Характеристика физических упражнений

Тема:9. «Характеристика физических упражнений».

 

 

1.Гимнастические упражнения

                2.Легкоатлетические упражнения

3.Лыжная и плавательная подготовка.

В процессе многолетних научных исследований и школьной практики для физического воспитания подрастающего поколения в нашей стране выработан и апробирован достаточно широкий арсенал физкультурных средств. Идея их отбора для школьников полностью базируется на общих принципах отечественной системы физического воспитания.

На основе принципа всестороннего развития личности для физического воспитания учащихся применяются средства, обеспечивающие наибольший всесторонне физически развивающий эффект (пропорциональное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и физических качеств).

Приоритетными с этих позиций являются игровые и гимнастические физические упражнения.

Принцип связи физического воспитания с трудовой практикой вызывает необходимость использовать для физического воспитания школьников такие средства, которые наиболее эффективно готовят их к трудовой деятельности. К ним отнесены, прежде всего, жизненно важные, в особенности прикладные упражнения.

С точки зрения принципа оздоровительной направленности в школьную физкультуру включены средства, обладающие наибольшей гигиенической полезностью, т.е. способствующие укреплению здоровья и обеспечению нормального функционирования всех систем организма. Такими средствами считаются разнообразные циклические упражнения, а также оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

С учетом этих принципов наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания учащихся служат упражнения, включенные в школьные программы по физической культуре. Рассмотрим их последовательно.

Гимнастика.

Традиционно считается важнейшим средством физического воспитания учащихся. Эти упражнения в наибольшей степени обеспечивают их общую физическую подготовленность, а также является незаменимой школой двигательной культуры, т.к. формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво.

Громадное разнообразие упражнений, отнесенных к гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки. Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями. Преподаватель школьной физической культуры, не овладевший в совершенстве основами гимнастического метода, существенно обедняет свое педагогическое мастерство и тем самым своих учащихся.

В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой, это:

1) простейшие виды построений (в шеренгу, колонну по одному, круг) и перестроений (по звеньям, по заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две и т.д.);

2)  общеразвивающие  упражнения без предметов и с разнообразными предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг);

3) упражнения в лазании (по гимнастической стенке и канату, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку матов, гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня);

4) в равновесии (стойка на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке и бревну высотой 50-100 см с выполнением различных заданий);

5) несложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.);

6) танцевальные упражнения;

7) упражнения на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла или коня высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180 градусов, висы на гимнастической стенке и др.)

8) упражнения со скакалкой.

Легкая атлетика - незаменимое прикладное средство физической подготовки молодого поколения, т.к. ее основное содержание представлено комплексами упражнений из ходьбы, бега, прыжков и метаний различных снарядов. В жизни человека многие из этих двигательных действий встречаются достаточно часто. Поэтому на школьных физкультурных занятиях необходимо всех без исключения учащихся обучать основам техники данных движений. Причем технике прикладной, наиболее экономичной, не ставя при этом во главу угла спортивный результат, а ориентируясь на обычные жизненные ситуации.

Следует отметить, что легкая атлетика является великолепным, всесторонне развивающим средством, позволяющим совершенствовать все физические качества, многие функции организма, в том числе сердечнососудистую и дыхательную системы. К тому же легкоатлетические нагрузки поддаются точной дозировке. По своей направленности школьная легкая атлетика наиболее близко смыкается со спортом, Т.к. ее упражнения обычно выполняются на результат.

Легкоатлетические упражнения:

1) ходьба (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различными положениями рук и др.);

2) бег с максимальной скоростью до 60 м;

3) бег в равномерном темпе до 10 мин;

4) челночный бег 3*5, 3*10 м;

5) прыжки в длину с разбега с 7-9 шагов;

6) прыжки в высоту с прямого и бокового разбега;

7) прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90-360 градусов, с продвижением вперед на одной и двух ногах;

8) эстафеты с бегом на скорость и прыжками;

9) преодоление с помощью бега и прыжков полосы из 3-5 препятствий;

10) метание малого мяча на дальность и в цель из разных исходных положений правой и левой руками.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять детям радость и удовольствие.

Лыжи.

