Врачебный контроль
14.Тема: «Врачебный контроль».
1.Медицинское обследование, врачебное наблюдение.
2.Санитарно-гигиенический контроль за местами проведения занятий
1 Врачебно-педагогический контроль
Роль врача в организации физического воспитания учащихся очень велика. Врач проводит первичные, повторные и дополнительные медицинские осмотры; распределяет учащихся на медицинские группы; регистрирует и анализирует динамику состояния здоровья и физического развития школьников, на основе чего предлагает учителю вносить соответствующие коррективы в педагогический процесс. Он проводит контроль за решением оздоровительных задач физического воспитания, за соблюдением гигиенических условий на занятиях физической культурой и спортом и соответствием оборудования и спортивного инвентаря физическому развитию учащихся. Врач контролирует мероприятия, направленные на предупреждение спортивного травматизма, оказывает консультативную помощь учителю физкультуры в составлении и проведении гимнастики до уроков, физкультурных минут на уроках, игр и физических упражнений на переменах, индивидуальных домашних заданий.
В обязанность врача входит обеспечивать медицинский контроль на внутришкольных спортивных соревнованиях, готовить из числа учащихся санитарный актив, который контролирует соблюдение гигиенических условий и оказывает первую помощь при травмах и несчастных случаях, прежде всего в туристических походах; организовать работу по санитарному просвещению.
Одной из основных обязанностей врача является регулярное проведение врачебно-педагогического контроля на уроках физкультуры и на занятиях спортивных секций. Желательно, чтобы врач в течение учебного года не менее 2--3 раз побывал на уроках физкультуры в каждом классе и не меньше 1--2 раз -- в каждой спортивной секции школы. Врачебно-педагогический контроль необходимо регулярно осуществлять на гимнастике до уроков, на физкультпаузах и играх на переменах. Здесь врач обращает внимание на санитарно-гигиеническую обстановку, соответствие нагрузки возрасту и физической подготовленности учащихся, правильность подбора и чередования упражнений, эффективность упражнений, отмечает случаи чрезмерного возбуждения, большой утомляемости, проявления неорганизованности и нарушений дисциплины. Все свои замечания он регистрирует в журнале и доводит их до сведения учителей по физкультуре и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
2.2 Врачебное обследование школьников, занимающихся физической культурой
Врачебный контроль является неотъемлемой частью единой системы физического воспитания. Его основная задача -- обеспечить правильность, высокую эффективность и соответствие анатомо-физиологическим особенностям детского организма всех школьных физкультурных и спортивных мероприятий, всемерно содействуя оздоровительной направленности занятий физической культурой и спортом.
Врачебный контроль предусматривает:
1) медицинское обследование состояния здоровья, физического развития и функционального состояния организма школьников с целью определения назначения и дозировки физических нагрузок, т. е. распределение учащихся на медицинские группы для участия в учебных и внеучебных занятиях и различных мероприятиях по физическому воспитанию;
2) врачебные наблюдения, объективно учитывающие влияние систематических занятий физическими упражнениями на организм школьников;
3) санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий физическими упражнениями и различных спортивных соревнований, а также соответствием спортивной одежды;
4) врачебно-педагогический контроль за содержанием и методами проведения занятий физической культурой и спортом, за соответствием физической нагрузки функциональным возможностям детей;
5) профилактику спортивного травматизма;
6) санитарно-просветительную работу среди школьников, занимающихся физкультурой и спортом;
7) консультации по вопросам физического воспитания школьников; 8) агитацию и пропаганду физической культуры и спорта.
2.3 Анамнез
Любое врачебное обследование начинается с анамнеза, который в применении к врачебно-физкультурной практике имеет некоторые особенности, а именно включает в себя так называемый спортивный анамнез. Возраст школьника регистрируется с точностью до года, менее 6 месяцев сверх числа полных лет отбрасываются, а более 6 месяцев -- приплюсовываются. Например, детей, которым исполнилось на день обследования от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 30 дней относят к возрасту 8 лет, от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 30 дней -- к возрасту -- 9 лет. Этого не следует забывать, так как по такому принципу строятся таблицы возрастных стандартов физического развития, по которым медицинские работники обычно дают оценку антропометрическим данным, полученным при обследовании школьников.
