Лабораторное занятие 8

Лабораторное занятие 8.

Тема «Разработка и применение компьютерного контрольного теста»

Дидактические цели: иллюстративно-исследовательские.

Способы организации: лабораторная работа.

Технологии и методы обучения: работа с книгой (тезирование, аннотирование), поисковые упражнения, рецензирование.

Средства обучения: учебно-методическая и специальная литература, программные средства.

Общие требования к выполнению работы

В качестве инструментального средства целесообразно использовать систему компьютерного тестирования (СКТ), удовлетворяющую следующим требованиям:

·          простота подготовки тестовых заданий (задания могут создаваться преподавателями в минимальной степени владеющими компьютером)

·         широкий диапазон применения (возможность использования для подготовки тестов по широкому спектру дисциплин)

·         удобная система управления базами тестовых заданий (удаление, добавление заданий, объединение баз заданий)

·         наличие систем сбора и обработки статистической информации по результатам тестирования (для тестируемых и для тестовых заданий)

·         лёгкость организации оперативного контроля знаний в учебном процессе

·         удобные средства решения задач (например, наличие встроенного микрокалькулятора с расширенными возможностями)

·         встроенные мультимедийные возможности

·         компактность (система тестирования с количеством тестовых заданий до нескольких сотен должна помещаться на одну дискету)

·         низкие системные требования (достаточно Windows 95/98/NT).

Бурное развитие глобальной компьютерной сети показало перспективность удаленного тестирования студентов с помощью интерактивных Web-тестов, устанавливаемых на серверах, подключенных к локальной компьютерной сети или сети Интернет. Более широкому распространению таких информационных технологий в образовании, позволяющих не только повысить интенсивность и эффективность процесса обучения, но и существенно расширить аудиторию потенциальных слушателей ведущих университетов страны, препятствует трудоемкость процесса разработки тестов, предназначенных для работы в Web-сети.

Для создания интерактивных Web-тестов преподавателю помимо знаний по курсу, для которого предназначен тест, требуются специальные навыки в области применения Интернет-технологий, либо необходима помощь соответствующего специалиста. При использовании для разработки учебных материалов любого из большого количества имеющихся инструментальных средств создания и редактирования HTML-документов, например, таких как Netscape Composer или Microsoft FrontPage, требуются базовые сведения о гипертексте и определенные навыки в области программирования. Кроме того, для придания Web-документам интерактивных свойств, позволяющих оперативно реагировать на информацию, введенную пользователем, автору потребуются еще более глубокие знания Интернет-технологий, связанные с необходимостью написания программ-обработчиков с использованием Java, JavaScript или CGI-приложений. Таким образом, создание учебных материалов для дистанционного обучения в Web-сети предъявляет весьма высокие требования к квалификации преподавателя-разработчика в области практического использования современных информационных технологий. В противном случае необходима совместная работа коллектива специалистов различного профиля. Эти обстоятельства существенно повышают трудоемкость создания учебных Web-пособий и, в определенной степени, сдерживают процесс развития такой формы дистанционного образования. В Центре дистанционного образования СПбГТУ была предпринята попытка создания универсальной, инвариантной к предмету курса, удобной и простой для практического использования среды разработки тестов для Интернет/Интранет сети - "Web-Тест Конструктор" (W-TK). 

Инструментальная среда разработки интерактивных мультимедийных Web-тестов

В основе разработанного программного продукта W-TK заложен принцип динамического формирования HTML-страницы, содержащей текст искомого Web-теста. Для этого был разработан шаблон универсальной HTML-страницы, включающей в себя программы на языке JavaScript, которые на основе исходные данных (количество и тексты заданий в тесте, количество предлагаемых ответов и сами варианты ответов, "цена" правильного ответа и необходимые суммы набранных баллов для получения той или иной оценки, время, отводимое на выполнение теста и ряд других) формируют Web-тест. 

