Урок физической культуры (технология
12.Тема: «Урок физической культуры (технология)».
Самоанализ урока физической культуры.
Учитель должен свободно владеть умениями анализа педагогического процесса и осуществлять самоанализ личного проведенного урока. Это способствует не только повышению качеству урока, но и развитию творческого педагогического мышления, воспитанию ответственности за проводимую работу, формированию потребности педагога в приобретении специальных знаний, пробуждает стремление к совершенствованию всей работы. В итоге повышается требовательность учителя к выполнению своих обязанностей.
Под самоанализом урока понимают сознательную и систематическую деятельность учителя, направленную на детальный разбор своих учебных занятий, что способствует улучшению всей системы физического воспитания детей.
Самоанализ урока должен иметь четкую возрастную направленность с учетом воспитанности и других особенностей учеников. Формы самоанализа учебного процесса могут быть различны. Педагог может осуществлять самоанализ конкретного урока, системы уроков по теме, анализ отдельных сторон урока, например организацию урока, учение школьников, деятельность учителя, методы обучения, дозировку упражнений, дисциплину на уроке и др. Необходимо глубоко осмыслить четвертной, полугодовой, годовой опыт учебно-воспитательной работы в классе.
Самоанализ урока физической культуры является сложным процессом осмысливания своей педагогической деятельности. Поэтому, анализируя урок, пользуются схемой, которая должна обеспечить всесторонность разбора.
Самоанализ урока целесообразно осуществлять по ходу его проведения. Такая последовательность мышления учителя наиболее полно отражает педагогическую работу с учениками. Схема анализа урока по его ходу лучше запоминается педагогом, в памяти закрепляются основные этапы и детали его проведения.
Педагогическая характеристика класса.
1.Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.
2.Каковы задачи урока?
3.Какова их результативность в концу урока?
4.Тип урока и соответствие его дидактическим целям.
5.Охарактеризовать использованные методы обучения, их соответствие изучаемому материалу.
Анализ подготовительной части урока: оценка подготовки и начала урока, объяснение и показ физических упражнений, место преподавателя, соответствие нагрузки возрасту и подготовленности занимающихся, формирование осанки, контроль за дыханием, продолжительность подготовительной части урока и ее педагогический эффект.
Анализ основной части урока: оптимальность выбора средств и методов решения главных педагогических задач, вычленение существенного в обучении, словесные, наглядные и практические методы обучения двигательным действиям и их эффективность, исправление общих и индивидуальных ошибок (дифференцированный и индивидуальный подход к занимающимся). Обеспечение страховки и безопасности урока, проведение подвижной игры, связь игры с уроком, воспитание нравственных и физических качеств, физиологическая нагрузка (по данным пульса) учеников, организационные моменты, продолжительность основной части урока и ее эффективность.
Анализ заключительной части урока: эффективность заключительных упражнений (снижение нагрузки до относительно спокойного состояния), подведение итогов, задание на дом, продолжительность заключительной части урока.
Анализ учения учащихся: активность занимающихся, оценка выполнения упражнений школьниками, проявление нравственных и физических качеств, соблюдение дисциплины, использование помощи физкультурного актива и характеристики его работы.
Психологический аспект деятельности учителя: уверенность, решительность, требовательность, умение создать эмоциональный настрой на уроке, формирование мотивации и потребности, учащихся к занятиям физическими упражнениями, забота о школьниках, взаимоотношения с отдельными учащимися и коллективом класса, осуществление индивидуального подхода, внешний вид учителя.
Анализ результатов урока: оздоровительное, образовательное и воспитательное значение урока, оптимизация и интенсификация деятельности школьников, самооценка урока, выводы.
Одно из основных требований к современному уроку - внедрение эффективных средств и методов физического воспитания. С их помощью более успешно решаются образовательные и развивающие задачи; обеспечивается дифференцированный подход к учащимся, адекватность физических нагрузок их физическому состоянию; поддерживается стойкий интерес к занятиям.
Каждый урок должен быть правильно построен по структуре и содержанию и комплексно решать задачи, связанные с изучением основ знаний по физической культуре, освоением двигательных умений и навыков, развитием физических качеств, овладением умениями самостоятельно заниматься физическими упражнениями, привитием потребностей в соблюдении здорового образа жизни.
Влияние каждого урока на учащихся должно быть разносторонним. Физические, умственные и волевые усилия детей должны сочетаться таким образом, чтобы в целом обеспечивался эффект гармоничного развития учащихся на фоне поддержания оптимального уровня их работоспособности. Поэтому трудные упражнения должны сочетаться с относительно легкими, интересные - со скучными, но необходимыми, обязательные - с упражнениями по выбору детей и т.п.
В процессе физического воспитания необходимо по возможности обеспечивать индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, физического развития, пола и физической подготовленности.