В анамнезе жизни особое внимание следует обращать на перенесенные заболевания и травмы, так как последствия некоторых из них могут ограничивать функциональные и двигательные возможности школьников. При этом важно подчеркнуть заболевания последних, предшествующих обследованию месяцев. Определенное значение имеет наследственность. Необходимо попытаться выяснить возможность наследственного предрасположения к тем или иным заболеваниям, особенно системы кровообращения. С этой целью иногда приходится приглашать на беседу родителей младших школьников. Своевременное и рациональное применение средств физической культуры может способствовать предотвращению проявлений неблагоприятных наследственных признаков. Известно, что нередко от родителей к детям передаются особенности двигательных реакций в сочетании с типом телосложения. Учитывая это, врач может помочь преподавателю в отборе наиболее способных ребят для занятий в определенной спортивной секции, а ученику посоветовать серьезные занятия тем или иным видом спорта.
При выяснении условий жизни обращают внимание на бытовые (квартирные) и материальные (бюджет семьи) условия, выполнение режима дня, а также количество и качество питания, его регулярность, насыщенность витаминами. Следует выяснить, не совмещает ли ребенок учебу в школе с дополнительными занятиями музыкой, иностранным языком, спортом, балетом и т.д. Совмещение без учета функциональных возможностей ребенка иногда приводит к переутомлению, которое создает фон для возникновения тех или иных отклонений. У старших школьников необходимо выяснить вредные привычки (курение).
Спортивный анамнез дает представление о физической подготовленности школьника. Здесь следует выяснить, занимался ли обследуемый физической культурой в школе ранее или начинает занятия впервые. Если занимался, то был ли допущен на общих основаниях (основная группа) или по медицинским показаниям занимался в подготовительной или специальной группе, либо вообще был освобожден от занятий. Успеваемость по физкультуре в школе. Занимается ли утренней зарядкой и закаливанием Занимался ли в спортивных секциях или в детско-юношеской спортивной школе, начиная с какого класса, каким видом спорта, какие предельные напряжения приходилось переносить, участвовал ли в соревнованиях, какого масштаба (внутриотрядные, внутришкольные, районные, городские и т. д.) и по каким видам спорта, имеет ли спортивный разряд, когда получил впервые? Участвовал ли в туристических походах, лыжных, велосипедных пробегах, пионерских военно-спортивных играх и т. д.?
У школьников, занимающихся спортом в спортивных школах, спецклассах или школах-интернатах спортивного профиля, выясняется, с какого возраста начали систематические тренировки и по каким видам спорта, каким видом спорта занимаются в настоящее время, какова динамика роста физической подготовленности и тренированности в избранном виде спорта, рост спортивных достижений, а также задачи, содержание, используемые средства, условия тренировок и участие в соревнованиях в настоящее время.
2.4 Объективное обследование
Соматоскопия, или наружный осмотр, дает представление о телосложении обследуемого, основных морфологических (формы, размеры, пропорции) особенностях его тела и позволяет отметить определенные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата и физические недостатки (искривления позвоночника, плоскостопие, рубцы и т. д.), которые могут повлиять на врачебное заключение о допуске к занятиям физическими упражнениями. С помощью наружного осмотра можно установить некоторые признаки заболеваний (бледность кожных покровов, синюшность, высыпания, шелушения, расчесы, грыжевые выпячивания, пульсация сосудов и т. д.). Осмотр обычно сопровождается пальпацией. Некоторые соматоскопические признаки (развитие мускулатуры, степень жироотложения и развитие вторичных половых признаков) являются необходимыми компонентами комплексной оценки физического развития школьников.
Для проведения осмотра большое значение имеет правильное, прямое (лучше дневное) освещение. Боковое освещение может создавать видимость асимметрий различного рода. В последнее время во врачебных кабинетах начали на стене рисовать темный экран с нанесением на нем светлой дециметровой сетки. На таком фоне лучше видны особенности телосложения, пропорции тела и дефекты осанки. Осматривают школьника спереди, сзади и в профиль.
