Прикладное искусство казахов

Цель: раскрыть особенности прикладного искусства казахов.

Задачи:

1. раскрыть виды ковроткачества;

2. раскрыть пути совершенствования речи учителя.

Рассматриваемые вопросы:

1.Виды ковроткачества.

2. Виды войлоковаляния

3.Ювелирное дело.

4.Художественная обработка дерева.

5.Художественная обработка кожи.

1. Виды ковроткачества

Тукти клем – ворсовые ковры. Ворсовые ковры были обязательной и важной частью приданого невесты, ценными подарками на празднествах. Они украшали юрту.  В композиции казахского ковра выделяют центральное поле – кол и каймовую раму – корган, коршан. Каймовые рамы состояли из нескольких орнаментальных полос: гул, жапырак, жулдыз, кошкар муйиз, ботагоз и другие.

Такыр клем – безворсовые ковры. Они ткались практически на всей территории Казахстана. Самый распространенный способ создания безворсового ковра – алаша терме. Лицевая и обратная стороны ковра имеют одинаковый рисунок. Терме имеют полосы с тканым рисунком  в виде ромбов с роговидными узорами. Основные цвета: красный, черный, синий или красный, зеленый и желтый.

Араби  клем создали арабы, переселившиеся в Среднюю Азию. Узоры в Араби клем располагаются по вертикали и разграничиваются цветными полосами. Композиционными мотивами являются ала бас – пестрая голова, карга туяк – след вороны, бота гоз – глаз верблюжонка.

2. Виды войлоковаляния.

Текеметы использовались в юрте как напольные ковры.

Сырмак – войлочные ковры, выполненные мозаичным или инкрустационным способом. Трудоемкие сырмаки украшают стену юрты. Аппликация однотонными по белому полю, шнуровая вышивка по однотонному войлоку.

Шашакты сырмак – нарядные кошмы с бахромой из окрашенного конского или козьего волоса. Войлочные ковры выполнялись способом мозаики, аппликации, вышивки.

Курак – лоскутное шитье. В казахском быту  лоскутным шитьем выполняются многие предметы: курак корпе - одеало, курак корпеше матрац для сидения на полу, орауш корпе- одеало для пеленания ребенка.

Шым ши – узорные циновки.Технология создания циновки проста: стебли степного тростника – чия- очищают, накалывают рисунок, а затем по рисунку чия обматывают цветной шерстю.

3.Ювелирное дело.

Головные украшения – это многочисленные серьги, заколки для тюрбана.

Подвески для волосшашбау, шолпы.

Серьгисырга, их названия связаны с формой и материалом.

Шейные и нагрудные украшениямоншак, тана, алка, бой тумар, капсырма.

Танакруглая брошь, орнаментированная чеканкой, гравировкой, перламутровыми вставками.

Ониржиек – массивное украшение с вертикальным ярусным построением узорных пластин.

Алка состоит из сцепленных монет, камней или стекол в оправе, медальенов, гравированных, чеканных или  филигранных.

Бой тумар – специальное украшение с полой треугольной коробочкой или полой цилиндрической трубочкой с конусообразными концами, куда закладывалась бумажка с  молитвами, перья филина, пучки овечьей или верблюжьей шерстью.

Капсырма – парные застежки с петлей или крючком для женского камзола.

Украшения для рук: браслет блезик, жузик – кольца, сакина – перстень.

Венчики колец были разнообразной формы: круглые, многогранные, прямоугольные, квадратные, грушевидные, овальные.

4. Художественная обработка дерева.

Предметы посуды: ожау, саптыаяк – черпаки для разлива кумыса, тегене – миски для кумыса, тостаган – глубокие чаши, астау – блюда для мяса.

Мебель: тосагаш – кровать, сандык – сундук, адалбакан – вешалки, жук аяк – подставки для вещей, бесик – кроватка для новорожденного.

Музыкальные инструменты: домбра, кобыз, адырна.

5. Художественная обработка кожи.

Кожу использовали для шитья одежды, обуви, изготовления поясов, домашних сосудов. Ковров, сундуков, конских принадлежностей. Основной прием  украшения кожи – тиснение.

Шелек –ведра- выполнялись из кожи верблюда.

Сабабюрдюк из конской  или воловьей прокопченной кожи.

Торсык – изящные сосуды из шейной  части конской шкуры в форме секиры.

Петроглифы.

Каменные гравюры с изображением козлов, лошадей, всадников, отгравированных при помощи выбивки камнем и процарапывания металлическим инструментом. Изображения людей и животных, родовых знаков (тамга) выполнены схематично на поверхности скал, камней.

Надгробные памятники.

Кулпытас – это вертикальные каменные столбы, как правило, покрытые орнаментальной резьбой. Выполнялись в основном из ракушечника или камня.

Вопросы для контроля:

1.Назовите виды ковроткачества.

2. Назовите виды войлоковаляния

3.Раскройте значение ювелирного дела.

4.Охарактеризуйте художественную обработку дерева.

5.В чем заключается суть художественной обработки кожи.


Ұқсас жұмыстар

Қазақ халқының зергерлік бұйымдары
Қолданбалы қолөнер туралы ұғым
Шолпы
Батиктің негізгі түрлері, орындалу әдістері мен оған қажетті материалдар
Қазақ киіз үйі
Қазақ жауынгерлік қару-жарақ жүйелеу дәстүрі.
Шығармашылық–оқушылар дамуының басты негізі
Бейнелеу өнері сабағында қолөнер бұйымдарын әзірлеуде оқушылардың шығармашылық және ісмерлік дағдыларын қалыптастыру
Бейнелеу өнері және әдістемесі
Мектепке дейінгі ұйымдарда жүргізілетін бейнелеу өнері және әдістемесі