Обучение движениям

Лекция №3. « Обучение движениям

 

 

1.Основные понятия.

2.Структура обучения движениям.

Основные  понятия.  К основным  понятиям  процесса обучения  относят двигательное дйствие, движение, умение, навык и технику движения.

Двигательное действия - это целенаправленное проявление человеком двигательной активности, с помощью которой решается двигательная задача. В педагогической структуре двигательного действия выделяют: побуждение (мотив) к совершению данного двигательного действия; осознание задачи, которую стремится решить ученик, выполняя данное двигательное действие; построение плана решения задачи и его практическую реализацию. Большинство двигательных действий формируется на основе знаний, имеющегося двигательного опыта и определенного количества попыток выполнить данное действие. Каждое двигательное действие состоит из системы движений.

Движение представляет собой перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени. Выделяют произвольные (приобретенные) и непроизвольные (врожденные) движения. Для практики физического воспитания наибольшую ценность имеют произвольные движения. Каждое произвольное движение характеризуется тремя признаками: во-первых, оно всегда является функцией сознания; во-вторых, приобретается человеком в результате его жизнедеятельности {включая процесс обучения); в-третьих, обучения движениям повышает степень их подчиненности воле человека. Используя одни и те же движения, можно выполнять разные двигательные действия. Как видим, здесь система движений одна и та же ,а двигательные действия разные. Вместе с тем двигательное действие можно осуществлять разными движениями (например, в одном случае штангу поднимают рывком, в другом - с помощью жима).

Двигательные умения и навыки. Двигательное умение - это такой уровень владения двигательным действием, при котором необходимо следить за выполнением каждого входящего в него упражнения. Двигательный навык - это способность выполнить действие, акцентируя внимание на условиях и результате действии, а не на отдельных движениях.

Степень владения двигательным действием проявляется при решении двигательной задачи и при изменении условий выполнения упражнения. Например, если ученик 6 класса имеет хорошее физическое развитие, но слабо владеет техникой прыжка в высоту, то при решении двигательной задачи (преодоление препятствия высотой 90 см) вероятность достижения положительного результата минимальна. Второй пример: если ученик показывает хорошие результаты в беге на 20 м, но при изменении условий бега значительно снижает результат, то это свидетельствует о неустойчивости его навыка в выполнении бегового упражнения.

Техника выполнения упражнения представляет собой способ наиболее рационального и эффективного решения двигательной задачи. Например. Можно бежать с высоким подниманием колен, но это будет неэффективно и нерационально для достижения максимальной скорости. В практике физического воспитания выделяют основу техники, ее  определяющее     звено  и  детали.     Основа  техники  включает  пространственно - временные характеристики определенной системы движений, их состав и последовательность воспроизведения. Именно различия систем движений, их пространственно - временные и силовые характеристики отличают один способ выполнения упражнения от другого. Например, дистанцию 25 м можно проплыть кролем на груди, на спина или брассом. Отличия названных способов плавания состоят в разных «наборах» движений, положений тела, скоростях перемещения его звеньев и т.д. Определяющее звено техники - это наиболее важная часть двигательного действия. Например, при беге определяющее звено техники составляет отталкивание опорной ногой и быстрое вынесение ее вперед. Детали техники представляет собой индивидуальные особенности в выполнении того или иного упражнения, не нарушающие основу техники. Например, в зависимости от ростовых показателей одни школьники развивают скорость бега преимущественно за счет увеличения темпа движений, а другие -за счет длины шага.

Структура обучения движениям. Обучение любому двигательному действию обусловлено закономерностями формирования двигательных навыков и проходит на протяжении определенного периода времени, В практике выделяют три этапа в формировании двигательных действий: этап ознакомления с двигательным действием, этап разучивая двигательного действия^ этап его совершенствования.

Этап ознаиомления с двигательным действием решает следующие задачи: создать у обучающихся представление об изучаемом двигательном действии, заинтересовать их в сознательном и активном овладении упражнением. Формирование представлений о двигательных действиях - одна из наиболее специфических особенностей обучения. В процессе образования представлений условно выделяют три взаимосвязанных звена: а) осмысление задачи обучения; б) осмысление проекта ее решения; в) попытка выполнить действие в целом или его отдельную часть.

