Лабораторное занятие 6. Тема «Разработка и применение электронного конспекта лекций»

Дидактические цели: исследовательские.

Способы организации: практикум.

Технологии и методы обучения: работа с книгой (составление тематического тезауруса, матрицы идей), учебная дискуссия, поисковые упражнения, рецензирование.

Средства обучения: учебно-методическая и специальная литература, программные средства.

Предварительная подготовка студентов: выполнить логико-содержательный анализ учебной литературы базового курса информатики, обобщив его в матрице идей (табл.6.1); изучить методологические принципы системного подхода и заполнить демонстрационную табл. 6.2.

Теоретические сведения

Основные понятия: система, надсистема, подсистема, структура, системный анализ, формализация, модель, моделирование, информационная модель.

Содержательно-методический анализ

Введение в системологию базируется прежде всего на изучении иерархичности систем. В процессе поиска с учащимися ответа на вопрос, что является простейшей частью системы (элементом), следует сделать вывод о зависимости предела членения системы от целей рассмотрения объекта как системы, от точки зрения на объект или от аспекта его изучения. Далее следует ввести понятия надсистема и подсистема, при этом сформировать представление о том, что возможность деления системы на подсистемы связана с вычленением совокупностей взаимосвязанных элементов, способных выполнять относительно независимые функции и подцели, направленные на достижение общей цели. После этого возникает возможность познакомить учащихся с компонентами системы и основными свойствами систем.

Изучение методологических подходов направлено на формирование представлений о возможностях применения системного, информационного и функционального подходов к исследованию явлений, процессов, объектов действительности. Следует подчеркнуть, что методологические подходы являются теоретической основой исследовательской деятельности, поэтому реализуются не сами по себе, а через такие методы, как: системный анализ, формализация, моделирование, метод «черного ящика». Метод моделирования позволяет упрощать модель по сравнению с объектом на основе конкретного сходства и различия. В познавательном процессе исследуемый объект заменяется моделью, имитирующей его структуру или функционирование. Изучение модели позволяет получать новую информацию об исходном объекте.

Старшеклассники должны усвоить, что виды моделирования разнообразны, так как зависят от используемых моделей и сферы их применения. Целесообразно познакомить учащихся с классификациями моделирования по разным признакам, в этой связи можно рассмотреть классификацию, которая излагается в теории систем.

Информатика исследует методологические принципы построения информационных моделей и манипулирования ими, хотя само построение и обоснование этих моделей — задача частных наук. Изучая понятие информационной модели, рекомендуем познакомить учащихся с понятием концептуальной модели, поскольку в зависимости от решения задачи одна и та же информационная модель порождает различные концептуальные модели, на основе которых могут быть построены новые информационные модели (хотя различие между информационными и концептуальными моделями условно, так как назначение любой модели — получение информации об объекте).

Дидактические материалы

I. Варианты заданий

Задание 1. Разработать конспект урока-лекции по заданной теме. Содержание конспекта должно включать в себя следующее:

1.1. Наименование учебной темы и часы.

1.2. Цели (образовательные, развивающие, воспитательные).

1.3. Основные понятия содержания обучения (рекомендуется составить понятийный словарь).

1.4. Предварительная подготовка учащихся (характеризуются знания, умения и навыки, на которых непосредственно базируется усвоение содержания учебного материала лекции).

1.5. Предварительная подготовка учителя (определяются практические задачи, которые решает учитель, готовясь к лекции).

1.6. Средства обучения (литература, представленная по разделам: учебники и учебные пособия для учащихся, пособия и методические рекомендации для учителя, дополнительная литература; технические и программные средства; дидактические материалы, в том числе набор демонстраций, выполненных с помощью современных технических средств, позволяющих проецировать изображение с экрана компьютера на демонстрационный экран).

1.7. Поэтапный план занятия с учетом временных затрат.

1.8. Содержание обучения (нужно обязательно выделить в тексте сведения, которые записывают учащиеся в рабочие тетради, а также расставить ссылки на использованную литературу).

1.9. Итоговые выводы занятия.

Примечание. Если предусмотрено использование обычной классной доски, то требуется представить набор изображений, которые будут последовательно создаваться на доске.

Тематика лекций

1. Введение в системологию.

2. Теоретические основы моделирования.

3. Информационное моделирование.

4. Модели представления знаний в системах искусственного интеллекта.

5. Введение в компьютерное моделирование.

6. Имитационное моделирование.

Задание 2. Разработать конспект комбинированного урока по заданной теме в соответствии с п.п. 1.1 — 1.8 задания 1. Следует учитывать специфику комбинированного урока, поэтому в конспекте нужно составить описание следующих основных элементов, составляющих методическую подструктуру урока:

2.1. Организация учащихся к занятиям.

2.3. Повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности изученного материала и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке.

2.4. Введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению.

2.5. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике.

2.7. Подведение итогов урока и инструктаж по выполнению домашнего задания.

Тематика уроков

1. Системная классификация.

2. Язык программирования (управления учебным исполнителем) как логико-лингвистическая информационная модель.

3. Представление знаний в форме семантических сетей.

4. Компьютерное моделирование физических процессов и явлений.

5. Моделирование систем массового обслуживания.

6. Моделирование динамики численности популяций.

II. Структуризация учебной информации

Задание 1. Составить толковый словарь терминов (тезаурус), характеризующих элементы системы основных понятий или ядра содержания обучения заданной темы урока.

Задание 2. Установить взаимосвязи внутри сконструированной системы понятий заданной темы урока и внешние связи этой системы с понятиями базового курса информатики (табл. 6.2,6.3).

Таблица 6.2

Выходные данные учебника

Наименование раздела

Содержание обучения

Основные понятия

Определения

Классификация моделей

Примеры

Таблица 6.3

Система

Главная цель системы

Наденете мы

Подсистемы

Элементы

системы

_

Методические рекомендации

Целесообразно по результатам выполненного студентами логико-содержательного анализа учебной литературы базового курса информатики провести учебную беседу с целью уточнения определений основных понятий темы и вариантов классификаций моделей, а также обоснования наиболее предпочтительного выбора учебной литературы. Возможна организация учебной деятельности по подгруппам, например, обучаемые первой подгруппы выполняют по вариантам задание 1, а второй — задание 2. Возможный прием — рецензирование работ студентов внутри подгруппы. В рамках дискуссии рекомендуется обсудить результаты учебной деятельности студентов по структуризации учебной информации, направленной на работу с системой понятий.


Ұқсас жұмыстар

Коммуникативтік дағдылар түсінігін анықтау
Анатомия пәні және зерттеу әдістері. Остеология
Фармацевтикалық қызметті ұйымдастыру негіздері. Дәрістер курсы
“Бағдарламалау тілдері” пәнінен Си тілін үйрену электрондық оқулық құру
БИОЛОГИЯ ПӘНДЕРІН ОҚЫТУДА ИНТЕРБЕЛСЕНДІ ӘДІСТЕРДІ ТИІМДІ ПАЙДАЛАНУ
Оқушының ақпараттық құзыреттілігін дамытудағы Ж.А. Қараев технологиясының маңызы
Скринкаст - экраннан түсіретін бейне немесе экран жазу файлы
Ыбырай Алтынсариннің мұрасы
Автоматтандырылған ақпараттық жүйе (Глоссарий)
Ms access-ті үйренуде компьютерді пайдаланудың алғышарттары