Методы учебно-воспитательного процесса

Лекция №6. Тема: «Методы учебно-воспитательного процесса»

1.      Методы усвоения учебного материала.

2.      Методы организации учебной деятельности.

            Методы учебно-воспитательного процесса в физическом воспи­тании подразделяют на два основных класса: методы усвоения учебного материала, непосредственно связанные с методикой пре­подавания, и методы организации учебной деятельности. К методам усвоения учебного материала относят словесные, наглядные и практические. Словесные методы включают рассказ, описание, объяснение, беседу, разбор, задание, указание, команду, оценку и подсчет. Наглядные методы предусматривают образцовый по­каз, демонстрацию наглядных пособий, световые сигналы. Среди практических методов различают метод расчлененного обуче­ния, метод избирательного обучения, метод целостного обучения, методы строго регламентированного упражнения, а также игровой и соревновательный методы.

В курсе общей педагогики словесные и наглядные методы рас­сматриваются очень подробно. О специфике использования их в практике физического воспитания рассказано в последующих раз­делах настоящего пособия. Здесь же целесообразно более под­робно рассмотреть практические методы, которые имеют свои особенности как по содержанию, так и по направленности исполь­зования. Практические методы являются ведущими в учебно-вос­питательном процессе по физическому воспитанию. Вместе с тем словесные и наглядные методы создают предпосылки эффектив­ного применения практических методов. Целесообразность при­менения того или иного практического метода определяется  воз-можностью осваивать двигательное действие в целом или по частям.

Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. После обучения элементам двигательное действие выполняется в целом, где обеспечивается создание взаимосогласованности  между эле­ментами.

Метод избирательного обучения связан с воздействием на от­дельные стороны структуры двигательного действия при целост­ном его выполнении. Например, при обучении прыжку в высоту способом «перешагивание» акцентируют внимание учеников на технике толчка с одновременным вынесением маховой ноги.

Метод целостного обучения предусматривает изучение двига­тельного действия в том виде, в каком оно предстоит как конеч­ная задача обучения. Многие упражнения, включенные в школь­ную программу, настолько просты, что расчленять их пет необ­ходимости.

Методы строго регламентированного упражнения включают стандартно-повторное и переменное выполнение упражнения, ко­торые в свою очередь могут применяться в режимах непрерывной или интервальной нагрузок. Эти методы характеризуются много­кратным выполнением двигательного действия при строгой регла­ментации величины нагрузки и интервалов для отдыха.

Метод стандартно-повторного выполнения упражнения заклю­чается в том, что величина нагрузки и продолжительность отдыха постоянны. При режиме непрерывной нагрузки, связанном с дли­тельной равномерной работой, регламентируется мощность рабо­ты (бег со скоростью 2,8 м/с до снижения скорости). Данный ме-

46

тод рассчитан в первую очередь на развитие выносливости в зо­нах большой и умеренной интенсивности. В режиме интервальной нагрузки воспроизведение действий осуществляется через относи­тельно постоянные интервалы для отдыха (например, пробегание 60-метровой дистанции с субмаксимальной скоростью и интерва­лом между повторениями в 5 мин). Использование этого метода позволяет эффективно развивать выносливость в максимальной и субмаксималыюй зонах физических нагрузок.

Метод переменного выполнения упражнения позволяет направ­ленно изменять воздействующие факторы по ходу выполнения двигательных действий. Суть этого метода состоит в том, чтобы посредством введения в процесс обучения новых, повышенных тре­бований к организму стимулировать увеличение его функциональ­ных возможностей. Так, в режиме непрерывного выполнения уп­ражнений нагрузка меняется (например, в беге на 3 км после каждых 500 м скорость повышается или снижается). В режиме переменного интервального выполнения происходит системное че­редование величин нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут изменяться в разных соотношениях, что обеспечи­вает возможность направленного воздействия на различные функ­циональные свойства организма.

Игровой метод является ведущим в физическом воспитании. Его специфическая особенность состоит в возможности условного моделирования двигательных действий в реальной жизни. Игро­вой метод позволяет школьнику проявить свои физические потен­ции в разнообразных смоделированных видах двигательной дея­тельности и, что самое главное, проявить свои творческие способ­ности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом. Игровой метод характеризуется:

сюжетной организацией деятельности учащихся, в которой предусматривается достижение определенной цели в условиях по­стоянно меняющихся ситуаций. В основу игрового сюжета долж­ны входить реальности окружающей действительности, образное отражение тех или иных прикладных действий и жизненных от­ношений (например,   имитация   охоты или трудовых   действий

И т.д.);

многоплановым содержанием деятельности, разнообразием спо­собов достижения цели, когда учащимся предъявляют высокие требования к проявлению различных физических и психических

качеств;

наличием коллективных (групповых) действий, объединенных в единое желание выиграть, продемонстрировать единство  взаимо^ действия, взаимовыручки, подчинение личных интересов коллек­тивным и, наоборот, умение возглавить коллектив, привести его к победе;

отсутствием строгой регламентации в выполнении двигатель­ных действий и нагрузки, когда последняя полностью зависит пт активности ученика, от той функции, которую он выполняет в игре.

