Декоративно прикладное искусство разных народов и методика обучения

Цель: обосновать сущность декоративно прикладного искусства разных народов и методика обучения.

         Задачи:

1. раскрыть значение художественного ремесла и методики изготовления керамической  игрушки;

2. раскрыть виды художественного ремесла, виды росписи

Рассматриваемые вопросы:

1. Художественное ремесло. Керамическая игрушка.

2. Художественное ремесло. Виды росписи.

1. Художественное ремесло. Керамическая игрушка.

Скопинская игрушка прославилась благодаря гончарам города Скопина. Игрушку лепили из белой глины и глазуровали. Ее делали наряду с посудой. Многие сосуды не только наряжались лепным орнаментом, но и сами представляли собой скульптурные изображения фантастических существ. Скопинцы применяли цветные глазури на фоне светлого или почти белого черепка. На белом фоне интересно смотрятся яркие цвета глазури: желтый, коричневый, синий. На крышках скопинских кувшинов и квасников часто располагаются те же лепные птицы, барашки, зайцы, щенята. Такие детали  вылепливаются тщательнее, чем дешевые игрушки.

Новгородские свистульки  напоминают скопинские игрушки. Фигурки здесь коренастее, пропорции их укороченные. Обращают на себя внимание приемы отточенной  быстрой лепки. Фигурки лепятся из одного куска глины. Например, свистульки медведи с большими отвислыми ушами, круглыми глазами, приоткрытой как бы в добродушной улыбке пастью. Мохнатая шкура передается  вертикальными бороздами. Медведи стоят на задних лапах и держат в передних музыкальный инструмент, или калач, или дубинку.

Ярославская игрушка. В Ярославской области делали свистульки в виде коней или птиц с веретенообразными массивными туловищами, двумя крохотными передними ножками, одинаково длинными изогнутыми шеями. Игрушки покрывали глазурью или белой масляной краской с синими и красными полосами и пятнами. На Ярославщине делали посуду  крыночки, мисочки, горшочки и поливали их глазурями: бесцветной по красному черепку, яркой, зеленой по светлому черепку. Такие игрушки и посуда доставляли массу удовольствия детям и взрослым.

Дымковская игрушка лепится по частям. В старину игрушки лепили на доске, положенной на колени. Хорошо промятые куски жирной глины, смешанной с песком, скатывают в шарики, потом расплющивают в лепешки, из которых и создается основа, корпус будущей игрушки. Перед обжигом все игрушки сушат. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но цвет черепка полностью скрывается  побелкой: игрушка несколько раз окунается в мел, растертый порошок и разведенный неснятым молоком. Итак, игрушка побелена и обсушена. Начинается процесс росписи – нанесения ярких красок на фон ослепительной белизны. Основные цвета – синий, желтый и зеленый. Строго геометрический орнамент строится из разнообразных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков. Обычно роспись строится  по такой схеме: на круглом белом лице с чуть выпуклым носом – круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы; головные уборы и одежда окрашиваются в один цвет, а широкие кринолином юбки дам и шкура животных – свистулек орнаментируются.

Каргопольская игрушка отличается от дымковской не только внешними признаками, но и содержанием. В ней образно передается народный быт русского Севера. В древнем городе Каргополе Архангельской области лепят игрушки из красной глины. Сначала выполняют верхнюю часть туловища и крупную плосколицую голову на толстой шее, затем торс соединяют с юбкой женской фигуры, а потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы, сопровождающие игрушку. Обжиг игрушек производят в русской печи, а затем их расписывают масляными красками или темперой. Глазурование здесь не применяют. 

Тульская игрушка родилась в деревне Филимонове  Тульской области. Природные свойства местной глины отразились на облике игрушки. Филимоновская глина при  просушке быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Животные и птицы всегда окрашиваются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полосы и только голова окрашивается одним, чаще зеленым цветом. В раскраске человеческих фигурок  меньше всего внимания уделяется лицам: зеленые, черные или синие небрежные мазки и точки изображают  брови и глаза, малиновый штрих рот. Главное – наряд. Ярчайшая малиновая кофта, зеленая шляпка. В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи. Желтые, красные, зеленые штрихи, веточки, звездчатые розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросанные по фону, разновеликие, неровные, создают праздничный декор.

Балхарская игрушка создавалась в ауле Балхар мастерами Дагестана. Игрушечного помысла здесь не было, лишь иногда между делом мастерицы лепили несложные свистульки и фигурки, обжигая их вместе с посудой. В них привлекала необычность: выполненные из красной, иногда задымленной в обжиге глины, они были сплошь расписаны загадочным белым  узором, что и посуда.

Абашевская игрушка родилась в селе Абашево Пензенской области. Свистульки выполнены в виде фигурок животных с длинным туловищем, короткими широко расставленными ногами, длинной, пластичной шеей, маленькой тщательно вылепленной головой, большими глазами – углублениями. Они задорны и горделивы. Головы козлов, оленей, баранов украшены большими изогнутыми, иногда многоярусными рогами, кудрявыми челками, узорчатыми бородами, гривами, расписанными яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях. 

2. Художественное ремесло. Виды росписи.

