребенка: от его музыкальных предпочтений, склонностей, опыта музыкальной деятельности, включенности музыки в его повседневную жизнь; наконец от предпочтений музыканта-педагога.
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеурочной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия «массовости», В.И.Шепелева предлагает различать формы внеурочной работы по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые – к неструктурным. Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
В музыкально-педагогической теории и практике сложилось множество самых различных форм внеурочных музыкальных занятий:
1. коллективные занятия (хоры, оркестры, вокальные, инструментальные ансамбли и др.);
2. индивидуальные занятия (вокал, обучение игре на инструменте и пр.);
При всем многообразии существующих форм все они основаны на принципе добровольности. Поэтому первейшая задача учителя музыки – увлечь детей той или иной формой занятий с тем, чтобы первоначально возникший у них интерес перерос в устойчивое, ясно осознаваемое учащимися желание участвовать во внеурочной музыкальной работе.
Внеурочные музыкальные занятия призваны решать двоякую задачу: давать учащимся систему музыкальных знаний, умений и навыков, целенаправленно расширяя и обогащая музыкальный опыт, приобретаемый ими на обязательных уроках музыки, и в то же время готовить наиболее одаренных из них к последующей внеклассной и внешкольной музыкальной деятельности. Говоря о формах внеклассной и внешкольной работы, нельзя не сказать о регулярно проходящих в нашей стране музыкальных, смотрах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, благодаря которым дети получают возможность выступать на лучших сценах города, проводящего такие праздники. Подобные формы работы позволяют не только выявлять новые музыкальные таланты, но и распространять лучший музыкальный опыт организации внеклассной и внешкольной музыкальной работы.
В целом внеурочная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними, прежде всего, целью, ведущими задачами и принципами музыкальною образования. Эта работа представляет собой открытую систему, чутко реагирующую на музыкальную жизнь страны и мира в целом, на внутришкольные события, на конкретно выраженные музыкальные интересы и потребности детей разного школьного возраста
Внеурочная форма работы ставит целью способствовать углублению знаний, получаемых школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе такой работы у учащихся пробуждается интерес к музыкальной культуре в целом, приобретаются умения анализировать и адекватно воспринимать музыкальный материал, развиваются навыки чистого интонирования при пении, эмоциональной отзывчивости на музыку . К работе с учащимися средних школ во внеурочное время в условиях Республики Казахстан можно отнести немногочисленные клубы и кружки.
Таблица 1 Внеурочные занятия по музыке
Обучающие задачи |
Задачи развития |
Задачи воспитания |
– сформировать основы музыкальной культуры; – заложить основы гармонического музыкального развития; – приобретение опыта восприятия окружающего мира в музыке. |
– развитие музыкальных способностей; – развитие творческих способностей детей с помощью различных видов музыкальной деятельности; – развитие музыкально-эстетического сопереживания как основы музыкально-эмоциональной культуры; – развивать способы познания, как своего эмоционального состояния, так и состояния другого человека средствами музыки. |
– воспитание любви и интереса к музыке; – обогащение музыкальных впечатлений; – воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку; – эстетическое воспитание личности; – воспитание основ музыкально-эмоциональной культуры; – формирование общей духовной культуры. |
Подводя итоги, можно сказать, что в музыкальном развитии внеурочная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Отличительной чертой внеклассной работы являются такие факторы как свобода в форме проведения занятий, структура занятий, временной объем и т. д. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по предмету «Музыка»; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их
общего развития, нравственного и эстетического воспитания. Внеурочная музыкальная работа решает эти задачи средствами музыки и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения в школе. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к музыке, совершенствованию их практических навыков и умений, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.
Опираясь на вышеизложенные особенности внеклассной работы мы посчитали, что именно форма работы с вокальным кружком обладает широкими возможностями для работы с одаренными детьми по развитию и наработке у них вокальных навыков, что, в свою очередь, формирует личностные качества и музыкальные способности ребенка.
Білім алушылардың шығармашылық қабілетін дамытудың маңыздылығы
Болашақ мұғалімдерді оқушылардың дене тәрбиесі жүйесін жүзеге асыруға дайындаудың ғылыми - педагогикалық негіздері
Оқушылардың танымдық қызығушылығын қалыптастырудың әдістемесі
Компаниядағы қоғаммен байланыс маманының қызметін ұйымдастыру
Оқушылардың танымдық қызығушылығын қалыптастырудағы мектеп пен университет арасындағы сабақтастық
Шығармашылық – адамның іс-әрекетінің жоғары формасы
Мектеп жасына дейінгі есту қабілеті зақымдалған түзету тобының балаларына музыкалық ырғағын қалыптастыру
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Тұлғаны бағдарлап оқыту үдерісінде оқушылардың шығармашылық ойлауын дамыту
Емдеу әдістері