Лабораторное занятие 1. Тема «Анализ возможностей использования средств информатизации и коммуникации образовательного назначения»

Дидактические цели: исследовательские.

Способ организации:  практикум.

Технологии и методы обучения: учебно-методический проект.

Предварительная подготовка студентов: требуется ознакомиться с исследовательскими подзадачами учебно-методического проекта и выполнить п.п. 1.1 —1.2 задания 1.

Теоретические сведения

Основные понятия: информационные и телекоммуниационные технологии (ИТТ), инструментальные и прикладные ИТТ, универсальные и профессионально-ориентированные программные средства (ПС).

Содержательно-методический анализ

Новые информационные технологии могут использоваться разными пользователями, как разработчиками, так и непрофессионалами в компьютерной области, поэтому выделим два класса: инструментальные и прикладные технологии. В качестве программной поддержки инструментальных ИТТ наиболее часто выступают универсальные программные средства (текстовые и графические редакторы, СУБД, табличные процессоры и др.). Содержательное наполнение базового курса информатики позволяет познакомить школьников с этими средствами, а в профильном курсе полезно осуществлять углубленное изучение универсальных ПС.

Одной из задач профильного обучения информатике является подготовка учащихся к будущей профессиональной деятельности. В этой связи следует:

• знакомить учащихся с функциональным наполнением профессионально-ориентированных ПС;

• определить понятие прикладных ИТТ как специфической Модификации инструментальных информационных технологий, Реализующих предметное обучение;

• разъяснить взаимовлияние инструментальных и предметных НИТ, поскольку появление новых ИТТ принципиально меняет технологию предметного обучения.

Подчеркнем, что технологии предметного обучения акцентированы на вполне определенные функции. Такие технологии могут носить типовой или уникальный характер. В первом случае они реализуются в виде функционального наполнения универсальных ПС, во втором, по возможности, автоматизируются с помощью прикладных ИТТ, базирующиеся на применении профессионально-ориентированных ПС.

Дидактические материалы

I. Варианты заданий

Задание 1. Выполнить учебно-методический проект, объединяющий ряд исследовательских подзадач.

1.1. Разработать содержание обучения заданного раздела профильного курса на основе изучения научной, специальной, методической и учебной литературы по информатике. Определить целевой и мотивационный компоненты содержания обучения. Составить список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.

1.2. Сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам старшеклассников. Выделить в содержании обучения теоретическую и практическую части. Разработать тематическое планирование учебного материала, конкретизировав цели обучения каждой теме.

1.3. Создать дидактические материалы, использование которых в учебном процессе позволяет выполнять следующие виды педагогической деятельности:

а) организовывать деятельность учащихся, направленную на освоение практического материала учебной темы (система взаимосвязанных задач, главным принципом построения которой является поэтапное усложнение требований задачи);

б) осуществлять проверку знаний учащихся на этапе закрепления (вопросы для самопроверки, практические задачи, тестовые задания, задачи с межпредметным содержанием);

в) проводить итоговые мероприятия (вариативные контрольные работы, тестирование, учебные проекты, деловые и ролевые игры).

1.4. Разработать методику обучения конкретной темы, включающую цели, детальное изложение содержания учебного материала, формы и методы обучения, краткую характеристику средств обучения, методические рекомендации для учителя.

Тематика разделов

1. Обработка текстов в среде текстового процессора.

2. Компьютерная графика и презентации.

3. функциональное наполнение табличного процессора.

4. СУБД как средство разработки информационных систем.

5. Мультимедийные системы и устройства.

6. Возможности и перспективы компьютерных телекоммуникаций.

7. Изучение настольной издательской системы.

8. Основы компьютерного делопроизводства.

9. Знакомство с бухгалтерской информационной системой.

10. Компьютерная обработка и статистический анализ данных.

11. Программные средства машинного перевода.

12. Автоматизированные системы проектирования.

II. Структуризация учебной информации

Задание 1. Выделить систему основных понятий (или ядро содержания обучения) заданного раздела профильного курса информатики. Установить понятийные взаимосвязи: внутри ядра, а также внешние связи ядра с понятиями базового курса информатики и другие школьных учебных предметов.

Задание 2. Заполнить матрицу учебно-методических идей содержательного компонента обучения заданного раздела профильного курса информатики (табл. 1).

Таблица 1

Наименование темы

Технологии

ПС

Функциональные возможности ПС

Практические задания

познавательные

тренировочные

творческие

Методические рекомендации

Для организации дифференцированного обучения с учетом способностей, предлагаем задания на структуризацию учебной информации, которые рекомендуем в качестве дополнительных исследовательских подзадач учебно-методического проекта.

Программные средства

1. Средства подготовки презентаций: ClipArt, PowerPoint и др.

2. Табличные процессоры: SuperCalc 5.0, Microsoft Excel и др.

3. Системы управления базами данных: MS Access, FoxPro и др.

4. Интегрированные системы: Works 4.0, Microsoft Office.

5. Текстовые редакторы: Lexicon, Chiwriter, MS Word и др. Настольные издательские системы: Ventura Publisher и др.

6. Графические редакторы и программы анимации: пакет трехмерной графики и анимации 3D Studio; графические редакторы CPEN, Paintbrush, Dr.Hallo, CorelDraw и др.

7. Телекоммуникации: Internet, World Wide Web, Internet Explorer, e-mail, Netscape Communications и др.

8. Чертежные редакторы: интерактивная система «Экскиз», система автоматизированного проектирования AutoCad и др.

9. Профессионально-ориентированные ПС различного назначения: справочная правовая система «Гарант», персональная информационная система Lotus Organizer, системы контроля исполнительской деятельности, «1C: Бухгалтерия» и др.


Ұқсас жұмыстар

Оқу үрдісін жүргізуде MS Excel бағдарламасын қолданудың тиімділігі
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Фармацевтикалық қызметті ұйымдастыру негіздері. Дәрістер курсы
ИФОРМАТИКА САБАҒЫН ОҚУШЫЛАРҒА ҚОСЫМША ОҚЫТУ
Жаңа тұрпатты мұғалімді қалыптастыруда ақпараттық технологияларды қолданудың педагогикалық шарттары
Ашық интерактивті тапсырмалардың компьютерлік бағдарламаларын жасаудың әдістемесі (алгебраны оқыту мысалында)
Жарнаманың түрлері Жарнаманы дайындау технологиясы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРНЕТ - ЖУРНАЛИСТИКИ И ТРАДИЦИОННЫХ СМИ
Информатиканы продуктивті оқыту әдістері
Оқушылардың қажеттіліктерін қанағаттандыру аспектісі