Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Область применения
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика физической культуры» предназначен для студентов 2 курса заочного отделения специальности 050102 «Педагогика и методика начального обучения»
Нормативные ссылки
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика физической культуры» составлен на основе ГОСО РК 6.08.059 - 2010 для студентов бакалавриата специальности 050102 «Педагогика и методика начального обучения»
Общие положения
· Составитель старший преподаватель Лютин Александр Иванович
· Lyutin.a
· Место нахождения кафедры – учебный корпус № 3
· Факультет физической культуры и спорта
· Контактная аудитория – 239
· Название дисциплины «Теория и методика физической культуры »
· Количество кредитов – 2 кредита
Рекомендуемая литература и ресурсы
Основная литература:
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культ. – М.: ФиС, 1991.
2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1978.
3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: "Академия", 2001.
4. Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Сов.спорт, 2003.
5. Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений. - М.: ФиС, 1991.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: "Академия", 2003.
7. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний; изд.-«Советский Спорт» 2007г.
8. Решетников Н. В. Физическая культура; изд.- «Академия» Москва 2006г
Дополнительная:
1.Богданов Г.П. Школьникам-здоровый образ жизни.-М: Физкультура и спорт 1989.
2. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе.-М.: Просвещение, 1983.
3. Теория и методика физического воспитания: Учебник для фак-тов физ. Воспит. Пед. Ин-тов Под ред. Б. А. Ашмарина.-М.: Просвещение, 1990.
4. Теория методика физического воспитания: Учеб. Пособие для отделений физ. воспит. пед. Училищ Под ред. Б. М. Шияна.-М.: Просвещение, 1988.
5.Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе Под ред.
М.Д. Рипы.-М.: Просвещение, 1985.
6. Блох Р. Происхождение олимпийских игр : Наука и жизнь, № 11, 1969,с. 117-122
7. Таникеев М. Т. От байги до олимпиады. Алма-Ата, 2002.
8.Таникеев М.Т. История физической культуры в Казахстане. Алматы, 2001
9. Гунер М. Казахский народный конный спорт (правила соревнований). Алма-Ата,1957.
Содержание дисциплины, модульное разделение дисциплины
Наиме- нование модуля |
Неделя |
Лекции |
Задания |
Срок сдачи (неделя) |
Модуль 1 История и средства физического воспитания |
1 |
1.История создания физического воспитания в Казахстане. Средства физического воспитания |
||
Модуль 2 Теория и методика физического воспитания |
2-3 |
Методические принципы физического воспитания. |
Практическое задание 1. Методика обучения в 1-ом классе. |
2 |
4 |
Обучение движениям. |
Практическое задание 2. Методика обучения в 2-ом классе |
4 |
|
5-6 |
Основные задачи физического воспитания. |
Практическое задание 3. Методика обучения в 3-ем классе. |
6 |
|
7-8 |
Характеристика физических упражнений. |
Практическое задание 4. Методика обучения в 4-ом классе. |
8 |
|
8 |
Физические качества и способности. |
Рубежный контроль по разделу |
8 |
|
Модуль 3 Возрастные особенности и методика проведения занятий. |
9 |
Возрастные особенности детей 6-10 лет. |
|
|
10 |
Методы учебно-воспитательного процесса. |
Практическое задание 5. Физкультурно-оздоровительная работа. |
10 |
|
11-13 |
Урок физической культуры (технология). |
Практическое задание 6. Материально-техническое обеспечение физического воспитания. |
12 |
|
14-15 |
Врачебный контроль. |
|
14 |
|
15 |
Рубежный контроль по разделу |
15 |
Темы и содержания занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
№ |
Тематика |
Форма отчетности |
Сроки |
1. |
История создания физического воспитания в Казахстане |
Конспект |
3 неделя |
3. |
Возрастные особенности детей 6-10 лет. Средства физического воспитания. Физические качества и способности. |
Реферат (12-15 стр.) |
5 неделя |
4. |
Методические принципы физического воспитания. Методы учебно-воспитательного процесса. |
