Практическое занятие № 7.
Тема: Режим дня детей и подростков
Цель: освоить методику гигиенической оценки основных элементов режима дня, методику составления гигиенически рационального режима дня учащихся.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Утомление.
2. Работоспособность.
3. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа № 1. Составление режима дня.
Оборудование: примеры режимов дня учащихся разных возрастных групп, примеры недельных расписаний разных классов общеобразовательной школы.
Ход работы:
При организации режима труда и отдыха детей и подростков необходимо учитывать данные ритмической активности организма. Основными элементами режима школьника являются учебные занятия в школе, выполнение домашних заданий, творческая деятельность, чтение, занятия спортом, питание, гигиенические процедуры, досуг. Правильно организованный режим дня оказывает положительное воздействие на здоровье, работоспособность и психо-эмоциональное состояние детей.
На выполнение домашних заданий должно отводиться 2-4 часа – в старших классах (5-11) и 1-1,5 часа – в младших классах (1-5). Активный отдых пред приготовлением домашних занятий не должен превышать 2 часов. Внеклассная и внешкольная работа – это работа в кружках, спортивных секциях, посещение кино и театров и т.д. На данный вид деятельности отводится 1-2 часа в неделю для учащихся 1-5 классов, 3-4 часа – 5-8 классов, 4-5 часов – 8-11 классов. Данные занятия должны иметь продолжительность 50-60 минут, проводиться 1-2 раза в неделю во время каникул и выходных дней.
Общее пребывание на открытом воздухе предусматривает для учащихся средних классов 2-2,5 часа, для старших 1,5-2 часа.
Сон обеспечивает восстановление работоспособности организма. Дети 7 лет должны спать 10-11 часов (включая 1-1,5 в дневное время), 10 лет 10-10,5 часов, 11-12 лет – 10 часов, 13-15 лет – 9,5 часов, 16-18 лет – 8,5 часов. Кроме того, для младших школьников, особенно в период адаптации к условиям школы, необходим дневной отдых в течение 1-1,5 часов.
Задание 1. Проанализировать предложенный режим дня школьников (табл. 1-2). По результатам работы сделать вывод о рациональности режима дня учащихся, дать рекомендации для его коррекции.
Таблица 1. Примерный режим дня для учащихся (в 1 смену)
Вид деятельности |
Возраст |
||||||
10 лет |
11-12 лет |
13-15 лет |
16-17 лет |
||||
Подъем |
700 |
||||||
Зарядка, водные процедуры |
700 - 730 |
||||||
Завтрак |
730 - 750 |
||||||
Дорога в школу |
750 - 820 |
||||||
Учебные и факультативные занятия, внешкольная работа |
820 - 1330 |
820 - 1430 |
|||||
Возвращение домой |
1400 |
1500 |
|||||
Обед |
1400 - 1430 |
1500 - 1530 |
|||||
Прогулка |
1430 - 1530 |
1530 - 1700 |
|||||
Приготовление домашних заданий |
1530 - 1730 |
1700 - 1930 |
1700 - 2000 |
1700 - 2030 |
|||
Прогулка |
1730 - 1930 |
нет |
нет |
нет |
|||
Ужин |
1930 - 1950 |
1930 - 1950 |
2000 - 2020 |
2030 - 2050 |
|||
Досуг (игры, чтение, просмотр телепередач) |
1950 - 2035 |
1950 - 2050 |
2020 - 2220 |
2050 - 2250 |
|||
Подготовка ко сну |
2035 - 2045 |
2050 - 2100 |
2220 - 2230 |
2250 - 2300 |
|||
Отход ко сну |
2045 |
2100 |
2230 |
2300 |
|||
Полученные результаты: ________________________________________
ВЫВОД: ______________________________________________________
Коммуникативтік дағдылар түсінігін анықтау
Анатомия пәні және зерттеу әдістері. Остеология
Жас отбасылардың мәселелері
Адамзат дамуының жаңа кезеңі
Пойыздарды өңдеудің технологиялық кестелері
Негізігі психологиялық әдістер
«Мектеп» ақпараттық жүйесі
Шығармашылық ұжымдық шығармашылық әрекеттері
Комплекс сандар
БИОЛОГИЯ ПӘНДЕРІН ОҚЫТУДА ИНТЕРБЕЛСЕНДІ ӘДІСТЕРДІ ТИІМДІ ПАЙДАЛАНУ