Ходьба на лыжах считается наиболее эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При передвижении на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы организма - активно функционирует сердце, кровообращение, дыхание; отсутствует как и при беге, сотрясения; движения рук и ног плавные, что исключает травмы, плюс свежий воздух и эстетическое удовольствие от окружающей природы, снега.

Физическая нагрузка легко дозируется как по объему, так и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в школьные программы с первого по последний классы. Задача школы - научить ребят правильно, легко и свободно передвигаться на лыжах разными способами, спускаться с гор, преодолевать подъемы. Не менее важно — прививать учащимся любовь к этому традиционно народному виду физической культуры. Способы передвижения на лыжах:

1) скользящий и ступающий шаг;

2) передвижение попеременным двухшажным ходом;

3) подъемы и спуски с небольших склонов;

4) повороты на лыжах на месте и в движении;

5) прохождение учебных дистанции (1-2 км).

Плавание принадлежит к группе важнейших жизненно необходимых средств физической подготовки детей школьного возраста. Плавание - это прежде всего двигательное умение, необходимое для преодоления водных пространств и развлечений на воде (купание, закаливание). В то же время оно обладает большими развивающими возможностями и закаливающими свойствами. Нагрузка пловца может также сравнительно легко регламентироваться.

Плавательные упражнения:

1) специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.);

2) движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине и брасс;

3) проплывание одним из способов 25-50 м.

Подвижные игры — одна из наиболее универсальных форм сознательной деятельности детей. Их педагогическая ценность заключается в комплексном воздействии на все физические и многие духовные функции человека одновременно. По своему характеру игровая деятельность справедливо признается наиболее интересной и привлекательной для подрастающего поколения по сравнению с другими средствами, т.к. в ней всегда присутствуют элементы новизны, состязательности, творчества, воображения, внимания и удовольствия.

Практически один недостаток игры как средства и метода физического воспитания состоит в том, что физическая нагрузка в игре не всегда поддается точной индивидуальной дозировке, как это имеет место, предположим в гимнастике. Поэтому игры должны подбираться с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся, а также поставленных педагогических задач.

Простейшие единоборства: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга».

Туризм.

Это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. К организации и проведению туристских походов (пеших, лыжных, лодочных, велосипедных) привлекают наряду с учителями физкультуры классных руководителей, вожатых, родителей. Особую ответственность они несут за дозирование физических нагрузок, соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

Спорт.

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учебную программу.

В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны по возможности сопровождать все виды и разновидности двигательной деятельности, но их используют и путем специально организованных процедур — солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания.

Гигиенические факторы включают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т. д.

Формирование благоприятной окружающей среды требует строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка). Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относится уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной одежды и обуви.

По словам академика И. П. Павлова, нет ничего более властного в жизни человеческого организма, чем ритм. Если человек работает и отдыхает, питается и спит в определенном ритме, то к каждому виду деятельности организм как бы заблаговременно подготавливается, сравнительно легко переключается, быстро входит, так как срабатывают уже закрепленные нервные связи, «пусковые» механизмы. Ритм уравновешивает процессы возбуждения и торможения, уменьшает затраты энергии, выделяемой организмом для его нормального и устойчивого функционирования. Это станет возможным, если в школе и дома будет установлен четкий режим дня. Как нормативная основа жизни и деятельности режим дня приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиеническими нормами определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, самоконтроль.

Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Но есть ряд правил, обязательных для всех. Общими и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

Контрольные вопросы:

1.По каким признакам различают физические упражнения?

2.Какие упражнения являются ведущими в  физическом воспитании школьников?

3.Какие упражнения являются ведущими в общей физической подготовке школьников?


Ұқсас жұмыстар

Ауылдық жердегі балалардың қазақтың ұлттық ойындары арқылы өзіндік сабақтарында дене дайындығы дағдыларын қалыптастыруы
«Дене тәрбиесі және спорттың ілімі мен әдістемесі» оқу кітабы
Дене тәрбиесі пәні мұғалімдеріне арналған әдістемелік ұсыныстар
Самбо күресінен спорт мектептерінде қосымша спорттық білім берудің педагогикалық негіздері
Жас боксшыны ұрысқа дайындау
Студенттердің академиялық үлгеріміне сараптама
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Дене жаттығулары физиологиясының қызметтер жүйесі
Қазақ халқы ұлттық дене шынықтыруының педагогикалық мәні
Түркия салық жүйесі