Жостовская роспись. В начале 19 века  в селе Жостово появились черные лаковые подносы с цветочной росписью. Здесь производились подносы разнообразных форм: прямоугольные, овальные, круглые и другие. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет.  Цветы в букете, где обычно главным является изображение мака, розы, шиповника, георгина, астры, тюльпана, ромашки полевой сохраняют живой трепет лепестков и вместе с тем имеют типизированный характер. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых подчеркивается черным фоном.

Хохломская роспись. Под росписью масляными красками с термической обработкой обычно подразумевают хохломскую. Их ценят за прочное лаковое покрытие. Ими можно пользоваться в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать к столу салат, в хохломскую чашку положить горячую кашу, и ничего не сделается с деревянным изделием. К краскам, применяемым в росписи изделия с термической обработкой, предъявляются повышенные требования. Многие краски не выдерживают  высокой температуры сушки и закалки, они выгорают, теряя цвет. Поэтому подбирают термостойкие пигменты – охру, сурик, мумию, сажу, хромовую зелень и другие. Чтобы усвоить приемы росписи,  работают сначала на бумаге, затем на стекле, а затем переходят к росписи небольших предметов. Хохломская травная роспись  требует последовательного выполнения мотивов и элементов: мазок, стебель с правосторонним завитком,  стебель с левосторонним завитком. По всей своей протяженности стебель должен быть почти одной толщины. Поэтому мастера стремятся к равномерности движения кисти.

Городецкая роспись  развивалась во второй половине прошлого столетия в деревнях по реке Узоле. Мастера этого района расписывали детскую резную игрушку, различные короба. В росписи использовали яркие тона красного, зеленого, желтого, черного цвета. Процесс  Городецкой росписи распадается на несколько этапов: окраска цветных фонов, нанесение основных частей рисунка с помощью припороха, нанесение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков и  разживка белилами или другими цветовыми тонами. Завершают роспись графические элементы в виде рамочек и отводок, которые ограничивают композицию.

Вятская роспись (роспись клеевыми или гуашевыми красками) на первый взгляд не очень броская. Яркий цветной фон, оранжевый, зеленый или голубой, разделенный темными полосами на квадраты и прямоугольники, покрывали рябеньким орнаментом из точек, штрихов, кружков, крестиков, который соединялся в ромбы, треугольники, круги. Вятские кустари изготовляли расписные сундуки и шкатулки, которые наподобие матрешек вставлялись одна в другую. Поверхность изделия грунтовали столярным клеем и, пока он не высох, той же кистью, обмакиваемой в порошок сурика, красили фон в красный цвет. После сушки покрывали второй раз клеевым раствором и снова сушили. Затем ярко-красной краской закрашивали отдельные места, смотря по тому, какими фигурами сундучник желает производить расписывание сундука. После сушки расписывали голландской сажей и закрепляли слоем олифы.

Урало-сибирская роспись распространена на Урале и в Западной Сибири. Ей свойственна особая техника мазка, так называемый разбел, когда белильная оживка, моделирующая форму изображения, выполняется одновременно с цветным рисунком. Белила берут на край кисти, предварительно обмакнув в жидкую краску.  Кистью проводят таким образом, чтобы белила были на внешнем крае, шли по контуру мотива. Благодаря этому получается живописный переход от цвета к белилам, от цветной  середины к белому контуру, что способствует  объединению цветовой гаммы росписи.  Мотивы росписи – фантастичные алые и лазоревые цветы, виноградные гроздья, гирлянды фруктов, ягоды смородины и черемухи, всевозможные листья. Реже встречаются изображения птиц и зверей, человека и домашних животных.

Вопросы для контроля:

1.     Охарактеризуйте керамические игрушки?

2.     Охарактеризуйте особенности декоративно-прикладных росписей.


Ұқсас жұмыстар

Бейнелеу өнері сабақтарында оқушыларды тарихи композиция құрастыруға үйрету (көшпенділер)
ГОБЕЛЕН ТОҚУДА ЕСКЕРТКІШТЕР МҰРАСЫ КОМПОЗИЦИЯСЫН ТИІМДІ ПАЙДАЛАНУ (Абылай хан)
Гобелен өнерінің даму ерекшеліктері
Қазақ сәндік-қолданбалы өнері арқылы жеткіншектердің эстетикалық мәдениетін қалыптастыру
Қазақ халқының сәндік - қолданбалы өнері арқылы оқушылардың технологиялық мәдениетін қалыптастыру
Болашақ технология пәні мұғалімдерін оқушыларды сәндік-қолданбалы өнерге баулуға кәсіби даярлаудың педагогикалық шарттары
Қазақ халқының зергерлік бұйымдары
Сақ өнерінің кейбір белгілері
НЕГІЗГІ МЕКТЕПТЕ МАТЕМАТИКАНЫ ОҚЫТУ ПРОЦЕСІНДЕ ЭТНОПЕДАГОГИКА ЭЛЕМЕНТТЕРІН ПАИДАЛАНУ ӘДІСТЕМЕСІ
Сәндік қолданбалы өнерде гоболен өнерінің алатын орны