Реферат(10-12стр.) |
8 неделя |
5. |
Характеристика физических упражнений. Обучение движениям. |
Реферат (12-15 стр.) |
10 Неделя |
6. |
Урок физической культуры (технология) |
Разработка |
13 Неделя |
7. |
Методика обучения 1-4 классы. |
Реферат(15-17 стр.) |
14 Неделя |
Темы и содержания занятий в рамках самостоятельной работы студентов
№ |
Тематика |
Форма отчетности |
Сроки |
1. |
Методика обучения в 1-ом классе. |
Составить план- конспект урока: (Гимнастика, подвижные игры) |
2 неделя |
2. |
Методика обучения во 2-ом классе. |
Составить план-конспект урока:(Гимнастика, акробатика, лыжная подготовка) |
4 неделя |
3. |
Методика обучения в 3-м классе. |
Составить план-конспект урока:(Гимнастика , акробатика, подвижные игры, лыжная подготовка). |
7 неделя |
4. |
Методика обучения в 4-ом классе. |
Составить план-конспект (Гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, плавание, лыжный спорт). |
9 неделя |
7. |
Физкультурно-оздоровительная работа. Материально-техническое обеспечение физического воспитания. |
Реферат (12-15 стр.) |
14 Неделя |
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Ведущий вид деятельности при изучении дисциплины, который позволяет у студента выработать способности к самообразованию и саморазвитию, это самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа подразумевает самостоятельно изучение учебного материала в условиях библиотеки, компьютерного класса, через интернет, составление конспектов по темам, написание контрольной работы, выполнение практических заданий, разбор тестовых заданий.
Выполнение практических заданий, контрольной работы, разбор тестов способствует закреплению знаний у студентов. Для того чтобы выполнение практических заданий проходило успешно, необходимо предварительно изучить теоретический материал по рекомендуемой учебной литературе, конспекту лекций.
Методические указания по выполнению контрольной работы приводятся ниже.
Практические задания, тестовые задания должны быть сданы в соответствие с темами, сроками и формами указанными преподавателем.
Пререквизиты: Для освоения данного курса необходимо знание педагогики, анатомии, психологии.
Постреквизиты: Возрастная физиология, социология.
Основная цель курса – курс теории и методики физического воспитания предполагает:
- Овладение основополагающими знаниями по теории и методике физического воспитания;
- роли физического воспитания в процессе формирования всесторонне развитой личности;
- овладеть средствами, принципами, методами и формами физического воспитания, применяемых в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи преподавания дисциплины:
• изучить основополагающие материалы по теории и методике физического воспитания;
• получить сведения об истории развития физической культуры, о ее роли в формировании всесторонне развитой личности;
• сформировать современные представления о концепциях, стратегиях и практических задачах устойчивого развития физической культуры в различных странах и Республике Казахстан;
• сформировать у студентов широкий комплексный, объективный и творческий подход к изучению средств ,принципах, методах и формах физического воспитания ,применяемых в ходе учебно-воспитательного процесса.
В результате изучения курса студент должен знать:
• особенности развития детей младшего школьного возраста;
• ориентироваться во всем многообразии физических упражнений;
• основные формы организации физического воспитания в школе;
• вспомогательные формы физического воспитания: – физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивно-массовой работе в школе и по месту жительства, о физическом воспитании в семье ;
• материально-техническую базу физического воспитания и основы эксплуатации ;
• технику безопасности при проведении занятий по физической культуре.
Уметь:
• планировать работу по физическому воспитанию;
• проводить практические занятия по физической культуре;
• организовывать массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Приобрести: навыки творческого отношения к педагогическому труду и своим профессиональным обязанностям.