Кожа. При обследовании кожи отмечают ее окраску (нормальная, бледная, смуглая, желтушная и др.), выраженные местные изменения цвета кожи и их локализацию, поверхность ее (гладкая, шершавая). Отмечают различные изменения кожи: шелушение, высыпания, рубцы, омозолелости, потертости, опрелости. Тургор кожи определяют взятием ее в складку и оценивают как упругую, если кожная складка быстро исчезает, как вялую, если складка расходится медленно. При резком снижении тургора кожа становится морщинистой. Тыльной поверхностью руки врач определяет влажность кожи (сухая, нормальная, повышенная), получая, в частности, представление о потливости.
Кроме того, осматривают губы (розовые, бледные, синюшные) и конъюнктиву глаз (нормальная, бледная, гиперемированная).
Мускулатура. Состояние мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани, пропорциональностью, равномерностью и симметричностью развития основных групп мышц, а также тонусом (эластичным сопротивлением, упругостью при сдавливании) в напряженном и расслабленном состоянии. Развитие считается слабым, когда рельеф в спокойном состоянии мышцы не выражен («рисунок» мышцы не просматривается через покровные ткани), объем небольшой и упругость понижена; средним -- когда несколько обозначен рельеф мышц, объем их средневыраженный и упругость удовлетворительная; хорошим -- при отчетливо выраженном рельефе, достаточном объеме и хорошем тонусе.
Дополнительно об общем состоянии и развитии мускулатуры судят по положению лопаток и форме живота. При слабом развитии мышц спины наблюдается отставание лопаток (крыловидные), а при слабом развитии мышц передней брюшной стенки живот выглядит отвислым. Суммируя перечисленные показатели и данные динамометрии, дают общую оценку развития мускулатуры (слабое, среднее, хорошее).
Жироотложение. Степень развития подкожной жировой клетчатки свидетельствует об упитанности и определяется по выраженности рельефа костей (ключицы, ребра), мышц и толщине жировой складки на животе. Следует учитывать равномерность и возможное локальное отложение жира. Жироотложение считается малым, когда отчетливо виден рельеф костей пояса верхней конечности и мышц, а пальцы врача (большой и средний) легко прощупывают друг друга через пятисантиметровую кожную складку; средним (нормальным)-- если рельеф костей несколько сглажен, кожная складка берется легко, но концы пальцев прощупываются нечетко, жировой слой достигает 6--12 мм. При большом жироотложении костный и мышечный рельеф явно сглажены, контуры тела округлены, на животе, груди, спине и ягодицах имеются значительные скопления подкожной жировой клетчатки, кожная складка берется с трудом, толщина жировой складки на животе достигает 2--3 см.
Степень полового созревания. При общей характеристике физического развития подростков особое внимание должно уделяться оценке степени полового созревания, которое определяется на основании развития вторичных половых признаков по так называемой половой формуле.
Без учета степени биологического развития, основываясь лишь на паспортном возрасте ребенка, в настоящее время в условиях акселерации детей невозможно рациональное построение процесса физического воспитания. У детей с разной степенью полового созревания отмечается различный уровень работоспособности. Поэтому отсутствие дифференцированного подхода при планировании учебного процесса по физическому воспитанию может привести к тому, что дети с ускоренным темпом полового созревания (акселераты) не дополучат своей доли функциональной нагрузки, а дети замедленного типа развития (ретарданты), наоборот, «перегрузятся».
Осанка. Под осанкой понимают привычную ненапряженную позу стоящего человека. При нормальной осанке оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные суставы разогнуты; изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный) умеренно выражены; плечи несколько развернуты и слегка опущены; лопатки расположены симметрично и прижаты к ребрам; живот плоский или умеренно выпуклый. Осанка во многом зависит от формы спины (позвоночника).
Форма спины считается нормальной при умеренно выраженных физиологических изгибах позвоночника: величина шейного и поясничного лордоза (при измерении в профиль) достигает 3--5 см, а наиболее вышестоящие назад точки грудного и крестцово-копчикового кифозов располагаются на одной вертикали.
