Лекция 2. Виды образовательных сред.



1.                Обучающие информационные материалы

Уроки и конспекты лекций нетрудно оформить в виде Internet-презентаций в гипертекстовом формате, с богатыми иллюстрациями, видео- и аудио- вставками. Эти материалы можно разместить на школьном сайте.

Термин гиперте́кст был введён Тедом Нельсоном в 1965 году для обозначения «текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычно гипертекст представляются набором текстов, содержащих узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или последовательность чтения. Общеизвестным и при том ярко выраженным примером гипертекста служат веб-страницы — документы HTML (язык разметки гипертекста), размещённые в Сети.

Также материалы можно разместить на одном из нескольких десятков web-серверов, предоставляющих дисковое пространство бесплатно. Больше усилий на подготовку содержательной части и на решение вопросов технической реализации потребуется при создании электронных (или виртуальных) учебников, которые кроме самой обучающей информации имеют удобную систему навигации, систему гипертекстовых связей, средства для создания закладок, глоссарий и многое другое.

Незаменимыми вспомогательными средствами для быстрого ответа на сложные вопросы являются энциклопедии, справочники, словари, персоналии и тому подобная объёмная, но хорошо структурированная информация. Например, универсальные и специализированные словари сегодня можно без труда найти в Internet и воспользоваться ими в любой момент совершенно бесплатно.

2.                Виртуальные экскурсии и путешествия

Сайты музеев, галерей, выставочных залов и других организаций сферы культуры можно использовать для проведения такого интересного вида занятий, как виртуальная экскурсия. Также можно организовать виртуальное посещение заводов и лабораторий научных центров. Используя сайты городов и стран, можно организовать виртуальное путешествие на уроке географии, а с использованием web-камер можно заглянуть во многие уголки планеты в режиме on-line. Режим on-line - режим работы в сети Интернет, когда пользователь работает не автономно, а благодаря технологиям телекоммуникаций взаимодействует с другими Интернет пользователями.

Огромное количество астрономических сайтов позволяет организовать путешествие на другие планеты и в другие галактики.

3.                Обучающее программное обеспечение

На уроках по многим дисциплинам можно использовать разнообразные обучающие программы: конструкторы, тренажеры, развивающие игры, известные также под названием квесты. Квест (калька с англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений»). В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Квест (адвенчура) — компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.  Эта форма занятий стала популярна, когда ещё не было Internet. Теперь же многие из известных обучающих программ реализуются с использованием Internet- технологий, кроме того, Internet-технологии предоставляют новые возможности для организации интерактивного взаимодействия ученика с программой.

4.                Виртуальные семинары и консультации

        Конечно, ничто не заменит живого общения между учителем и учениками, но с развитием технологий изменяется и сама форма общения. С помощью различных программных продуктов можно провести синхронные аудио- и видеоконференции, или асинхронные консультации с использованием средств электронной почты. Для учеников и преподавателей, которые находятся далеко друг от друга или по каким-либо причинам не могут общаться очно — это настоящая находка.

5.                Тестирование

Проверка знаний — один из самых важных (и сложных) этапов в образовательном процессе. Эго индикатор, который сообщает об успехах или неудачах как ученика, так и учителя. Тестирование с использованием компьютера любят и преподаватели, которых компьютер освобождает от утомительной процедуры проверки, и ученики, всегда готовые поработать за компьютером вместо того, чтобы стоять у доски или сидеть за партой.

Тестирование в Internet проводится по-разному. Это могут быть тесты для самопроверки, размещённые на страницах электронного учебника. Можно организовать обучающее тестирование, когда выполнение тестовых заданий чередуется с изучением информационных материалов. В качестве реакции на результат выполнения тестовых заданий можно использовать гипертекстовые переходы, и тем самым сделать обучение адаптивным. Для окончательной проверки знаний по изученным материалам организуется аттестация. В этом случае и тестовые задания, и ответы учеников сохраняют в базе данных, что дает возможность вычисления интегрированных, статистических оценок по различным параметрам.

