Модуль1. Дидактические основы создания и использования средств ИКТ Лекция 1. История развития средств ИКТ в школе.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 -- 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

И.В.Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных). К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).

По мнению специалистов управления экономикой и образованием для реализации современных информационных технологий требуется:

·        создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы производства;

·        обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;

·        обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

·        подготовить квалифицированные кадры;

·        реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и др.

Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему -- создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Министерство образования РФ видит следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно–образовательную среду:

·        совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;

·        переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;

·        информатизация процесса обучения и воспитания;

·        оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

·        создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

·        создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;

·        участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.

Обучение — одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Мы учимся и учим, чтобы существовать и успевать за изменениями в мире. В 1979 году очередной доклад Римского клуба (международной общественной организации, основанной в 1968 году с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции) призвал человечество к постоянному учению, учению предвосхищающему, направленному не в прошлое, как это обычно было до сих пор, а в будущее. В этом докладе акцентировалось внимание на деятельностном обучении, ориентированном на восприятие нового.

К концу ХХ века прочно вошли в нашу жизнь новые технические средства: кино, радио, телевидение, аудио- и видеозапись. Стали возможны новые формы представления обучающей информации: чтение лекций и проведение занятий в прямом эфире, демонстрация видеозаписей лекций, лабораторных работ, сложных экспериментов, экскурсий и путешествий. Носителями информации стали аудио- и видеокассеты, телевизионные и радиосигналы. Но технические средства не смогли полноценно заменить книги. Одной из причин этого была и есть необходимость приобретения иногда достаточно дорогих технических средств: телевизора, радиоприёмника и другой аудио- и видеотехники.

Новым  рывком в развитии обучающих технологий стало появление персональной компьютерной техники. Учебники, книги, материалы лекций, аудио-, видеозаписи и другая информация стали распространяться в электронном виде на дискетах и компакт-дисках. Появились новые методики обучения с использованием программ-демонстраций (моделирующих изучаемые процессы и явления) и обучающих программ (конструкторов, тренажеров, развивающих игр). И хотя для использования компьютерных  методов обучения также необходимо приобретать дорогостоящую технику, возможности, которые она предоставляет, и отдача от процесса обучения в этом случае намного выше. Это связано с тем, что компьютерное обучение является интерактивным и адаптивным. Во-первых, ученик сам может регулировать скорость освоения учебного материала, а, во-вторых, он находится хотя и в опосредованном, но непрерывном контакте с учителем — автором обучающих материалов.

В настоящее время все области человеческой деятельности охватила компьютерная сеть Internet. Интерне́т (от англ. Internet, Interconnected Networks — объединённые сети, [интэрнэ́т]) — глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. Служит физической основой для Всемирной паутины. Часто упоминается как Всемирная сеть, Глобальная сеть, либо просто Сеть. Известны также жаргонизмы «ине́т», «нэт».

Некоторые считают Internet забавной игрушкой или воспринимают сеть как сложный и непонятный технический механизм, другие видят в сети Internet опасность, а кто-то, наоборот, — спасение и панацею. Но так или иначе сеть входит в жизнь каждого: в повседневную жизнь (почта и новости, отдых и развлечения), а главное — в профессиональную деятельность.

Сегодня главным посредником между учителем и учеником становится Internet.  

Наша цель - научиться эффективно пользоваться сетью Internet, превратить её из запутанного лабиринта в новый увлекательный путь к знанию и самовыражению. И возможно, именно обучение в Internet станет тем самым "предвосхищающим", "деятельностным" обучением, о котором мечтали педагоги всего мира.

Обучение с использованием Internet-технологий — это новая ступень, новый уровень использования компьютера в образовании. И если не все школы по своему техническому оснащению, не все преподаватели по своему уровню владения компьютерными технологиями готовы к этому, то многие ученики сами используют Internet дома, на своих домашних компьютерах. Это факт, с которым нельзя не считаться.

Internet, как и все новое, вызывает бурный интерес у школьников. Однако молодежь школьного возраста рассматривает Internet, в первую очередь, как средство развлечения, общения, получения информации, самовыражения и лишь потом — образования. Исключение для них составляют лишь web-сайты с готовыми рефератами, которые являются одними из самых посещаемых ресурсов в Internet. Одна из причин такого отношения молодежи к Internet заключается, по-видимому, в том, что в сети ещё недостаточно интересных и качественных образовательных ресурсов, которые могли бы привлечь интересной, полезной обучающей информацией на родном языке.

Internet — это не только мощная образовательная среда, это еще и прекрасное средство для самовыражения. Ученику совсем нетрудно создать персональную страничку, на которой он сможет рассказать о себе. Для молодого человека немаловажно почувствовать себя полноценным членом общества, найти в нем своё место. Для этого ученикам понадобятся специальные знания о форматах данных, о правилах размещения информации в сети. У них возникнет множество мелких вопросов, и вот тут то первыми их помощниками в освоении Internet должны стать именно учителя, а не просто знакомые или друзья.

Вопросы для самопроверки

1.     Выделите характерные особенности понятия «информационные технологии».

2.     Укажите отличия в содержании терминов: «Информационные технологии», «Компьютерные технологии», «Сетевые технологии», «Современные информационные технологии». Постарайтесь найти им определения в справочной литературе.

3.     Охарактеризуйте этапы развития информационных технологий и выясните их использование в Вашем процессе обучения.

4.     Охарактеризуйте этапы вхождения РФ в мировую информационно–образовательную систему. Какие моменты Вам показались наиболее значимыми.

5.     Что, на Ваш взгляд, должна включать в себя подготовка в области современных и информационных технологий школьника, студента, будущего учителя?


Ұқсас жұмыстар

Ашық интерактивті тапсырмалардың компьютерлік бағдарламаларын жасаудың әдістемесі (алгебраны оқыту мысалында)
АУЫЛ МЕКТЕБІНДЕ ҚАШЫҚТЫҚТАН ОҚЫТУДЫҢ ИНФОРМАЦИЯЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ
Оқу үрдісін жүргізуде MS Excel бағдарламасын қолданудың тиімділігі
ОРТА МЕКТЕПТЕ АҚПАРАТТЫҚ-КОММУНИКАЦИЯЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ҚОЛДАНУДЫҢ ТЕОРИЯЛЫҚ НЕГІЗДЕР
Қашықтықтан оқыту бойынша оқытушылардың кәсіби құзырлылығын қалыптастырудың теориялық және әдіснамалық негіздері
Ақпараттық электрондық өнімдер
Жаңа тұрпатты мұғалімді қалыптастыруда ақпараттық технологияларды қолданудың педагогикалық шарттары
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Көркем еңбекке баулудың теориялық негіздері мен практикумы
Түсіну дағдысын дамытуда мультимедиалық құралдарды пайдаланудың маңызы