Методические рекомендации по изучению дисицплины

      Данный курс посвящен изучению проблем региональной и международной безопасности в Центральной Азии на основе исторического, сравнительного и проблемного подходов, и в результате его освоения студенты должны получить базовые знания о современной системе международных отношений в Центральной Азии и об основных угрозах и рисках, влияющих на региональную и международную безопасность.

Предлагаемый курс может изучаться студентами, обучающимися по  специальности «Политология», «Международные отношения», «Регионоведение», «История», «Основы права и экономики» как дисциплина по выбору. Освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: «Международные отношения», «Международные политические институты» и «Новые угрозы глобального развития». Данная дисциплина будет внедрена в учебный процесс студентов, обучающихся по специальности «История» и «Основы права и экономики» Семипалатинского государственного педагогического института.

Актуальность курса. Распад СССР ознаменовал конец биполярной системы и привел к началу принципиально нового этапа в международных отношениях. В сфере  международной безопасности на передний план выходят нетрадиционные вызовы, такие как региональные и локальные конфликты, международный терроризм, наркоторговля, неконтролируемая миграция и другие.

    В связи с тем, что на месте однородного в политическом, идеологическом, отчасти экономическом и культурном планах огромной страны возникло 15 новых государств, постсоветское пространство стало одним из очагов нестабильности. Проявлениями нестабильности стали рост этнонационалистических и этносепаратистских настроений, этнические и территориальные конфликты, активизация экстремистских сил и организованной преступности и т.п.

     Центральная Азия – это регион, в котором сосуществуют и сталкиваются различные цивилизационные модели, религии, культуры и социально-политические уклады, а также характеризуется неравномерным развитием отдельных государств. В этом регионе располагаются важнейшие запасы природных ресурсов, что привлекает к ним внимание мировых держав. В то же время Центральная Азия стала сегодня одним из нестабильных политически регионов в связи с событиями в Кыргызстане, способных привести к серьезным региональным конфликтам.

     Сложная финансовая и социально-экономическая ситуация в связи с мировым финансовым кризисом и в ряде случаев неблагоприятная политическая ситуация (Кыргызстан) создают серьезные препятствия для поиска оптимального решения данных проблем, несущих в себе угрозы возникновения конфликтов между сопредельными государствами, усилением интенсивности угрожающей национальной безопасности нелегальной трансграничной активности (терроризм и организованная преступность, наркоторговля, неконтролируемая миграция и т.п.).

     Центральная Азия не раз была объектом нападения трансграничных экстремистских группировок, получающих финансовые и иные средства от региональной наркомафии (по оценкам ряда экспертов годовой оборот последней составляет более 40 млрд. долл., что многократно превышает годовой бюджет всех центрально-азиатских государств вместе взятых). 
        В связи с вышеуказанным представляется актуальным и необходимым совместное сотрудничество в области обеспечения региональной и международной безопасности в рамках таких международных организаций, как СНГ, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС и др.. Однако в условиях постсоветского пространства ограниченная материальная и ресурсная база, скрытые межгосударственные противоречия и  несогласованность приводят к низкой эффективности политики обеспечения региональной безопасности стран СНГ и иные факторы существенно снижают эффективность такого сотрудничества. Географически курс охватывает пять государств: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан.

Цель и задачи курса:

Цель - дать широкое представление о состоянии и перспективах развития международных отношений и обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии, охарактеризовать внешнеполитическую стратегию Центрально-Азиатских государств и основных мировых держав США, Китая и России в Центрально-азиатском регионе, проанализировать динамику развития политической ситуации в государствах Центральной Азии, рассмотреть наиболее острые международные политические проблемы региона.

Учебные задачи курса:

      В результате изучения дисциплины студент должен:

- Знать: цели и задачи курса, проблематику основных государств Центральной Азии, внешнеполитические стратегии основных внешнеполитических игроков в регионе.

- Уметь: пользоваться учебной, справочной и научной литературой и статистическими данными по обозначенной проблеме, анализировать конфликтные ситуации в регионе, внешнеполитические инициативы и экономические интересы заинтересованных государствн, перспективы развития государств Центральной Азии и региона в целом.

- Иметь: представление о современных политических проблемах Центральной Азии, в том числе о дискуссионных, вызывающих противоречия между основными участниками, а также возможных вариантах их решения.

- Обладать: навыками критической оценки аналитических и научных материалов по данной проблематике, ориентации в политике двух- и многосторонних отношений в Центрально-Азиатском регионе, оценивать и понимать внешнеполитические интересы Центрально-Азиатских государств и ключевых заинтересованных держав - США Китая и  России;  в результате усвоения курса студент должен овладеть навыками анализа международной ситуации в регионе с точки зрения политических и экономических перспектив взаимодействия центрально-азиатских государств, прежде всего Казахстана.


Ұқсас жұмыстар

Мектеп жасына дейінгі балаларды оқу еңбегіне үйретудің ғылыми педагогикалық негізі
Қашықтықтан оқыту бойынша оқытушылардың кәсіби құзырлылығын қалыптастырудың теориялық және әдіснамалық негіздері
Биоагенттердің (энтомофагтардың) жаппай жасанды өсіру және мақтаның асақауіпті зиянкестеріне қарсы күрес
А.Құнанбаев, Ш.Құдайбердиев, М.Әуезов шығармаларындағы педагогикалық идеялардың сабақтастығы және оны оқу-тәрбие үрдісіне ендіру
Йодтің молекулалық йодқа ыдырауы
Қалкан безіне йодтың жиналуы
Қапшағай су қоймасында мекендейтін тыран балығының биологиялық сипаттамасы және кәсіпшілік маңызы
СТУДЕНТТЕР ҮШІН ЫҚТИМАЛДЫҚТАР ТЕОРИЯСЫ МЕН МАТЕМАТИКАЛЫҚ СТАТИСТИКА ЭЛЕМЕНТТЕРІНІҢ МАҢЫЗЫ
КӨЛ ТАУАРЛЫ БАЛЫҚ ӨСІРУ КӨЛДЕРДІҢ ЖІКТЕЛУІ
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