Методы учебно-воспитательного процесса
Лекция №6. Тема: «Методы учебно-воспитательного процесса»
1. Методы усвоения учебного материала.
2. Методы организации учебной деятельности.
Методы учебно-воспитательного процесса в физическом воспитании подразделяют на два основных класса: методы усвоения учебного материала, непосредственно связанные с методикой преподавания, и методы организации учебной деятельности. К методам усвоения учебного материала относят словесные, наглядные и практические. Словесные методы включают рассказ, описание, объяснение, беседу, разбор, задание, указание, команду, оценку и подсчет. Наглядные методы предусматривают образцовый показ, демонстрацию наглядных пособий, световые сигналы. Среди практических методов различают метод расчлененного обучения, метод избирательного обучения, метод целостного обучения, методы строго регламентированного упражнения, а также игровой и соревновательный методы.
В курсе общей педагогики словесные и наглядные методы рассматриваются очень подробно. О специфике использования их в практике физического воспитания рассказано в последующих разделах настоящего пособия. Здесь же целесообразно более подробно рассмотреть практические методы, которые имеют свои особенности как по содержанию, так и по направленности использования. Практические методы являются ведущими в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию. Вместе с тем словесные и наглядные методы создают предпосылки эффективного применения практических методов. Целесообразность применения того или иного практического метода определяется воз-можностью осваивать двигательное действие в целом или по частям.
Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. После обучения элементам двигательное действие выполняется в целом, где обеспечивается создание взаимосогласованности между элементами.
Метод избирательного обучения связан с воздействием на отдельные стороны структуры двигательного действия при целостном его выполнении. Например, при обучении прыжку в высоту способом «перешагивание» акцентируют внимание учеников на технике толчка с одновременным вынесением маховой ноги.
Метод целостного обучения предусматривает изучение двигательного действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Многие упражнения, включенные в школьную программу, настолько просты, что расчленять их пет необходимости.
Методы строго регламентированного упражнения включают стандартно-повторное и переменное выполнение упражнения, которые в свою очередь могут применяться в режимах непрерывной или интервальной нагрузок. Эти методы характеризуются многократным выполнением двигательного действия при строгой регламентации величины нагрузки и интервалов для отдыха.
Метод стандартно-повторного выполнения упражнения заключается в том, что величина нагрузки и продолжительность отдыха постоянны. При режиме непрерывной нагрузки, связанном с длительной равномерной работой, регламентируется мощность работы (бег со скоростью 2,8 м/с до снижения скорости). Данный ме-
46
тод рассчитан в первую очередь на развитие выносливости в зонах большой и умеренной интенсивности. В режиме интервальной нагрузки воспроизведение действий осуществляется через относительно постоянные интервалы для отдыха (например, пробегание 60-метровой дистанции с субмаксимальной скоростью и интервалом между повторениями в 5 мин). Использование этого метода позволяет эффективно развивать выносливость в максимальной и субмаксималыюй зонах физических нагрузок.
Метод переменного выполнения упражнения позволяет направленно изменять воздействующие факторы по ходу выполнения двигательных действий. Суть этого метода состоит в том, чтобы посредством введения в процесс обучения новых, повышенных требований к организму стимулировать увеличение его функциональных возможностей. Так, в режиме непрерывного выполнения упражнений нагрузка меняется (например, в беге на 3 км после каждых 500 м скорость повышается или снижается). В режиме переменного интервального выполнения происходит системное чередование величин нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут изменяться в разных соотношениях, что обеспечивает возможность направленного воздействия на различные функциональные свойства организма.
Игровой метод является ведущим в физическом воспитании. Его специфическая особенность состоит в возможности условного моделирования двигательных действий в реальной жизни. Игровой метод позволяет школьнику проявить свои физические потенции в разнообразных смоделированных видах двигательной деятельности и, что самое главное, проявить свои творческие способности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом. Игровой метод характеризуется:
сюжетной организацией деятельности учащихся, в которой предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянно меняющихся ситуаций. В основу игрового сюжета должны входить реальности окружающей действительности, образное отражение тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например, имитация охоты или трудовых действий
И т.д.);
многоплановым содержанием деятельности, разнообразием способов достижения цели, когда учащимся предъявляют высокие требования к проявлению различных физических и психических
качеств;
наличием коллективных (групповых) действий, объединенных в единое желание выиграть, продемонстрировать единство взаимо^ действия, взаимовыручки, подчинение личных интересов коллективным и, наоборот, умение возглавить коллектив, привести его к победе;
отсутствием строгой регламентации в выполнении двигательных действий и нагрузки, когда последняя полностью зависит пт активности ученика, от той функции, которую он выполняет в игре.