Для обеспечения высокой результативности урока имеет значение выбор метода организации учебного труда учащихся - фронтальный, групповой, поточный, индивидуальный, круговая тренировка и др.
Фронтальный метод предусматривает такую организацию работы учащихся, при которой весь класс выполняет какое-либо одно, общее для всех задание. Этот метод преимущественно используется в подготовительной и заключительной частях урока, но иногда и в основной, особенно в младших классах. Следует подчеркнуть, что важной особенностью фронтального метода является обеспечение постоянного руководства учителя.
При групповом методе класс делится на группы. Каждая из групп выполняет свое, отличающееся от других задание. Групповой метод обеспечивает дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения движениям. Учитель подбирает упражнения, соответствующие силам и способностям членов группы.
Применение группового метода дает возможность приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Если же ученики недостаточно подготовлены к такой форме организации занятий, использовать групповой метод нецелесообразно.
Метод индивидуальных занятий предусматривает самостоятельное выполнении упражнений, предложенных учителем или выбранных учащимися. Он используется в подготовительной или основной части урока, но может иметь место и в заключительной.
Метод индивидуальных занятий дает возможность удовлетворить желание учащихся выполнить понравившееся упражнение. В результате происходит чередование регламентированных упражнений с относительно свободными. Вместе с тем дети приучаются к самостоятельному выполнению упражнений. При этом учитель, наблюдая за отдельными учениками, осуществляет общее руководство классом.
Метод дополнительных упражнений. Дополнительными называются упражнения, выполняемые по заданию учителя самостоятельно во взаимосвязи с главным упражнением. Однако дополнительные упражнения нельзя считать второстепенными, так как благодаря им можно осуществлять развитие физических качеств младших школьников. Суть этого приема заключается в том, что, помимо основного упражнения, которое ученики выполняют по очереди, они в промежутках между подходами выполняют предложенное число раз упражнения, направленные на развитие определенных физических качеств.
Метод станционных занятий. Станционные занятия являются разновидностью круговой тренировки направлены главным образом на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков.
Суть данной формы занятий состоит в следующем. Класс разделяется на несколько групп так, чтобы в каждой группе было не более 3-5 человек. Группы расходятся по станциям указанным учителем. По сигналу учителя все ученики одновременно начинают выполнение упражнений каждый на своем месте. Выполнив упражнение, заранее обусловленное количество раз, группы по часовой стрелке переходят на очередное место занятий. И так до тех пор, пока не пройдут все места занятий.
Круговой метод занятий. Движение учащихся происходит, как и в станционных занятиях, по кругу с последовательным выполнением на каждом месте упражнений.
Однако в отличии от станционных круговые занятия направлены главным образом на развитие физических качеств, и здесь к ученикам предъявляются новые, повышенные требования: повторить заданное упражнение возможно большое количество раз или заданное количество выполнить как можно быстрее.
Урок физической культуры – основная форма физического воспитания школьников.
Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным
планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета
регламентируется государственно программой, а практическая реализация
осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков
является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния
здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы.
На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач
физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание
других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в
ранг основной формы физического воспитания школьников.
Характерные черты урока и общие требования к нему.
Характерными чертами уроков, отличающими их от других форм физического
воспитания, являются следующие:
· Явно выраженная дидактическая направленность, обусловленная
· решением общеобразовательных задач
· Руководящая роль
· учителя, направленная на преподавание предмета и воспитание учащихся
· Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки
· Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность
Уроку присущи все перечисленные черты, что создает благоприятные возможности
для достижения цели обучения в школе – подготовки всех учащихся к
самостоятельной трудовой жизни, формирования у них потребности и умений
регулярно заниматься физическими упражнениями для укрепления здоровья и
поддержания высокого уровня физической подготовленности в течение всей жизни.
Построение такого обучения обусловливает необходимость выполнения определенных
требований к современному уроку физической культуры.
· Учитель обязан обеспечить высокий идейный уровень каждого урока
· путем обеспечения умелой связи изучаемого предмета с трудовой
· деятельностью учащихся в будущем
· Каждый урок должен быть
· тесно связан с предыдущими и последующими, создавая, таким образом,
· систему уроков
Современный урок отличает
· хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся. Учитель
· последовательно вооружает их умениями и навыками учебной работы, приемами
· самообразования и самоконтроля, добивается формирования культуры движений,
· воспитывая тем самым потребность к систематическим занятиям физическими
· упражнениями
· Показательным для
· современного эффективного урока является разнообразие организационных
· форм, средств, методов и приемов, используемых учителем. Занятия
· нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону
·
· Непременным условием эффективности является необходимость достижения
· оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении
· каждого урока
· Учителю следует обеспечить
· функционирование на каждом уроке гибкой информационной системы контроля
· знаний, умений и навыков учащихся, которая органически должна впитаться в
· каждую его часть и использоваться для оценки хода и итогов процесса
· обучения и развития физических качеств
· Высокие требования
· предъявляются к условиям проведения уроков, как
· учебно-материальным, так и гигиеническим, эстетическим и
· морально-психологическим
Все эти требования вытекают из общих и методических принципов физического
воспитания и являются обязательными при проведении уроков во всех классах.