Соревновательный метод обладает многими признаками спор­тивных состязаний, но имеет более широкую сферу приложения. Его определяющей чертой является сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое до­стижение. Он также характеризуется унификацией целей состя­зания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижений. Соревновательный метод, имея очень много общего с игровым, обычно исключает сюжетное содержание действий, ограничивает перечень возможного проявления физических способностей, вызы­вает максимальные психические и физические напряжения.

Методы организации учебной деятельности определяют усло­вия и характер изучения учебного материала, развития основных физических способностей и воспитания физических качеств. Их использование подчинено задачам и содержанию урока, уровню подготовленности учащихся, а также наличию спортивного инвен­таря и оборудования на местах занятий. Учебная деятельность организуется с помощью фронтального метода, метода круговой тренировки или индивидуального метода.

Фронтальный метод организации учебной деятельности вклю­чает несколько разновидностей, имеющих общий признак — вы­полнение одного и того же задания всеми учениками под руковод­ством преподавателя. Среди этих разновидностей выделяют одно­временное и поточное (поочередное) выполнение заданий.

Метод круговой тренировки (рис. 5) характеризуется серий­ным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением уп­ражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью яв­ляется то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Организация этого метода сводится к следующему:

в спортивном зале или на площадке оборудуют так называе­мые станции, т. е. места для выполнения соответствующих дви­гательных действий;

на каждой станции учащимся дают определенное задание: уп­ражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;

выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на одной станции, пе­реходит на другую, а во втором — класс- разделяют на группы в соответствии с количеством станций. После того как каждый уче­ник на каждой станции выполнит задания, проводят смену мест занятий.

Круговой метод требует хорошей организованности и дисцип­линированности учеников, проявления ими самостоятельности, по­нимания двигательных заданий. Двигательные задания подби­рают с таким расчетом, чтобы включаемые в них упражнения оказы­вали преимущественное воздействие на развитие определенных фи­зических способностей. Например, для развития силовых способно­стей на первой станции выполняют упражнения для мышц плечевого' пояса и предплечий (сгибание рук в упоре, подтягивание или подни­мание груза на прямых руках), на второй — для мышц тулови-


Рис, 5. Круговая тренировка (вариант): / — кувырок вперед; 2 перелезание

через препятствие; 3 — броски набивного мяча; 4 — ходьба по гимнастической

скамейке; 5 — прыжки через набивные мячи; б —подлезание под препятствием;

7 —подтягивание па гимнастической скамейке

ща, на третьей — для мышц нижних конечностей и т. д. Этим ме­тодом можно развивать и несколько способностей (например, на первой станции развивают силу, на второй — скорость передви­жения, на третьей — координацию движений и т. д.).

Индивидуальный метод организации характеризуется опреде­лением двигательных заданий для каждого ученика отдельно. При этом индивидуализация заданий может присутствовать и при фронтальном, и при круговом методах. Например, в процессе про-бегания дистанции на выносливость учитель дает отдельным уче­никам соответствующие распоряжения, регулируя скорость пере­движения и объем выполняемой нагрузки. Кроме этого, индиви­дуальный метод используют при определении домашних заданий, проведении подвижных игр и соревнований.

Контрольные вопросы:

1.На какие два основных класса делятся методы учебно-воспитательного процесса?

2.Метод- дайте определение.

3.Дайте классификацию методов.

4.Цель словесного метода.

5.Что включает в себя наглядный метод?

6.Охарактеризуйте цели практического метода.


Ұқсас жұмыстар

Допинг мәселесінің тағы бір аспектісі бар, өйткені спорт шеңберінен тыс мәселелер
Инновация ұғымының мәні
Физика сабағын оқыту үрдісіне көптілділік білім беруді енгізу жұмысының нәтижесі
Түсіну дағдысын дамытуда мультимедиалық құралдарды пайдаланудың маңызы
Халық педагогикасы негізінде балалар үйіндегі тәрбиеленушілердің тұлғасын қалыптастыру
Қазақстанда туристік саланың қалыптасып даму кезеңдеріне сипаттама беру
Қазіргі педагогикалық технологиялардың теориялық мәселелері
Баскетбол сабақтары туралы ғылыми-педагогикалық және техникалық көзқарас
Ағылшын тілін оқытуда есте сақтау қабілетін дамытудың тиімді жолдары. Автореферат
Мектептің 1 жылғы жұмыс жоспарын құрастыруға арналған әдістемелік ұсыныстар