Определим роль и место информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) в образовательном процессе, проведя предварительно их классификацию.

Классификация ИТТ

      ИТТ определяется нами как приложение ИТ для расширения возможностей передачи знаний, восприятия знаний и оценки качества знаний. ИТТ включают в себя технологии обучения, базирующиеся на применении компьютеров, материалов мультимедиа, использовании сетей и систем телекоммуникаций.

Программное обеспечение, использующееся в ИТТ можно разбить на несколько категорий:

-       тренировочные программы,

-       обучающие программы,

-       системы для поиска информации,

-       моделирующие программы,

-       микромиры,

-       инструментальные средства познавательного характера,

-       инструментальные средства креативного характера,

-       инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Охарактеризуем перечисленные категории программного обеспечения более подробно.

Тренировочные программы – предназначены для закрепления предварительно изученного материала. Они основаны на предоставлении обучаемому вопросов и обработке его ответов с обеспечением соответствующей обратной связи. Для усиления мотивации в таких программах могут использоваться игровые элементы.

Обучающие программы – используются для изучения новых для обучаемого концепций и процессов. Материал предлагается в структурированном виде и обычно включает демонстрации, вопросы для оценки степени понимания, обеспечивающие обратную связь. Интеллектуальные обучающие системы позволяют корректировать процесс обучения, адаптируясь к действиям обучаемого.

Системы для поиска информации – обеспечивают хранение знаний в структурированном виде и позволяют обучаемому искать и просматривать необходимую информацию. Это могут быть системы управления базами данных (в том числе и сетевые), электронные словари и энциклопедии, гипертекстовые и гипермедиа системы.

Моделирующие программы – позволяют моделировать эксперименты, воображаемую или реальную жизненную ситуацию. Такое моделирование может основываться на лабораторном эксперименте, анимации, в которой представлена работа некоторого предприятия, математической модели и т.д. В таких программах может широко использоваться диалоговая графика, дающая возможность наблюдать особенности изучаемого процесса и исследовать эффекты влияния меняющихся параметров на ход этого процесса.

Микромиры – особые узко специализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы. Идея их создания берет начало в работах физиолога Жана Пиаже. Яркий пример реализации – язык Лого, разработанный Сеймуром Пейпертом для создания микромира Матландия (Mathland), в котором дети изучали математику.

Инструментальные средства познавательного характера – основываются на принципе конструктора, позволяющего создавать обучаемым их собственное понимание новых концепций. В них предоставляется возможность построить схему, часто визуализированную, в которой отражаются понимание обучаемым нового знания, а также место среди ранее полученных знаний. Возможны и сетевые варианты таких программных средств. К этой же группе программного обеспечения относятся и экспертные системы, позволяющие строить концепции по предлагаемым системой правилам.

Инструментальные средства креативного характера – включают прикладные программы типа текстовых процессоров, электронных таблиц, баз данных, графических редакторов, настольных издательских систем и средств для создания компьютерных презентаций. Несмотря на то, перечисленные программные продукты не являются специальными, предназначенными для педагогических целей, они, тем не менее, служат хорошей поддержкой в учебном процессе, расширяя возможности и выводя на новый уровень продуктивную деятельность обучаемых.


Ұқсас жұмыстар

Қазақстан Республикасында техникалық және кәсіптік білім беруді дамыту
Жоғарғы оқу орынныдағы психологияны оқыту әдістемесі
ҚАШЫҚТАН ОҚЫТУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ
Көркем еңбекке баулудың теориялық негіздері мен практикумы
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Рекреациялық географияны дамыту және оны ұйымдастыру
Таксономия технологиясының педагогикалық мәні
Жоғары оқу орнында студенттер тілін дамытудың ғылыми-әдістемелік негіздері
Дефектология негіздері пәнінен лекция тезистері
Украинадағы гомеопатия