Краткое описание содержания дисциплины: Физическое воспитание подрастающего поколения в нашей стране является делом государственной важности; поэтому учитель начальных классов должен иметь ясное и целостное представление о физической культуре как активном средстве ,способствующем всестороннему развитию детей и подростков, подготовке их к высокопроизводительному труду и защите Родины. В связи с этим изучаются основополагающие материалы по теории и методике физического воспитания , которыми должны овладеть учителя начальных классов : сведения об истории развития физической культуры , о ее роли в формировании всесторонне развитой личности, о структуре и принципах отечественной системы физического воспитания, принципах , методах и формах физического воспитания , применяемых в ходе учебно-воспитательного процесса; теоретические сведения и практические рекомендации по воспитанию у детей необходимых физических качеств и жизненно важных двигательных умений и навыков. Раскрываются также задачи физического воспитания и пути их решения с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста; дается подробная характеристика упражнений , включенных в школьную программу; рассказывается об организации и методике проведения урока физической культуры как основной формы физического воспитания в школе, а также о вспомогательных формах – физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня , спортивно-массовой работе в школе и по месту жительства, о физическом воспитании в семье; приводятся рекомендации по материально-техническому обеспечению занятий. Особое внимание уделено дифференцированной методике обучения школьников двигательным действиям в соответствии со школьной программой, технике выполнения различных упражнений из ее разделов по гимнастике, легкой атлетике , лыжной подготовке, подвижным играм, спортивным играм, плаванию; уделено внимание техники безопасности при проведении учебно-спортивных мероприятий и врачебному контролю.
Политика курса
Студенты должны своевременно, качественно и старательно выполнять задания. При выполнении заданий, контрольной работы использовать максимальное количество литературных источников предназначенных для высших учебных заведений.
Критерии оценивания
Политика выставления оценок
Оценка знаний – выполнение и отчетность заданий (практические работы, СРСП, СРС, контрольная работа) оценивается по – 100 % шкале:
· задание не выполнено – 0 %;
· задание выполнено не полностью – 50 %;
· задание выполнено, но с небольшими ошибками – 80 %;
· задание выполнено правильно, студент в совершенстве владеет материалом, дает полные ответы на вопросы – 100 %.
Все задания должны быть сданы вовремя. Задания, выполненные с опозданием, будут автоматически оцениваться ниже (на 20%). Выполнение данных требований обеспечивает допуск к сессии.
Аттестация 1 – 30 баллов
Аттестация 2 – 30 баллов
Всего 1 и 2 аттестация – 60 баллов
Шкала аттестационной оценки (0-30 баллов)
Аттестация |
0-14 |
15-22 |
23-26 |
27-30 |
Оценка |
неудов |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
Шкала экзаменационной оценки (0-30 баллов)
Аттестация |
0-14 |
15-22 |
23-26 |
27-30 |
Оценка |
неудов |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
Определение итоговой экзаменационной оценки знаний студентов
Итоговая оценка включает: рубежный контроль – 60% , экзамен – 40%.
Итоговый балл выставляется согласно следующей шкалы:
Оценка |
Значение |
Средний балл |
Проценты |
А |
Отлично |
4,0 0 |
95 – 100 |
А - |
3, 67 |
90 – 94 |
|
В + |
Хорошо |
3, 33 |
85 – 89 |
В |
3, 00 |
80 – 84 |
|
В - |
2, 67 |
75 – 79 |
|
С+ |
Удовлетворительно |
2, 33 |
70 – 74 |
С |
2,00 |
65 – 69 |
|
С- |
1, 67 |
60 – 64 |
|
D + |
1, 33 |
55 – 59 |
|
D |
1, 00 |
50 – 54 |
|
F |
Неудовлетворительно |
0, 00 |
0 – 49 |
Контроль знаний студентов
Студенты должны своевременно сдавать задания: срок – до четверга каждой недели.
График учебного процесса и дистанционных консультаций
Неделя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Вид контроля |
ПР ДК |
СРС |
СРСП ДК |
ПР СРС |
СРСП ДК |
ПР |
СРС ДК |
ПР СРСП РК |
Неделя |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
Вид контроля |
СРС |
ПР СРСП |
ДК |
ПР |
СРСП |
ПР СРС ДК |
РК |
|
Примечание: ПР – практическая работа,
СРСП – самостоятельная работа студента под руководством
преподавателя,
СРС – самостоятельная работа студента,
РК – рубежный контроль,
ДК – дистанционные консультации (16:00-18:00 ч.)
Глоссарий
Теория физического воспитания – наука об общих законах управления физическим совершенствованием человека.
Физическое развития – это процесс изменения форм и функций организма человека.
Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных навыков, умение физических качеств.
Физическое совершенство – это исторический обусловленный уровень физического развития и высокая степень здоровья,всестороней физической подготовленности к жизни,к труду.
Физическое воспитание – педагогический процесс, напрвленный на достижение физического совершенства.В процессе физического воспитания осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание.
