Урок физической культуры (технология)»

10.Тема: «Урок физической культуры (технология)».

 

   1.Отличительные особенности проведения урока физической культуры

  2.Критерии современного урока по физической культуре

  3.Структура урока и его части

  4.Психологические основы урока по физической культуре

  5.Постановка задач на уроках физической культуры

  6.Проверка и оценка знаний, умений, навыков учащихся

   7.Дозировка физических нагрузок на уроке

  8.Методический анализ урока

   9.Анализ и оценка плотности урока

    10.Планирование уроков физической культуры.

 

Урок физической культуры в школе является ведущей формой организации учебной работы. Он проводится по расписанию и с постоянным составом учеников. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Урочная форма занятий предоставляет возможность учителю применять разнообразные методы работы, обеспечивая наилучшие результаты обучения и воспитания. Каждый урок представляет собой относительно законченное мероприятие и является звеном целой системы уроков. Под системой уроков физической культуры понимают цепочку уроков в логической последовательности (на основе педагогических задач), построенных друг за другом и направленных на прохождение учебного материала, то есть вооружение учащихся знаниями, двигательными умениями и навыками. Может  иметь место построение системы уроков в изучении бега, прыжков и метаний. При этом необходимо правильно увязать темы между собой, определить объем учебного материала на каждый урок с учетом этапа обучения двигательным действиям, требованиями положительного или отрицательного переноса двигательных навыков, подготовленности учащихся класса к выполнению упражнений в основной части урока. Учителю надо стремиться к созданию моделей обучения двигательным действиям, что значительно повысит эффективность обучения, сэкономит время для решения других педагогических задач.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства

Общие задачи

физического воспитания

Урочное направление физического воспитания школьников

Задачи урока

Качество физического воспитания

Управление качеством

Современный урок физической культуры должен отвечать научно – педагогическим требованиям, без выполнения которых не мыслится высокое качество его проведения. Высокое качество урока – залог успешной работы педагога по физической культуре в школе.

Различают несколько типов уроков:

1. Уроки здоровья ( в основном это уроки в начальной школе). Главная задача этих уроков – закаливание. Большая их часть должна проходить на воздухе.

2. Образовательные уроки, на которых формируются определенные навыки после теоретического изучения.

3. Тренировочные уроки (работы), на которых с помощью различных приемов и методов закрепляются и совершенствуются навыки.

4. Контрольные уроки – уроки-зачеты, проверки ЗУН.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

В работе нужно основываться на трех принципах.

Принцип сознательности и активности. Его реализация в практической деятельности предполагает: формирование осмысленного отношения, как к общей цели, так и к конкретным задачам и упражнениям урока; поощрение умений и попыток анализировать и контролировать свою деятельность при выполнении физических упражнений; развитие самостоятельности и творческих способностей школьников.

Принцип индивидуализации. Реализация этого принципа базируется на создании условий для самоизучения учебного материала; обучении умениям учитывать свои индивидуальные особенности; обучении способам самосовершенствования.

Принцип системности и целесообразности реализуется при помощи четкого определения места и значения каждого вопроса задания, блока упражнений в структуре урока и системе обучения в целом.

План урока представляет собой совокупность действий учителя (преподавание) и обучающихся (учение), необходимых и достаточных для достижения поставленной цели или решения учебной задачи. Поэтому очень важно, чтобы план включал в себя все необходимые для достижения поставленной цели действия, был реалистичен по времени, которое отводится учителем на различные виды работ.

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока.

1.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

Каждый урок физической культуры должен иметь конкретные и четкие педагогические задачи, например: «Ознакомить учащихся с метанием теннисного мяча с места», «Разучить выполнение толчка в прыжке в длину с разбега», «повторить технику выполнения прыжка в длину с разбега способом прогнувшись»».

  В уроке необходимо комплексно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Однако это не значит, что все они должны уместиться в одной схеме конкретного урока (при написании плана урока). Имеют место задачи, исходящие из темы урока. Они и являются главными. Такую задачу, как «Воспитание правильной осанки», не записывают в каждый план урока. Она проходит через весь процесс физического воспитания и практически решается на каждом уроке. То же можно отнести и к решению задач нравственного воспитания.

2. Соответствие поставленной цели урока формам и методам достижения этой цели.

Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения и воспитания, способов организации учащихся на уроке. Неясно и нечетко поставленные задачи лишают урок целевой направленности. Поэтому средства решения педагогических задач должны глубоко продумываться педагогом, быть разнообразными по содержанию и точно ориентированы на задачу (задачи) урока. Выбор методов  ведения соподчинен как задачам, так и содержанию урока (физическим упражнениям). Способы организации занимающихся упражнениями – фронтально, поточно, по группам, индивидуально, по парам, выполнение упражнений по кругу  (круговая тренировка) – направлены на решение задач и определяются с учетом характера физических упражнений и уровня воспитанности занимающихся. Например, выполнение упражнений в парах может дезорганизовать урок (баловство учащихся друг с другом) или способствовать качественному решению задач урока (подсказывание друг другу правильного пути выполнения упражнений).

3. Спланировать учебный материал урока.