При загрузке HTML-документа в броузер рабочей станции клиента соответствующая программа, написанная на JavaScript, осуществляет динамическое формирование Web-теста в соответствии с исходными данными. Другие скриптовые программы, содержащиеся в документе, осуществляют контроль за правильностью заполнения полей формы, отсылаемой на сервер для регистрации, производят обработку результатов выполнения теста с выставлением оценки и ведут хронометраж работы над тестом. Инструментальная среда W-ТК имеет простой и удобный интерфейс и позволяет быстро составить новое учебное задание или отредактировать имеющееся. Данная программа написана в среде Delphi и обладает следующими характеристиками.

·         Она полностью инвариантна предметной области и генерирует html-файл теста, который может использоваться локально на компьютере пользователя или размещаться на Web-сервере. В последнем варианте программой предусмотрена возможность регистрации тестируемых студентов (посредством заполнения ими соответствующей формы) и результатов выполнения теста. Эти данные пересылаются на сервер и обрабатываются специальным CGI-скриптом. На рис.4.2.1 представлен внешний вид рабочего окна программной среды "Web-тест конструктор".

·         При работе с программой "W-ТК" преподаватель может вводить тексты заданий и вариантов ответов с указанием правильных, заказывать цвет текста и фона будущего документа. При формировании теста имеется возможность вставки графических изображений как непосредственно в текст, так и в качестве графической подложки Web-страницы. 

·         Полезным свойством разработанной программной среды является способность включения в генерируемые продукты также мультимедийных данных, что позволяет создавать Web-тесты с аудио и видео сопровождением. Кроме того, предусмотрено использование гиперссылок при формировании заданий, что существенно расширяет возможности тестирования, позволяя использовать для этого материалы, находящиеся в любом месте Интернет.

·         "Web-тест конструктор" включает в себя развитую систему помощи, в которой содержится подробное описание всех полей рабочего окна и разделов меню, объясняются принципы работы с программой.  ис.4.2.1


Работа с программой "Web-Тест Конструктор"

Основные разделы меню программы – Файл и Параметры. Раздел "Файл" содержит стандартные для Windows-программ операции работы c файлами: создания нового html-файла, открытия ранее созданного файла проекта теста и их сохранения. Большинство команд продублировано кнопками на инструментальной панели. Файл проекта теста – файл с расширением .wt, в котором сохраняются все введенные пользователем при создании теста данные. Наличие этого файла позволяет в любое время продолжить работу по формированию теста в приложении W-ТК. Рекомендуется всегда создавать такой файл и сохранять в нем последнюю версию теста.

Раздел "Параметры" позволяет задать ряд свойств создаваемого HTML-документа. В число устанавливаемых свойств входят название страницы (титульная строка создаваемой Web-страницы), имя автора теста, фон страницы (фоновый цвет или графическая подложка), цвета шрифтов заголовка, задания и ответов. Сформированный документ впоследствии может быть откорректирован средствами стандартных HTML-редакторов (FrontPage, Netscape Composer и т.п.). Полученный при этом Web-тест при каждом его запуске на выполнение может содержать неизменную последовательность предлагаемых вариантов ответов, но предусмотрен также режим динамического формирования html-файла с изменяющимся, при каждом обращении к нему, порядком предлагаемых вариантов ответа.
Инструментальная панель в верхней части основного окна программы содержит строку с пиктограммами наиболее употребительных команд: создание нового теста, открытие файла-проекта, предварительный просмотр в броузере, сохранение создаваемого html-файла.

Процедура создания html-файла теста реализуется посредством заполнения соответствующих полей (название теста, поле ввода заголовка теста, номер варианта, количество заданий в тесте, отводимое на тест время и др.) в основном окне конструктора.