Слабо выраженные естественные изгибы позвоночника или отсутствие их делают спину плоской, функционально неполноценной, так как рессорная функция позвоночника при этом резко снижается. Если отсутствует лишь грудной кифоз, а поясничный лордоз выражен, то отмечается вариант плоской спины -- плосковогнутая спина. Если кривизна грудного кифоза увеличена и захватывает часть поясничного отдела позвоночника, а шейный и поясничный лордозы уменьшены, то спина определяется как круглая. При увеличении грудного кифоза и поясничного лордоза спину называют круглово гнутой (седлообразной).
При отклонениях положения позвоночника плечи обычно сильно опущены и выступают вперед, грудная клетка становится впалой, лопатки крылообразно отстают, шея и голова наклоняются вперед, живот выпячивается. Все это вызывает нарушение нормальной функции позвоночника и создает неблагоприятные условия для деятельности внутренних органов, в частности сердца. В наибольшей степени это проявляется при боковых искривлениях позвоночника -- сколиозах.
Форма спины
Сколиоз может быть в верхней, средней и нижней части позвоночника; выпуклость вправо -- правосторонний, влево -- левосторонний. Искривление позвоночника в одной его части влево часто сопровождается компенсаторным искривлением нижележащего отдела позвоночника вправо и наоборот. Возникает S-образный сколиоз (рис. 2.2).
1 -- грудной правосторонний; 2 -- общий левосторонний; 3 -- S-образный.
Рисунок 2.2 - Виды сколиозов.
При наличии сколиоза определяется неравномерное расположение плеч и лопаток: на выпуклой стороне позвоночника они расположены выше.
Искривления позвоночника хорошо выявляются при изучении «треугольников талии» -- щелевидных просветов треугольной формы, образующихся между туловищем и внутренней поверхностью опущенных рук с вершиной на уровне талии. При сколиозе «треугольник талии» на выпуклой стороне уменьшается, а на вогнутой увеличивается. При осмотре спереди может быть обнаружен различный уровень стояния сосков, а иногда асимметрия грудной клетки. Наличие сколиоза определяется и по расположению остистых отростков позвонков. При этом, сильно прижимая указательный и средний пальцы к телу обследуемого, проводят ими от остистого отростка седьмого шейного позвонка до крестца. Белая полоса по линии остистых отростков на фоне двух розовых полос -- следов пальцев дает представление о локализации, типе и выраженности искривления. Однако точную локализацию, степень выраженности сколиоза и динамику изменений можно определить лишь с помощью сколиозиметра, например методом Подъяпольской.
При выраженном сколиозе на разные половины тел позвонков падает неравномерная нагрузка, в результате чего отдельные позвонки могут принимать клиновидную форму, что создает условия для так называемой торсии – скручивания позвоночника по его оси. В тяжелых случаях торсия ведет к появлению реберного горба. Начинающуюся торсию можно определить по асимметрично выступающим мышечным валикам и углам ребер при наклоне исследуемого вперед стоя на прямых ногах со свободно свисающими руками.
Важно установить этиологию деформации позвоночника, последствия заболеваний (чаще рахит), функциональные изменения нервно-мышечного аппарата, слабое или неравномерное развитие мускулатуры, неправильное держание тела, недостаточность освещения, несоответствие мебели росту учащегося и т. д. Следует определить также степень выраженности и тяжести деформации позвоночника. Первая степень -- нарушение осанки и функциональные, нефиксированные формы искривления позвоночника, которые при активном вытяжении спины исчезают. Вторая степень -- промежуточная между первой и третьей, позвоночник при активном вытяжении выпрямляется лишь в некоторой степени. Третья степень -- прочно фиксированные искривления позвоночника, которые мало изменяются даже при насильственном вытяжении и часто сопровождаются деформацией грудной клетки и образованием реберного горба. Все это следует иметь в виду врачу, когда он делает заключение о необходимости проведения со школьниками, страдающими сколиозом, тех или иных гигиенических и профилактических мероприятий, а также участии этих школьников в занятиях корригирующей гимнастикой либо о введении специальных физических упражнений в уроки физической культуры, физкультпаузы, домашние задания. Третья степень сколиоза почти не поддается консервативному лечению.
