Практическое занятие № 2.
Задание 2. С помощью полученных в ходе антропометрического исследования данных, рассчитать индексы физического развития. Расчетные показатели занести в протокол 2.
Протокол 2. Расчетные показатели индексов физического развития
Пп, усл. ед |
ОСК, кг |
ВРП |
ДВ |
ИК, г/см |
ЖИ |
Эи |
ИР |
КВ |
ПД |
1. Для установления связи между антропометрическими признаками, определяют индекс Пинье (показатель Пинье):
Пп = L – (P+ОГ), где
L – длина тела, см;
Р – вес, кг;
ОГ – обхват груди, см.
Оценка результатов. Чем меньше разность, тем лучше показатель. Разность меньше 10 оценивается как крепкое телосложение, от 10 до 20 – хорошее, 21-25 – среднее, 25-35 – слабое, более 36 – очень слабое.
2. Относительную силу кисти вычисляется по формуле:
ОСК = СК : M х 100, где
СК – сила кисти, кг.;
M – вес, кг.
Оценка результатов. Средними величинами силы кисти у мужчин следует считать 70-75% от веса, у женщин – 50-60%.
3. Весо - ростовой показатель (ВРП) определяется делением веса (г) на рост (см).
ВРП = ДВ : Р
1. Необходимо измерить свой рост и массу тела.
2. Определить максимально допустимую массу тела, используя индекс Брока:
Вес = рост -100
Отличие от должной массы тела (больше или меньше) не более 5 кг считается условной нормой.
При росте 165-175 см. точнее будет формула:
Вес = рост -105
При росте более 175 см.:
Вес = рост -110
3. Определить свой должный вес с учетом пола и возраста по одной из следующих формул:
ДВ = 50 + (Р – 150) х 0,75 + (В – 21) : 4 – для мужчин
ДВ = 50 + (Р – 150) х 0,32 + (В – 21) : 4 – для женщин, где
ДВ – должный вес;
Р – рост;
В – возраст
4. Рассчитать весо-ростовой индекс Кетле (ИК)
ИК = М : Р, где
М – масса тела, кг.;
Р – рост, см.
Оценка результатов. Средний показатель у мужчин 370-400 г/см, у женщин 325-375 г/см.
Таблица 6. Количество граммов веса на сантиметр роста
Количество граммов веса на сантиметр роста |
Показатель упитанности |
Больше 540 451-540 416-450 401-415 400 390 360-390 320-359 300-3119 200-299 |
Ожирение Чрезмерный вес Излишний вес Хорошая Наилучшая для мужчин Наилучшая для женщин Средняя Плохая Очень плохая Истощение |
5. Для определения степени развития дыхательной функции грудной клетки вычисляется жизненный показатель:
ЖП = ЖЕЛ : M, где
ЖЕЛ – жизненная емкость легких, мл
M – масса тела, в кг.
Оценка результатов. Чем выше показатель, тем лучше развита дыхательная функция грудной клетки. У мужчин данный индекс должен быть не менее 65-70 мл/кг, у женщин – не менее 55-60 мл/кг.
6. Для определения пропорциональности грудной клетки использовали индекс Эрисмана:
Эи = ОГКп – (P : 2) = +5,8 см – для мужчин
и + 3,3 см для женщин, где
ОГКп – окружность грудной клетки (пауза), см;
P – длина тела, см.
Оценка результатов. Полученная разница, если она равна или выше названных цифр, указывает на хорошее развитие грудной клетки. Разница ниже или с отрицательным значением свидетельствует об узкогрудости.
7. Расчетный метод определения должного уровня артериального давления.
Систолическое артериальное давление:
109 + 0,4 х возраст (лет)
Диастолическое артериальное давление:
64 + 0,3 х возраст (лет)
Индекс Руфье – определяет резерв сердечно-сосудистой системы:
ИР = (ЧСС х АДС) : 100, где
ЧСС – частота сердечных сокращений;
АДС – систолическое артериальное давление
Оценка результатов. 80,0 и ≤ - высокое, 81,0-90,0 - среднее, от 91,0 и ≤ - низкое.
8. Коэффициент выносливости (КВ) характеризует функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Рассчитывается по формуле Кваса:
КВ = (ЧСС х 10) : ПД, где
ЧСС – частота сердечных сокращений;
ПД – пульсовое давление
ПД = АДС - АДД
Оценка результатов. В норме КВ = 16. Увеличение этого значения указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшение значения – на усиление.
ПД в норме должен равняться 40-45. Если ПД ниже указанной цифры, то это свидетельствует о напряжении сердечно-сосудистой системы и возникновении утомления.
Сделайте вывод о степени физического развития и функциональном состоянии организма обследуемого студента на основании анализа индивидуальных антропометрических данных и расчетов индексов.
ВЫВОД: ______________________________________________________
Коммуникативтік дағдылар түсінігін анықтау
Анатомия пәні және зерттеу әдістері. Остеология
Жас отбасылардың мәселелері
Адамзат дамуының жаңа кезеңі
Негізігі психологиялық әдістер
Пойыздарды өңдеудің технологиялық кестелері
Шығармашылық ұжымдық шығармашылық әрекеттері
Комплекс саннан түбір табу жолдары
«Мектеп» ақпараттық жүйесі
Комплекс сандар