Методические рекомендации к семинарским занятиям

 Общие методические указания к семинарским занятиям

Семинар – один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов вузовского обучения и воспитания. В условиях высшей школы семинар – один из видов практических занятий, проводимых под руководством преподавателя, ведущего научные исследования по тематике семинара и являющегося знатоком данной проблемы или отрасли научного знания.

Цель семинара – углубленное изучение той или иной дисциплины и овладение методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. Необходимо подчеркнуть, что при изучении данного курса семинар является не просто рядовым видом

практических занятий, а наряду с лекцией основной формой учебного процесса.

Семинар по «Принятию и разработки управленческих решений в системе образования»– это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи

воспитательного и познавательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям стандарта образования.

При условии соблюдения требований методики их проведения семинары выполняют многогранную роль: стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекций и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии; позволяют студентам проверить правильность полученных ранее знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в твердые, личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии; прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, понятиями и категориями, создают широкие возможности для осознания и использования стратегии приняти управленческих решений, применения законов и категорий управленца  к анализу сложных общественных явлений и научных проблем, особенно профилирующих для данной семинарской группы; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях; позволяют изучить мнения, интересы студентов, служат средством не только контроля за работой студентов, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т. д.

Как и в учебном процессе в целом, основной и ведущей функцией семинара является познавательная функция. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем управленческих решений вырисовываются их новые аспекты, углубляется их обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление знаний, движение мысли от сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям студентов более осмысленное и

прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.

Воспитательная функция семинара следует из его познавательной функции, что свойственно всему образовательному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование научного мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных этических и эстетических критериев.

Семинару присуща функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в постижении студентами стратегии принятия и разработки управленческого решения еще задолго до зачетов, что дает преподавателю возможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группы в целом, так и каждого студента в отдельности.

На семинарских занятиях различного типа функция учета и контроля проявляет себя в различной степени: при менее сложных формах, рассчитанных на менее подготовленную группу, функция контроля проявляется в большей мере (например, при развернутой беседе), при использовании же более сложных форм (выступления с творческой письменной работой) – в меньшей. Тем не менее на любом семинаре познавательная, воспитательная__ функции и функции контроля и учета выступают в единстве и взаимосвязи; в зависимости от типов и форм семинаров изменяется лишь их соотношение

при определяющей познавательной функции. Пожалуй, только при такой форме, как семинар-коллоквиум, имеющей непосредственной задачей проверку знаний у пассивной части участников семинарских занятий, контрольная функция превалирует.

Задачи семинарского занятия:

1.     развить способность полного осмысления разнообразных вопросов и проблем  принятия и разработки управленческих решений;

2.     расширить и закрепить знания, полученные в теоретическом курсе;

3.     сформировать навыки самостоятельной работы с первоисточниками и справочной литературой;

4.     приобрести умение вести диалог, дискуссию.

Для подготовки к семинарским занятиям и успешному участию в них студентам предлагается ряд общих рекомендаций:

1.     начните подготовку к семинарскому занятию с повторения материала записанных вами лекций;

2.     далее внимательно изучите соответствующий материал в учебных пособиях (желательно использовать не одно, а несколько учебных пособий -- сравнение помогает пониманию материала и структурированию предполагаемого выступления на семинарском занятии);

3.     для углубленного изучения вопросов семинарского занятия необходима работа с первоисточниками и предлагаемой дополнительной литературой;

4.     обязательным моментом вашей самостоятельной подготовки к семинарскому занятию должна быть работа со словарями и другой справочной литературой. Необходимо овладевать специфичной  терминологией;

5.     составьте и запишите планы ответов на предлагаемые вопросы;

6.     спрашивайте преподавателя, если изучаемый материал вызывает непонимание или вопросы (вопросы свидетельствуют о заинтересованности предметом);

7.     пытайтесь сформировать и высказывайте на семинарских занятиях собственное отношение к обсуждаемым вопросам. При этом имейте в виду, что оцениваются не ваши убеждения, а умение их научно обосновать (т.е. знания, умения и навыки в области управленческих решений).


Ұқсас жұмыстар

Қарапайым математикалық ұғымдарды қалыптастыру әдістемесі пәнінен бақылау жұмысының тақырыптары
Ірі өнеркәсіптік қалалардың экологиясы
Биопрепараттар
Қазақ халқының дәстүрлі педагогикалық мәдениеті (Тарих. Теория. Практика)
Жылжымайтын мүлік объектілерін жалға берудің проблемалары
Анализдейтін ерітіндіні дайындау
Үздіксіз педагогикалық тәжірибе (ҮПТ) міндеттері
Үздіксіз педагогикалық тәжірибе міндеттері
Ауылшаруашылық өсімдіктерінің өскіндерінің өсуі мен дамуына молибденнің әсерін зерттеу
Нарықты реттеудің мәні