Формы грудной клетки определяются при осмотре в профиль и анфас по величине надчревного угла, направлению нижних ребер и линии, ограничивающей грудную клетку спереди. При плоской грудной клетке надчревный угол острый, передняя линия почти прямая, нижние ребра имеют значительный наклон. Цилиндрическая грудная клетка спереди ограничивается овальной линией, надчревный угол равен или близок к прямому, нижние ребра имеют средний наклон. При конической грудной клетке надчревный угол тупой, передняя линия овальная с выпуклостью в нижней части, ребра имеют малый наклон. Кроме того, встречаются патологические формы грудной клетки и асимметрии как следствие перенесенного рахита.
Форма ног отмечается как нормальная, если при стойке «ноги вместе -- носки врозь» соприкасаются друг с другом внутренние мыщелки бедра и внутренние лодыжки. Если внутренние лодыжки соприкасаются, а внутренние мыщелки бедер нет, то это О-образные ноги (варусная форма); если внутренние мыщелки бедра соприкасаются друг с другом, а внутренние лодыжки нет, то это Х-образная форма ног (вальгусная форма). При этом учитывают лишь ясно выраженные случаи искривления ног, так как незначительные степени Х- и О-образности не нарушают опорной функции нижних конечностей.
Необходимо вообще дать оценку костной системе и состоянию суставов (ограниченность движений в тех или иных сочленениях, укорочение одной конечности по сравнению с другой, последствия травм).
Стопа -- орган опоры и передвижения. При обследовании стоп необходимо обращать внимание на состояние продольного свода (нормальный, плоский, повышенный), на состояние поперечного свода, на деформацию пальцев (молоткообразные пальцы), на положение пятки (варусное или вальгусное отклонение), на состояние кожи (потертости, омозолелости).
Антропометрия. С помощью антропометрии получают объективные данные о важнейших морфологических параметрах тела -- массе тела, длинах, окружностях и диаметрах (соматометрия) и о некоторых функциональных признаках -- жизненной емкости легких, дыхательных размахах грудной клетки, силе отдельных групп мышц, толщине жировой складки (физиометрия).
Для получения наиболее точных данных необходимо соблюдение определенных условий: а) все приборы должны систематически контролироваться, б) исследования следует проводить в утренние часы, желательно натощак в одни и те же часы (что важно для повторных измерений), в отдельном, теплом помещении, имеющем хорошее освещение; в) исследуемый должен быть раздет до трусов.
У детей, систематически занимающихся спортом, особенно у учащихся ДЮСШ, спецклассов и школ-интернатов спортивного профиля, необходимо определение состава тела--активной и пассивной (резервный жир) его части, поскольку функциональная готовность и спортивная работоспособность тесно связаны с морфологическим составом тела и прежде всего с количеством активных тканей, которые под влиянием тренировок увеличиваются в своей массе. Причем, чем моложе спортсмен, тем быстрее у него наступают под влиянием тренировок количественные изменения компонентов тела.
Известно, что количественным критерием содержания жира в теле может служить толщина кожно-жировых складок. Для определения жировой ткани толщину кожно-жировых складок измеряют в последние годы с помощью метода калиперметрии. Измерение калиперметром производят в 10 точках на правой стороне тела.
Результаты измерений складываются и по сумме 10 точек в миллиметрах с помощью таблиц Паржисковой определяют процент жировой ткани. Затем можно рассчитать процент активной ткани, а также массу жировой и активной ткани (под последней подразумевается масса тела за вычетом массы жира).
Для повышения точности определения состава тела необходимо соблюдение ряда условий. Бранши калипера должны иметь постоянное давление в 10 г/мм2. Складку плотно зажимают большим и указательным пальцами (избегая болевых ощущений), используя при этом 20--40 мм2 поверхности кожи. Высота складки должна быть не более 1 см.