На этапе разучивания двигательного действия ставятся задачи по формированию двигательного умения и дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования умения лежит процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом. В этом процессе выделяют стадию образования двигательного умения и стадию его совершенствования. На стадии образования двигательного умения учатся: 1) основам техники и ведущим движениям двигательного действия; 2) устранять излишние мышечные и психические напряжения при его выполнении; 3) предупреждать возникновение лишних движений.

На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершения формирования основного действия выполнения упражнения и проявляются некоторые признаки двигательного навыка. При относительного высокой сложности отдельных движений, их точности в пространстве и во времени, двигательное действие на этой стадии обучения легко нарушается. Поэтому главные задачи обучения - закрепление основ техники выполнения упражнения, достижение ее стабильности. К основным закономерностям формирования двигательного навыка относят постепенность и неравномерность, стабилизацию и пластичность, разрушения и перенос.

Постепенность и неравномерность формирования навыка определяется тем, что в отдельный прирост навыка. Формирование может происходить: а) с отрицательным ускорением, когда вначале относительно быстро овладевает двигательным действием, а затем качественный прирост навыка замедляется; б) с положительным ускорением, когда на начальных этапах формирования навыка качественные приросты незначительны, а потом резко возрастают; в) с задержкой в развитии навыка, когда его долго не удается сформировать.

Стабилизация и пластичность навыка характеризуется тем, что, после того как навык сформировался, его развитие не заканчивается. Жизненно важным является такой навык, который, с одной стороны, обладает большой устойчивостью к различным помехам, а с другой - достаточный гибкостью, позволяющей воспроизводить его в изменяющихся условиях.

Разрушение навыка выражается в том, что, как и всякий условный рефлекс, без постоянного подкрепления навык разрушается. Вначале больших изменений в технике не наблюдается, но исходят срывы в выполнении упражнения. Затем частично нарушается координация, и, наконец, выполнение упражнения становится практически невозможным. Чем более сложно по координации двигательное действие, тем быстрее оно разрушается без многократного его выполнения.

Перенос двигательного навыка отражает наличие влияний ранее освоенных двигательных действий на процесс обучения новым движениям. Ранее освоенные двигательные действия могут как содействовать ускорению процесса обучения, так и тормозить его. Положительный перенос наблюдается тогда, когда новое и ранее освоенное упражнения имеют сходные структурные элементы. Например, навык в метании малого мяча поможет быстрее освоить метение гранаты.

Контрольные вопросы:

1.На какие этапы делится процесс обучения движениям?

2.Дайте определение двигательным умениям и двигательным навыкам.

3.Какие задачи решает этап ознакомления с двигательным действием?

4.Какие методы используются на этапе ознакомления с двигательным действием?

5.Какие задачи ставятся на этапе разучивания двигательного действия?

6.Какие задачи ставятся на этапе совершенствования ?

7.Чем характеризуется стабилизация и пластичность навыка?


Ұқсас жұмыстар

Францияның феодалдық құрылысының тарихи кезеңдері. Абсолюттік монархия кезеңіндегі Францияның құқығы
Жас шамалық топтар
ОҚЫТУ КЕЗЕНІНДЕГІ ДОПТЫ БЕРУ ЖӘНЕ ҚАБЫЛДАУ ТЕХНИКАСЫН ҮЙРЕТУ ЖӘНЕ КОЗҒАЛЫС ДАҒДЫЛАРЫН ҚАЛЫПТАСТЫРУ. ВОЛЕЙБОЛШЫЛАРДЫҢ ЖАТТЫҒУЫН ЖЕТІЛДІРУ
Адам және жануар физиологиясы пәні бойынша электрондық оқытуды қолдану
Қашықтан оқыту
ШЕТ ТІЛІН ҚАШЫҚТЫҚТА ОҚЫТУДА ИНТЕРНЕТ - ПЛАТФОРМАЛАРДЫ ҚОЛДАНУ
ҚАЗАҚ ТІЛІН ДИДАКТИКАЛЫҚ БІРЛІКТЕРДІ ІРІЛЕНДІРУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ АРҚЫЛЫ ОҚЫТУ ӘДІСТЕМЕСІ
ЖАСӨСПІРІМДЕРДІҢ ҚАШЫҚТЫҚТАН ЖӘНЕ СЫНЫПТА ОҚУЫ БОЙЫНША БІЛІМ САПАСЫНЫҢ КӨРСЕТКІШТЕРІН САЛЫСТЫРУ
Тренингтік жұмыстар технологиясы
7-8 сыныптардағы араб тілі сабақтарында жаттығуларды ұйымдастыру жолдары