Для задания цены правильного ответа в баллах в поле для ввода цены выбирается число p (например, число 5). Общая сумма набранных тестируемым баллов 0определяется умножением цены ответа p на количество правильно выполненных заданий. Относительный уровень от максимально возможной суммы баллов, определяющий отличную оценку, задается коэффициентом K5, определяющим нижнюю границу (например, 0,8) отличной оценки 0Относительный уровень от максимально возможной суммы баллов, определяющий хорошую оценку, задается коэффициентом K4, определяющим нижнюю границу (например, 0,6) хорошей оценки 0Наконец, относительный уровень от максимально возможной суммы баллов, определяющий удовлетворительную оценку, задается коэффициентом K3, определяющим нижнюю границу (например, 0,4) удовлетворительной оценки  0. Таким образом, если при тестировании обучающийся набрал 0баллов, то он получает оценку:

«отлично» - при 0

«хорошо» - при  0

«удовлетворительно» - при  0

«неудовлетоворительно» - при  0 

где N - общее количество заданий теста.

Количество возможных вариантов ответа предусмотрено не более 6. В случае необходимости вставки в текст каких-либо графических объектов (чертежи, фотографии, схемы или сложные математические выражения, полученные, например, с помощью встроенного в Word редактора формул Microsoft Equation) следует использовать команду "Вставить картинку". Аналогичным образом осуществляется вставка графики и в текст вариантов ответов. Правильные (их может быть несколько для каждого задания) варианты ответов отмечаются "флажками" в полях ввода предлагаемых вариантов ответов.
Конструктор предоставляет возможность выполнения двух типов операций (рис.4.2.1) – вставки графических объектов ("Вставить картинку") и организации стандартной html-ссылки на любой другой объект, имеющий URL-указатель ("Сослаться на …"). Использование гиперссылок существенно расширяет возможности тестирования, позволяя использовать для этого материалы, находящиеся в любом месте cети Интернет, а также включать в тест медиа-данные (видео- и аудиофайлы), которые будут воспроизводиться на клиентском компьютере посредством приложений, связанных с конкретным типом файлов.

Общий объем памяти, занимаемый программной средой W-TK на жестком диске, составляет немногим более 1,2 МВ. Из них собственно исполняемый exe-модуль имеет размер около 820 КВ, а остальное требуется для help-файла помощи. Пример результата работы "Web-тест конструктора" в виде фрагмента сгенерированного теста, помещенного в окне броузера, представлен на рис.4.2.2. На рисунке помимо текстов вопроса и вариантов ответов на него приведены поля для ввода фамилии и других данных пользователя, а также табло таймера, показывающего время, отпущенное на выполнения задания. Отметим, что оставшееся время высвечивается и в статусной строке броузера.

0
Рис. 4.2.1.

0
Рис. 4.2.2.

Таким образом, предлагаемая инструментальная среда представляет собой простое и удобное в работе средство формирования учебных и контрольных тестов для Web-сети. Являясь инвариантной к предмету учебного курса, программа "Web-тест конструктор" позволяет любому преподавателю - неспециалисту в области информационных технологий разрабатывать мультимедийные учебные материалы, предназначенные для использования как в корпоративных компьютерных сетях, так и в глобальной сети Интернет. Это существенно облегчит процесс предметного наполнения курсов дистанционного обучения, а также будет способствовать более быстрому внедрению самых современных и эффективных Web-технологий.


 


Ұқсас жұмыстар

БИОЛОГИЯ ПӘНДЕРІН ОҚЫТУДА ИНТЕРБЕЛСЕНДІ ӘДІСТЕРДІ ТИІМДІ ПАЙДАЛАНУ
Анатомия пәні және зерттеу әдістері. Остеология
Зертханалық жануарлар түрлері
Пойыздарды өңдеудің технологиялық кестелері
Адамзат дамуының жаңа кезеңі
Коммуникативтік дағдылар түсінігін анықтау
Жалпы мақсатта қолданылатын зертханалық ыдыстар
Автоматтандырылған ақпараттық жүйе (Глоссарий)
Өлшеуге арналған аппараттар
Изопикникті центрифугалау