Соревновательный метод обладает многими признаками спортивных состязаний, но имеет более широкую сферу приложения. Его определяющей чертой является сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Он также характеризуется унификацией целей состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижений. Соревновательный метод, имея очень много общего с игровым, обычно исключает сюжетное содержание действий, ограничивает перечень возможного проявления физических способностей, вызывает максимальные психические и физические напряжения.
Методы организации учебной деятельности определяют условия и характер изучения учебного материала, развития основных физических способностей и воспитания физических качеств. Их использование подчинено задачам и содержанию урока, уровню подготовленности учащихся, а также наличию спортивного инвентаря и оборудования на местах занятий. Учебная деятельность организуется с помощью фронтального метода, метода круговой тренировки или индивидуального метода.
Фронтальный метод организации учебной деятельности включает несколько разновидностей, имеющих общий признак — выполнение одного и того же задания всеми учениками под руководством преподавателя. Среди этих разновидностей выделяют одновременное и поточное (поочередное) выполнение заданий.
Метод круговой тренировки (рис. 5) характеризуется серийным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Организация этого метода сводится к следующему:
в спортивном зале или на площадке оборудуют так называемые станции, т. е. места для выполнения соответствующих двигательных действий;
на каждой станции учащимся дают определенное задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;
выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на одной станции, переходит на другую, а во втором — класс- разделяют на группы в соответствии с количеством станций. После того как каждый ученик на каждой станции выполнит задания, проводят смену мест занятий.
Круговой метод требует хорошей организованности и дисциплинированности учеников, проявления ими самостоятельности, понимания двигательных заданий. Двигательные задания подбирают с таким расчетом, чтобы включаемые в них упражнения оказывали преимущественное воздействие на развитие определенных физических способностей. Например, для развития силовых способностей на первой станции выполняют упражнения для мышц плечевого' пояса и предплечий (сгибание рук в упоре, подтягивание или поднимание груза на прямых руках), на второй — для мышц тулови-
Рис, 5. Круговая тренировка (вариант): / — кувырок вперед; 2 — перелезание
через препятствие; 3 — броски набивного мяча; 4 — ходьба по гимнастической
скамейке; 5 — прыжки через набивные мячи; б —подлезание под препятствием;
7 —подтягивание па гимнастической скамейке
ща, на третьей — для мышц нижних конечностей и т. д. Этим методом можно развивать и несколько способностей (например, на первой станции развивают силу, на второй — скорость передвижения, на третьей — координацию движений и т. д.).
Индивидуальный метод организации характеризуется определением двигательных заданий для каждого ученика отдельно. При этом индивидуализация заданий может присутствовать и при фронтальном, и при круговом методах. Например, в процессе про-бегания дистанции на выносливость учитель дает отдельным ученикам соответствующие распоряжения, регулируя скорость передвижения и объем выполняемой нагрузки. Кроме этого, индивидуальный метод используют при определении домашних заданий, проведении подвижных игр и соревнований.
Контрольные вопросы:
1.На какие два основных класса делятся методы учебно-воспитательного процесса?
2.Метод- дайте определение.
3.Дайте классификацию методов.
4.Цель словесного метода.
5.Что включает в себя наглядный метод?
6.Охарактеризуйте цели практического метода.
Допинг мәселесінің тағы бір аспектісі бар, өйткені спорт шеңберінен тыс мәселелер
Инновация ұғымының мәні
Физика сабағын оқыту үрдісіне көптілділік білім беруді енгізу жұмысының нәтижесі
Түсіну дағдысын дамытуда мультимедиалық құралдарды пайдаланудың маңызы
Халық педагогикасы негізінде балалар үйіндегі тәрбиеленушілердің тұлғасын қалыптастыру
Қазақстанда туристік саланың қалыптасып даму кезеңдеріне сипаттама беру
Қазіргі педагогикалық технологиялардың теориялық мәселелері
Баскетбол сабақтары туралы ғылыми-педагогикалық және техникалық көзқарас
Ағылшын тілін оқытуда есте сақтау қабілетін дамытудың тиімді жолдары. Автореферат
Мектептің 1 жылғы жұмыс жоспарын құрастыруға арналған әдістемелік ұсыныстар