Физическая подготовка – это профессиональная направленность физического воспитания.
Двигательная деятельность - всякая деятельность, характерным компонентом которой, является активность двигательного аппарата человека.
Иррадиация – распространение процессов возбуждения или торможения в ЦНС.
Концентрация – очаг нервно – вышечного возбуждения.
Стабилизация – такое состояние функциональной системы, когда она приобретает стационарный характер, т.е. имеет место образование динамического стереотипа, автоматизма.
Метод – система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.
Умение – способ выполнения движения.
Навык – автоматизированный способ выполнения движения.
Основные движения – жизнено необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей деятельности.
Адаптация – приспособление, привыкание организма к новым условиям.
Амплификация – обогащение психических процессов развития
Билингвизм - двуязычие, владение кроме родного, вторым языком.
Ведущий тип деятельности — деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.
Готовность учиться – врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать умениями и навыками.
Диагностика психического развития - определение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития.
Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.
Зона ближайшего развития - реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих людей;
Инновационный процесс – комплекс мероприятий, направленных на внедрение новых технологий, изобретений.
Интеграция - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.
Ключевая компетентность – совокупность или универсальная система знаний, умений, навыков, способностей, вошедшая в личностный опыт, которая обеспечивает качество или успех в деятельности при решении тех или иных жизненных проблем или ситуаций.
Компетентность - уровень развития, необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции и позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
Концепция - система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения.
Личностно-ориентированный образовательный процесс - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия; базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом.
Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Выделяют общую, тонкую (ручную) и артикуляционную моторику.
Непрерывное образование - связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни образовательного учреждения, определяющаяся конкретными задачами которые это учреждение решает в своей деятельности, проявляющаяся в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются, содержательно оцениваемая по тому эффекту в личностном, социальном и интеллектуальном развитии детей, которого эта среда позволяет достичь.
Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения.
Обучение – целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, навыков и умений.
Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.
Открытое планирование – модель планирования, которая допускает отклонение от примерных планов и содержаний тематики воспитательной работы с учетом интересов детей к какой-либо деятельности, теме, явлению или возникшей ситуации;
Педагогика сотрудничества - модель педагогической деятельности, в которой требования педагога к детям в усвоении базового уровня знаний, умений и навыков неразрывно связаны с обязательным уважительным отношением к детям и оказанием помощи в обучении и развитии.
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития; не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между старым и новым как основа поступательного развития процесса.
. Рефлексия- процесс познания человеком самого себя, внутренних
психических актов, состояний и особенностей, своего внутреннего мира, осознания того, как он воспринимается другими и построения своего поведения с учетом возможных реакций других.
Семья – социальный институт воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения.
Склонность - предрасположенность к чему-либо.
Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социальная адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Способности - индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности.
Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, обусловливающее способность выполнять ими тонкие скоординированные манипуляции.
Тьютор - человек, сопровождающий ребенка на протяжении ряда лет, выстраивающий его траекторию развития;
Эмпатия - от греч. empatheia – сопереживание, способность сопереживать другому человеку, принимать на себя его чувства в результате сопоставления и проникновения в его внутренний мир.
Методы:
Наглядные: показ, имитация, зрительные, слуховые ориентиры, наглядные пособия(фотографии,рисунки).
Словесные: обьяснения, описание, словесные инструкции, распоряжение, команды, указания, оценка, пояснение, анализ действия, вопросы к детям.
Практические: выполение успражнений без изменения и с изменением, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей основанная на движении и наличии правил, направленная на решение двигательной задачи.
Учебно –тренировочное занятие - формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50 % всех занятий.
Windowsқа қолданбалары мен құрылымын орнату
Windowsқа Web-серверді орнату және баптау
Орта мектепте визуалды программалау негіздерін оқыту
Delphi бағдарламасы туралы
Дельфи ортасында анимация жасау әдістері
Delphi ортасынның графикалық мүмкіндіктерін сипаттайтын программа
Delphi компоненттерінің анықтамалығын құру технологиясы
Информатика 10 сынып
Объектілер инспекторы терезесі
Delphi ортасындағы функционалды инженерлік калькулятор бағдарламасын құру