Подобрать литературу по теме. Обучение, воспитание, физическое развитие, оздоровление и подготовленность учеников должны осуществляться в соответствии с научными достижениями теории и методики физического воспитания. Поэтому учителю необходимо знать новинки литературы. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно – популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Изучение книг должно осуществляться с тетрадью и карандашом в руках. Учитель может записывать главные положения книги, соглашаться или брать под сомнение отдельные рекомендации, пропускать через свой опыт работы советы, записывать собственные мысли и удачные находки, творчески работать с текстом. Такая работа с книгой повысит теоретический уровень педагога, расширит и углубит его знания в области физической культуры как предмета школьного обучения, будет способствовать развитию педагогического мышления.

4. Подобрать учебные задания.

Определяя физические упражнения урока, надо помнить о необходимости решения в единстве оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Однако в содержании урока следует выделять главное, основное, существенное и, учитывая это, избрать тип, структуру урока, подбирать физические упражнения, методы обучения и воспитания учеников. Такой подход учителя к уроку позволит наметить кратчайшие пути реализации педагогических задач и приведет учеников к более прочному усвоению знаний, двигательных умений. Надо научиться при наименьшем подборе упражнений и времени обучения решать максимально возможные задачи урока. Следует стремиться к логической взаимосвязи упражнений, наиболее полной реализации методических принципов физического воспитания.

Учебные задания, целью которых является:

-  изучение нового материала;

- воспроизведение (применение учениками на практике усвоенных знаний и двигательных действий, каждый ученик должен быть обучен на уроках правилам выполнения общеразвивающих упражнений, умению дозировать их, соединять в комплексы утренней гимнастики, индивидуальной тренировки).

- применение знаний в знакомой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации (например, в уроке надо закреплять сложные двигательные действия, обучать учеников умению выполнять их в изменяющейся, нестандартной обстановке. С этой целью могут быть рекомендованы различные полосы препятствий (гимнастические, легкоатлетические, смешанные). Все это формирует у школьников способность гибко владеть движениями, подготавливает учеников к реальной жизни, юношей – к службе в армии).

- творческий подход к знаниям;

- а также надо систематически обучать учащихся самостоятельно приобретать знания по физической культуре и спорту, пользоваться методической литературой, пособиями, изданными для учеников, учебником по физической культуре. Это поможет воспитать убежденных сторонников физической культуры, подготовить в школе всесторонне образованных людей.

Урок физической культуры должен иметь большое воспитательное значение, нести высокий нравственный потенциал. Надо осуществлять воспитание молодежи в духе глубокого уважения к ценностям демократического общества, заботиться об освещении в уроке вопросов физкультурного и олимпийского движения, подчеркивать положительную роль ветеранов спорта, ученых, педагогов, врачей в совершенствовании российской системы физического воспитания. 

5.Учет возрастных, психофизиологических и личностных особенностей учащихся. Грамотное распределение индивидуальной физической нагрузки во время урока.

Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания – одно из главных требований урока.

Восхождение к качеству учебно-воспитательного процесса немыслимо без реализации этих требований в практике работы учителя физической культуры.

  Дифференциация обучения предполагает определение четких заданий мальчикам, девочкам, юношам, девушкам, отдельным группам учеников (основной, подготовительной) одного и того же возраста, примерно одинаковых по уровню подготовленности с целью достижения оптимального эффекта в решении педагогических задач. Готовясь к занятию, следует продумать дифференцированные задания для учащихся, особенно в основной части урока. Целесообразно делить учащихся в основной части урока на небольшие отделения, группы, команды, распределять школьников для выполнения упражнений по парам.

  Индивидуализация обучения заключается в осуществлении индивидуального к каждому ученику подхода в процессе обучения и воспитания. Известный педагог А.С. Макаренко уделял большое внимание этому и рекомендовал предоставить возможность каждому ученику раскрыть свои способности, сохраняя индивидуальность. Необходимо тщательно изучать своих учеников, знать их общие черты и индивидуальные особенности.


Ұқсас жұмыстар

Баскетбол сабақтары туралы ғылыми-педагогикалық және техникалық көзқарас
Дене шынықтыру сабақтарында дене қасиеттерін тәрбиелеу
Мектеп жасындағы балалардың дене шынықтыру және спортпен айналысуға мотивациясын қалыптастыру әдістемесін ғылыми түрде негіздеу және тиімділігін анықтау
Студенттердің кәсіптік - қолданбалы дене дайындығында айналма жаттығу әдісін қолдану әдістемесі
Сыныптан тыс сабақ түрлерін ұйымдастыру түрлері
Дене қасиеттерін қалыптастырып, дамытуда ең маңызды құрал ретінде спорттық және ұлттық қимыл-қозғалыс ойындарын пайдалану
Бапкер-оқытушыны спорт колледжі жағдайында кәсіби-педагогикалық дайындау
Жалпы орта мектептерде оқушылардың дене мәдениетін қалыптастыру
Дене тәрбиесі мен спорт мамандарын дайындауда жеке тұлғаны әлеуметтендірудің рөлі
Қазақ халқы ұлттық дене шынықтыруының педагогикалық мәні