Лабораторное занятие 3. Тема «Разработка системы разноуревневых заданий по теме учебного раздела базового курса информатики»

Дидактические цели: исследовательские.

Способ организации:  практикум.

Технологии и методы обучения: учебно-методический проект.

Предварительная подготовка студентов: выполнить задания.

Теоретические сведения

    Предлагаемые разноуровневые задания сответсвуют работе по внутрипредметной дифференциации, так как есть:

·        есть наличии вариантов (3 уровня);

·        которые отличаются глубиной и объемом материала.

Установка на разработку разноуровневых заданий была сделана для классов с углубленным изучением информатики.   

    Все задания даны на разных уровнях сложности и разделены на три группы.

   Задания I уровня – базовые. Они должны быть выполнены всеми учащимися.

    Задания II и III уровней – повышенной сложности.

    Их выполнение требует более совершенных технических навыков, нестандартных приёмов решения, сообразительности и развитого логического мышления.

    Дифференцированный  подход заложен не только в содержательном аспекте заданий, но и в праве выбора учащимися уровня сложности.

При начальном использовании разноуровневых заданий учитель может подсказать (указать) выбор заданий I , II и III уровней, знакомит с критериями оценивания работ различных уровней.

При систематическом использовании разноуровневых заданий выбор остается за учащимися.   

Уровни обучения

    При составлении разноуровневых заданий  необходимо учитывать, какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть учащийся.    

   На  I уровне обучения (репродуктивный тип учебной деятельности) учащийся должен уметь:

- пересказывать учебный материал;

- воспроизводить рассказ учителя без собственных выводов и обобщений;

- уметь решать задачи с применением одной формулы (зная основные формулы и единицы измерения информации).

    На II уровне обучения (реконструктивный тип учебной деятельности) ученик должен:

- уметь отвечать на любой вопрос учителя, основываясь на знаниях, полученных на уроках или извлечённых из учебника;

- понимать сущность определений, формул, величин;

- уметь устанавливать связи между темами изучаемого материала; 

- решать стандартные задачи по алгоритму с использованием 2-х и   3-х формул.

    III уровень обучения (вариативный тип учебной деятельности) соответствует объяснению новых для ученика понятий, формул, на основе изученного материала; применение знаний в новой учебной ситуации. К этому уровню относится:

- решение расчётных задач без заранее рассмотренного образца;

- создание оптимальных алгоритмов и методов решения задач, различных информационных моделей.

   IV уровень обучения (творческий). К этому уровню следует отнести подготовку докладов и сообщений с использованием различных источников информации. При этом обосновываются собственные выводы и обобщения, не являющиеся прямым воспроизведением изученной литературы.

    Разноуровневые задания, используемые в системе контроля знаний учащихся, способствуют проверке различной степени усвоения учебного материала.

    В итоговой проверке отслеживается овладение предметом на разных уровнях: от репродуктивного типа до продвинутого уровня. 

    При проверке практических умений по информатике следует обращать особое внимание на:

- выполнение основных операций в системе DOS или среды WINDOWS;

- владение основными навыками работы с различными устройствами персонального компьютера;

- владение основными навыками работы в различных информационных технологиях.                                                                                                       Итоговой формой проверки деятельности учащихся используется тест, зачёт, теоретическая самостоятельная или контрольная работы, практическая работа.

Методические рекомендации по использованию разноуровневых заданий

    Разноуровневые задания могут быть использованы учителем на разных этапах обучения и на разных этапах урока.

    Контрольное тестирование, приведенное в данной работе, целесообразно осуществлять после прохождения и разбора теоретического материала по данной теме.

Цель контрольного тестирования – проверка и оценка результатов обучения школьника. 

    Тестовые задания имеют разный уровень сложности.

    Выбор из приведенного списка – это

    I уровень сложности .  Простые текстовые задания. Например:

А). Выбери непозиционную систему счисления

·        десятичная с/с;

·        двоичная с/с;

·        троичная с/с;

·        римская с/с.

Ко II уровню сложности отнесены тестовые задания, включающие в себя понятия, предусмотренные школьной программой, но имеющие сложное определение. Например:

B). В какой системе счисления вес каждой цифры не зависит от её

места (позиции) в записи числа, а определяется только её написанием?

К III уровню сложности относятся задания, в записи которых используются понятия, не предусмотренные минимумом содержания предмета, и понятия, которые носят расчётный и сравнительный характер, или частный характер.

    Это тестовые задания типа: 

С). Двоичное число записано в виде многочлена:                   1*24+0*23+1*22+0*2+11*20                                                                                      Какой вид имеет его десятичная запись?