3 Оценка физического развития
3.1 Методы оценки физического развития
Физическое развитие может быть оценено с помощью нескольких методов: антропометрических стандартов, антропометрических профилей, корреляции и индексов. На основании оценки физического развития врач может назначить необходимые лечебно-профилактические мероприятия для улучшения физического состояния школьника (двигательный режим, изменение питания, лечение, санаторий, лагерь и т. п.), рекомендовать меры соответствующей коррекции физических недостатков (корригирующая гимнастика при нарушениях осанки и плоскостопии; упражнения, укрепляющие те или иные группы мышц; дыхательные упражнения; определенные виды спорта) и, наконец, помочь педагогам в подборе детей, наиболее перспективных для занятий в том или ином виде спорта, так как достижения спортсмена во многом зависят от особенностей его физического развития и телосложения.
Антропометрические стандарты -- это регионарные возрастно-половые средние величины признаков, которые разработаны на основании антропометрических исследований большого количества детей различных возрастов. Стандарты содержат общие средние величины, характеризующие средние значения признаков для коллектива детей данного возраста и пола,-- групповые стандарты и средние величины признаков, соответствующие определенным ростовым группам -- ростовые стандарты.
В оценочных таблицах физического развития («стандартах») для каждого возраста и пола составлена отдельная таблица с указанием для каждого признака средней арифметической (М) и среднего квадратического отклонения (а), характеризующего допустимую величину колебаний от средней. Если при сравнении данных обследования школьника окажется, что показатели роста, массы и окружности грудной клетки совпадают с величиной М±10, то физическое развитие его считается средним.
Метод оценки физического развития путем сопоставления показателей со «стандартами» прост и может использоваться (при наличии регионарных таблиц) школьными врачами в практической работе, однако он не дает представления о взаимосвязи отдельных показателей физического развития.
Представление о взаимной связи признаков физического развития между собой и в то же время характеристику степени развития каждого из них в отдельности дает метод антропометрических профилей, и особенно метод корреляции.
Антропометрический профиль -- графическое, наглядное изображение степени отклонений признаков физического развития от средних, или «стандартных», величин. Для получения профиля выявленные отклонения в сигмах следует точками перенести на сетку. Соединенные прямыми линиями точки образуют антропометрический профиль (рис., по которому можно судить о гармоничности развития.
Метод корреляции учитывает, что признаки физического развития, особенно рост, масса и окружность грудной клетки, взаимосвязаны между собой. Определить взаимосвязь показателей физического развития, т. е. на какую величину меняется масса и окружность грудной клетки при изменении длины тела на 1 см, позволяют коэффициент регрессии (R) и сигма регрессии (aR). Деля разность, например, между «нормальной» массой для данного роста и фактической массой обследуемого на величину сигмы регрессии, находят степень отклонения. Если отклонения признаков не выходят за пределы ±lcrR, то масса и окружность грудной клетки соответствуют данному росту, т. е. физическое развитие школьника следует считать гармоничным. В тех случаях, когда величины массы и окружности грудной клетки не соответствуют данному росту, а имеют большую, чем ±lcrR, необходимо учитывать описательные признаки физического развития (мускулатура, жироотложение и т. д.) и в каждом конкретном случае указывать, за счет чего отмечается дисгармоничное развитие.
Исходя из коэффициента регрессии, нередко составляют специальные таблицы -- номограммы, позволяющие легко оценить тот или иной показатель физического развития по данным других показателей.
Метод индексов может быть использован лишь для приблизительной, ориентировочной оценки физического развития, так как индексы в большинстве случаев выражают отношение лишь двух показателей и часто не конкретизированы в возрастном и половом отношениях.
Спортшылардың жұмыс қабілетін қалыптастырудың қазіргі заманғы үлгісін жасау мәселелері
Созылмалы пневмония кезіндегі емдік дене шынықтыру (оқу әдістемелік құрал)
Дене шынықтыру дамуында жарыстың маңызы
Студенттер мен күресшілердің дене дайындығының функционалды мүмкіндіктері
Жүйке жүйесінің анатомиясы
ҚАЖ - қан ағынының жылдамдығы
Спортшымен жаттығуды бағалау
Станса және кірме телімдерінің техникалық пайдалану мінездемесі
Turbo Pascal 7.0 интегралдық программалау ортасын пайдалану
Ұйымның персоналды басқару жүйесіндегі контроллингті жоспарлау