Практические занятия, семинары

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУРСА «РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

Цель семинара: раскрыть значение и особенности изучения «Разработка и принятие управленческих решений в системе образования». Дать общую характеристику изучаемой дисциплины.

1.     Научная принадлежность курса. Актуальность курса.

2.     Содержание и система курса: цель и основные задачи.

3.     Источники изучения дисциплины: нормативно-правовые акты, научная и методическая литература, отечественный и зарубежный опыт.

4.      Методы изучения курса.

Рекомендуемая литература

1. Илеуова А.К. Методика организации управленческих решений по совершенствованию  системы управления образованием// Билим. Образование. 2004, №4.с.25-28.

2. Гаджиев Г.М., Багирова З.К. Управленческая культура будущего руководителя в образовании//  Стандарты и Мониторинг в образовании. 2007. №5. - С.54-56.

3. Сагинова О.В. Стратегическое планирование в вузе // Высшее образование сегодня, 2005. №10. - С.6-12.

ТЕМА 2.  ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Цель семинара: Изучая данную тему студентам разъяснить особенности процесса управления. Раскрыть механизмы принятия управленческих решений.

1.     Сущность процесса управления. Место управленческого решения в процессе управления.

2.     Определение управленческого решения. Функции решений.

3.     Процесс мышления, его принципиальная схема. Особенности мышления руководителя.

4.     Анализ основных элементов, влияющих на процесс разработки и реализации решений.

5.     Сочетание формального и неформального в разработке решений.

6.     Анализ факторов повышения объективности в принятии решений.

Рекомендуемая литература

1. Илеуова А.К. Методика организации управленческих решений по совершенствованию  системы управления образованием// Билим. Образование. 2004, №4.с.25-28.

2. Гаджиев Г.М., Багирова З.К. Управленческая культура будущего руководителя в образовании//  Стандарты и Мониторинг в образовании. 2007. №5. - С.54-56.

3. Сагинова О.В. Стратегическое планирование в вузе // Высшее образование сегодня, 2005. №10. - С.6-12.

ТЕМА 3. ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Цель семинара: описать и охарактеризовать типологию и классификацию управленческих решений. Основные характеристики качества управленческого решения: обоснованность, эффективность, сроки реализации, непротиворечивость, конкретность и т.д. Условия и факторы обеспечения качества решений: объективные условия, предварительное оценивание проблемы, временный фактор, ситуационные и поведенческие факторы

1.     Классификация управленческих решений по источникам возникновения, способам доведения, субъектам принятия решений и т.д.

2.     Типология решений по используемым методам, по творческому вкладу, по степени формальности проблемы.

3.     Основные характеристики качества управленческого решения: обоснованность, эффективность, сроки реализации, непротиворечивость, конкретность и т.д.

4.     Условия и факторы обеспечения качества решений: объективные условия, предварительное оценивание проблемы, временный фактор, ситуационные и поведенческие факторы.

5.     Организационно-техническое обеспечение качества решений. Технологические предпосылки обеспечения качества управленческих решений.

Рекомендуемая литература

1. Илеуова А.К. Методика организации управленческих решений по совершенствованию  системы управления образованием// Билим. Образование. 2004, №4.с.25-28.

2. Гаджиев Г.М., Багирова З.К. Управленческая культура будущего руководителя в образовании//  Стандарты и Мониторинг в образовании. 2007. №5. - С.54-56.

3. Сагинова О.В. Стратегическое планирование в вузе // Высшее образование сегодня, 2005. №10. - С.6-12.

ТЕМА 4. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОПОСТАВИМОСТИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

Цель семинара: охарактеризовать сущность и основные характеристики альтернативных решений. Условия сопоставимости альтернативных решений. Анализ процедур приведения альтернативных решений к сопоставимому виду.

1.     Сущность и основные характеристики альтернативных решений.

2.     Условия сопоставимости альтернативных решений. Анализ процедур приведения альтернативных решений к сопоставимому виду.

3.     Методы сравнения альтернативных решений и выбор решения.

Рекомендуемая литература

1. Илеуова А.К. Методика организации управленческих решений по совершенствованию  системы управления образованием// Билим. Образование. 2004, №4.с.25-28.

2. Гаджиев Г.М., Багирова З.К. Управленческая культура будущего руководителя в образовании//  Стандарты и Мониторинг в образовании. 2007. №5. - С.54-56.

3. Сагинова О.В. Стратегическое планирование в вузе // Высшее образование сегодня, 2005. №10. - С.6-12.

ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Цель семинара: раскрыть роль  человеческого фактора в процессе разработки управленческого решения. Показать индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решения в системе образования.

1.     Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческого решения.

2.     Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решения в системе образования.

3.     Модель принятия решений Врума-Йеттона. Этические основы разработки и принятия решения.

Рекомендуемая литература

1. Илеуова А.К. Методика организации управленческих решений по совершенствованию  системы управления образованием// Билим. Образование. 2004, №4.с.25-28.

2. Гаджиев Г.М., Багирова З.К. Управленческая культура будущего руководителя в образовании//  Стандарты и Мониторинг в образовании. 2007. №5. - С.54-56.

3. Сагинова О.В. Стратегическое планирование в вузе // Высшее образование сегодня, 2005. №10. - С.6-12.