   Тестовые задания рекомендуется использовать не только на этапе контроля, но и в текущей деятельности на этапе введения в тему, введения в урок, проверки исходных знаний учащихся, подготовки к аттестационному тестированию. Работа с тестовыми заданиями стимулирует познавательную потребность ещё раз проработать учебный материал.

   Время проведения теста 20-30 мин (в зависимости от уровня подготовленности класса).

   Разноуровневые контрольные работы рекомендуется использоваться на этапе контроля после прохождения данной темы или в конце четверти, полугодия. Цель контрольных работ состоит в проверке сформированности у учащихся необходимых знаний, умений и навыков.

    Контрольные работы состоят из 6 заданий, большая часть которых является расчётными задачами с применением одной или нескольких формул.

   Время проведения контрольных работ – 1 урок ( 40 мин).

   Различными уровнями сложности можно сформировать и вопросы к зачёту по определённой теме.

   В I уровень включить простые вопросы – с односложными ответами и перечислениями.

   Во II уровень необходимо включить вопросы более сложные, которые требуют выделения и обоснования определённых понятий и качеств объекта.

   В III уровень сложности включаются сложные вопросы, которые требуют сравнения нескольких объектов, логических размышлений и обоснования выводов по определённой теме.

Зачёт можно проводить как в устной, так и в письменной форме. Время проведения зачёта в письменной форме 1 урок ( 40 мин. ),      в устной форме 1 – 2 урока (40 мин. - 1,5 часа).

Разноуровневые практические задания составлены в соответствии с умениями учащихся:

   на I уровне – составить реляционную Базу Данных по приведённой таблице, составить простой алгоритм;

   на II уровне – использовать поиск записей в Базе Данных, создавать сложный алгоритм с разветвлением, создавать запросы и отчёты;

   на III уровне – решать задачи с помощью программных приложений, представлять графическое решение задачи, сортировать данные по ключу, синтезировать сложные алгоритмы (ветвление, цикл).

   Время проведения практических заданий 1-2 урока (в зависимости от уровня подготовленности класса).

Система оценивания результатов по разноуровневым заданиям

    При  контроле знаний дифференциация обучения углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого учащегося).

    Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различие в знаниях учащихся.

    Базой шкалы оценок может служить уровневая градация по степени достижения того или иного уровня планируемых результатов обучения или овладения содержанием (по Гузееву В.В.).[2]

3 - уровневая градация планируемых результатов

Уровень

Оценка

Тип учебной деят-ти

Тип ориентировки

Хар-р задач

Минимальный

3

Репродуктивный (воспроизведение изученных фактов, алгоритмов

действий)

Случайные признаки (узнавание, припоминание)

Шаблонные

Общий

4

Реконструктивный (воспроизведение способов получения фактов)

Локальные признаки (анализ)

Задачи,

членимые на подзадачи с одним типом связи

Продвинутый

5

Вариативный (воспроизведение способов получения способов)

Глобальные признаки

(инсайт -догадка)

Задачи, членимые на подзадачи с 2 типами связи

СПРАВКА ПО ВЫСТАВЛЕНИЮ ОТМЕТОК

ЗА РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ (6 заданий)

I уровень: ставится 

   отметка   «3» - если правильно выполнены все 6 заданий;

                    «2» - если правильно выполнены меньше 3 заданий.  

II уровень: ставится

    отметка «4» - если правильно выполнены все 6 заданий;

                    «3» - если правильно выполнены 3 заданий.

III уровень: ставится

      отметка «5» - если правильно выполнены все 6 заданий;

                     «4»- если правильно выполнены 4  задания;

                     «3» - если правильно выполнены 3 задания.


Ұқсас жұмыстар

Коммуникативтік дағдылар түсінігін анықтау
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Информатика пәні бойынша критерийлі-бағытталған тест тапсырмаларын жасау әдістері.
БОЛАШАҚ ИНФОРМАТИКА МҰҒАЛІМДЕРІН БҰЛТТЫ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫҢ МҮМКІНДІКТЕРІН ПАЙДАЛАНЫП WEB ҚОСЫМШАЛАРДЫ ҚҰРУ ПӘНІНЕ ОҚЫТУДЫҢ ӘДІСТЕМЕСІ
Автоматтандырылған ақпараттық жүйе (Глоссарий)
Информатиканы продуктивті оқыту әдістері
ИФОРМАТИКА САБАҒЫН ОҚУШЫЛАРҒА ҚОСЫМША ОҚЫТУ
Негізгі мектепте планиметрия курсын оқытуды ақпараттық технология негізінде жетілдіру әдістемесі
Жаңа формалар мен оқытудың әдісі
Тест тапсырмаларын құрастыру