Содержание урока и его построение.
Под содержанием урока часто подразумевается только определенный набор
физических упражнений, предлагаемых ученикам. Между тем анализ всего
происходящего на уроке показывает, что весьма важным для достижения
намеченного результата является процесс выполнения учащимися запланированных
упражнений и связанных с этим выполнением многообразная деятельность
занимающихся. Она проявляется в слушании педагога, наблюдении и восприятии
показанного, осмыслении воспринятого, проектирования собственных действий и
их выполнение, организации самоконтроля и самооценки, обсуждении возникших
вопросов с педагогом и товарищами, регулировании эмоциональных проявлений и
во многом другом. От этих элементов деятельности учащихся и зависит конечный
результат урока. Следовательно, эти элементы деятельности и являются главным
содержанием занятия.
Однако каждое конкретное действие ученика и класса в целом вызывается
определенной деятельностью учителя. Она заключается в постановке задач,
намеченных на этот урок, определении конкретных заданий для их решения и
создании условий для их выполнения. Учитель осуществляет наблюдение за
деятельностью учащихся, оценивает и корректирует их действия, дозирует
нагрузку, управляет поведением, налаживает взаимоотношения между детьми и др.
вся эта многогранная деятельность педагога, определяющая и направляющая
действия занимающихся, составляет весомую часть содержания урока.
Результатом деятельности детей, направляемой учителем, являются изменения в
физическом и психическом состоянии учащихся, в их знаниях, умения, навыках и
поведении. Эти внутренние процессы и изменения, вызванные организованным
выполнением физических упражнений, составляют еще одну сторону содержания
урока физической культуры.
Таким образом, понятие “содержание урока физической культуры” многогранно.
Оно составляет определенный набор физических упражнений, деятельность
учащихся, работу учителя и результаты, отражающий эту работу.
Содержание урока планируется учителем. Но педагог е может заранее предвидеть
все детали рабочих ситуаций и условий, складывающихся в процессе его
совместной работы с детьми. Поэтому в практике работы различают содержание
урока проектируемое и реально сложившееся в процессе его проведения.
Все элементы содержания урока должны быть спроектированы учителем в процессе
построения урока. Основой для построения урока являются биологические
закономерности функционирования организма, определяющие его
работоспособность, и логика развертывания учебно-воспитательного процесса.
Логика учебно-воспитательного процесса требует:
· Последовательного включения занимающихся в познавательную
· деятельность
· Постепенного достижения необходимого
· уровня физической работоспособности
· Последовательного
· решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и
· воспитательных задач
· Обеспечение хорошего
· После рабочего состояния организма, способствующего успешной последующей
· деятельности учащихся
Это обусловило разделение урока на три части: подготовительную, основную и
заключительную.
После первого этапа – деления урока на части – наступает второй этап
построения урока – определение физических упражнений и их последовательности.
Решающим, третьим этапом структуры урока является определение
взаимосвязанной последовательности действий педагога и занимающихся при решении
каждой педагогической задачи, применении каждого упражнения, определении
методов и методических приемов, используемых в процессе проведения урока. Сюда
же относятся организации подгрупп, определение им заданий, порядок смены мест
занятий, установка снарядов, раздача и сбор инвентаря, т.е. вспомогательные
действия, используемые на данном уроке.
Баскетбол сабақтары туралы ғылыми-педагогикалық және техникалық көзқарас
Дене шынықтыру сабақтарында дене қасиеттерін тәрбиелеу
Мектеп жасындағы балалардың дене шынықтыру және спортпен айналысуға мотивациясын қалыптастыру әдістемесін ғылыми түрде негіздеу және тиімділігін анықтау
Студенттердің кәсіптік - қолданбалы дене дайындығында айналма жаттығу әдісін қолдану әдістемесі
Сыныптан тыс сабақ түрлерін ұйымдастыру түрлері
Дене қасиеттерін қалыптастырып, дамытуда ең маңызды құрал ретінде спорттық және ұлттық қимыл-қозғалыс ойындарын пайдалану
Бапкер-оқытушыны спорт колледжі жағдайында кәсіби-педагогикалық дайындау
Жалпы орта мектептерде оқушылардың дене мәдениетін қалыптастыру
Дене тәрбиесі мен спорт мамандарын дайындауда жеке тұлғаны әлеуметтендірудің рөлі
Қазақ халқы ұлттық дене шынықтыруының педагогикалық мәні