ТЕМА 6. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Цель семинара: раскрыть и рассмотреть организацию процесса разработки и принятия решения в системе образования. Особенности и факторы, определяющие технологию разработки управленческих решений

1.     Организация процесса разработки и принятия решения. Структура процесса принятия решений.

2.     Аппарат управления и принятие решений. 

3.     Схема разработки решений.

4.     Факторы, определяющие технологию разработки решений: определение критерия эффективности, сбор похожих данных, составление адекватных моделей.

5.     Разработка модели процесса формирования решения в системе образования.

6.     Анализ используемых моделей при разработке решения.

7.     Разработка информационных технологий принятия управленческого решения.

Рекомендуемая литература

1. Карданская Н.Л. Принятия управленческого решения. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.

2. . Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 271 с.

3 Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 264 с. (серия Вопрос - ответ)

ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Цель семинара: рассмотреть основные организационные методы и процедуры выполнения принятых решений.

1. Организационные методы и процедуры выполнения принятых решений.

2. Условия эффективного функционирования организационных структур при реализации решений.

3. Организация процессов выполнения решений: ресурсное обеспечение на стратегическом и тактическом уровнях.

Рекомендуемая литература

1. Илеуова А.К. Методика организации управленческих решений по совершенствованию  системы управления образованием// Билим. Образование. 2004, №4.с.25-28.

2. Гаджиев Г.М., Багирова З.К. Управленческая культура будущего руководителя в образовании//  Стандарты и Мониторинг в образовании. 2007. №5. - С.54-56.

3. Сагинова О.В. Стратегическое планирование в вузе // Высшее образование сегодня, 2005. №10. - С.6-12.

ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Цель семинара: рассмотреть функции и виды контроля. Охарактеризовать и раскрыть методы контроля: предварительного, направляющего, фильтрующего, по результатам выполнения решения. Рассмотреть социально – психологические аспекты контроля.

1.     Функции и виды контроля. Содержание контроля.

2.     Нормативно-правовое обеспечение процесса контроля за выполнением управленческих решений. Процесс осуществления контроля.

3.     Методы контроля: предварительного, направляющего, фильтрующего, по результатам выполнения решения.

4.     Социально-психологические аспекты контроля. Оценка исполнения решений.

5.     Сущность и виды ответственности руководителей. Условия возникновения юридической ответственности.

6.     Социальная и экологическая ответственность руководителя.

Рекомендуемая литература

1. Карданская Н.Л. Принятия управленческого решения. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.

2 . Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 271 с.

3 Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 264 с. (серия Вопрос - ответ)

     ТЕМА 9.  МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.     Сущность и принципы анализа.

2.     Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения.

3.     Прогноз. Цель и задачи прогнозирования. Принципы прогнозирования. Классификация методов прогнозирования.

4.     Экспертные методы. Процедуры и способы организации экспертиз. Оценка качеств эксперта. Экспертные оценки и способы измерений.

Рекомендуемая литература:

 1.  Вишняков Я.Д., Свистунов В.М., Аракелова Г.А., Кирсанов К.А., Авраменко А.А. Образование для устойчивого развития: проблемы, стратегия и этапы реализации ГУУ, 2008. – 65 с.

2.   Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

3. Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке./ под общ.ред. Вал.А.Лукова; Моск.гуманит. ун-т.,М. 2006. – 680с.

4.  Кирсанов К. А., Киринюк А.А. Глобальные проблемы образования. В 2-х томах. Т. 2. Национальный институт бизнеса. 2005. – 320 с.

ТЕМА 10. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Цель семинара:  рассмотреть возникновение стратегического управления. Раскрыть основные принципы стратегического управления и этапы управленческого цикла. Основные этапы процесса стратегического управления. Технология выработки стратегии управления.

1.     Возникновение стратегического управления. Основные принципы стратегического управления.

2.       Основные этапы управленческого цикла. Основные этапы процесса стратегического управления.

3.       Технология выработки стратегии управления. Определение стратегии организации. Стратегические интересы, лежащие в основе выработки стратегии.

4.       Классификация стратегий.

Рекомендуемая литература

1. Илеуова А.К. Методика организации управленческих решений по совершенствованию  системы управления образованием// Билим. Образование. 2004, №4.с.25-28.

2. Гаджиев Г.М., Багирова З.К. Управленческая культура будущего руководителя в образовании//  Стандарты и Мониторинг в образовании. 2007. №5. - С.54-56.

3. Сагинова О.В. Стратегическое планирование в вузе // Высшее образование сегодня, 2005. №10. - С.6-12.


Ұқсас жұмыстар

Қабандарды азықтандыру нормасы мен рациондардың құрылымы
Өсімдіктер тіршілігіне негізгі жағдайлардың әсер етуін тәжірибелер жолымен анықтау
Өсімдік клеткаларының қосылыстарды қабылдауы
Ароматты көмірсутектердің галоген туындылары
Кұрылымдық бағдарламалау
Операция, операцияға дейiнгi және операциядан кейінгі кезеңдер
Ароматты жүйелердің диамагнитті қасиеттері
Буын шығу. Сынықтар, емдеудің жалпы принциптері
Қазақстан инновациялық мектептерінде қосымша білім бағдарламалары негізінде оқытуды бейіндік саралаудың дамуы (1992 – 2005 жж.)
Болашақ кәсіби оқыту баклаврын құзыреттілік тұрғы негізінде жобалау іс-әрекетіне даярлау