Лекция №1

     Понятие, предмет и метод курса “Региональная безопасность в Центральной Азии”.

 Предметом данной дисциплины является базовая ценность современного общества, воплотившей самые важные принципы совместного человеческого бытия - безопасность.  В условиях глобализации проблемы, связанные с безопасностью и ее обеспечением, занимают все более важное место в общественно - политическом диалоге в рамках всего мирового сообщества. В постбиполярном мире в контексте глобальных трансформаций в конце ХХ - в начале ХХI в. заметно возросла потребность в переосмыслении подходов обеспечению международной, региональной и национальной безопасности. 

В связи с тем, что на месте однородного в политическом, идеологическом, отчасти экономическом и культурном планах огромной страны возникло 15 новых государств, постсоветское пространство стало одним из очагов нестабильности. Ограниченная материальная и ресурсная база, скрытые противоречия, низкая эффективность межгосударственного сотрудничества, несогласованность в политике обеспечения региональной безопасности стран СНГ актуализировала поиск баланса между  суверенитетом, национальным интересом и международной и региональной безопасностью. 

     Известно, что подходы государств и их союзов к обеспечению международной и региональной безопасности формируются под влиянием национальных интересов. Расставляя приоритеты, каждое из государств решает внешнеполитические задачи, исходя из своих национальных интересов. Для молодых независимых государств такие понятия как «территориальная целостность», «суверенитет», «стабильность конституционного строя» и «безопасность» стали как для самостоятельного политического субъекта мирового сообщества базовыми интересами. В качестве всеобщего приоритета для этих государств выступает безопасность, и каждое государство стремиться найти оптимальный  баланс между национальным интересом и региональной и международной безопасностью.

      Одним из серьезных противоречий, с которым сталкивается большинство молодых государств, является противоречие  «безопасность - суверенитет». Являясь базовым принципом существующей системы международных отношений, суверенитет фактически рассматривается многими из них как синоним безопасности. Социальная практика показывает, что в условиях взаимозависимого мира все сложнее найти приемлемый баланс между безопасностью и суверенитетом, безопасностью и свободой, стабильностью и развитием, открытостью миру и сохранением своей идентичности. Из всех центрально-азиатских государств Казахстан в большей степени сумел найти оптимальный на сегодняшний день баланс между суверенитетом, национальным интересом и международной и региональной безопасностью.

     В сфере  международной безопасности на передний план выходят нетрадиционные вызовы, такие как региональные и локальные конфликты, международный терроризм, наркоторговля, неконтролируемая миграция и другие. Проявлениями нестабильности стали рост этнонационалистических и этносепаратистских настроений, этнические и территориальные конфликты, активизация экстремистских сил и организованной преступности и другие.

       Центральная Азия – это регион, в котором сосуществуют и сталкиваются различные этносы, цивилизационные модели, религии, культуры и социально-политические  и экономические уклады. Это регион располагает важнейшие запасы природных ресурсов, что привлекает к ним внимание мировых держав и соседних государств. Центральная Азия не раз была объектом внимания трансграничных экстремистских группировок, получающих финансирование от региональной наркомафии (по оценкам ряда экспертов годовой оборот последней составляет более 40 млрд. долл., что многократно превышает годовой бюджет всех центрально-азиатских государств вместе взятых).  Периодические всплески локальных конфликтов в ряде центрально-азиатских государств создают угрозы национальной и региональной безопасности. К примеру, одним из политически и экономически нестабильных государств стал Кыргызстан, известные события в котором способны привести к серьезным конфликтам в стране и представляют реальную грозу для региональной безопасности.

       Рост глобальных проблем и рисков, транснациональные процессы и взаимозависимость государств усложняют решение проблем безопасности, вносят элемент неопределенности и определенные риски при оценке состояния безопасности. Новые угрозы и вызовы ХХI века требуют гораздо более эффективной стратегии международной и региональной  безопасности.

      Важнейшие задачи представленного учебного пособия:

- раскрыть геополитические, экономические и этнокультурные особенности государств Центральной Азии и региона в целом, причины разногласий и конфликтных ситуаций в Центрально-азиатском регионе;

- проследить интересы и политику Соединенных Штатов, Китая и России в Центральной Азии, существующие противоречия и стратегии взаимодействия США, Китая и России с государствами Центральной Азии;

- проанализировать деятельность международных и региональных организаций, отдельных государств и других субъектов по обеспечению региональной и международной безопасности, выявить как общие, так и особенности в их подходах;

- обозначить вероятные пути обеспечения международной и региональной безопасности в Центрально-азиатском регионе и направления сотрудничества государств региона.

- определить перспективы и возможности сотрудничества ведущих государств мира по созданию стабильного и безопасного миропорядка в Центрально-Азиатском регионе.

     Географические рамки работы определяются понятием «Центральная Азия», предложенным и принятым руководителями Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана в 1993 году на саммите в Ашхабаде, и включают в себя территорию этих государств.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі