Лекция №2

 Региональная безопасность как предмет научных дискуссий

Теоретико-методологические подходы к исследованию проблем региональной безопасности находят отражение в различных фундаментальных концепциях, изложенных в работах ведущих ученых по проблемам международной и региональной  безопасности, геополитики, международных отношений, глобалистике, регионалистике и конфликтологии. Методологическую основу подобного исследования составляет совокупность системного, институционального, субъектно-деятельностного, факторного, структурно-функционального, компаративного (сравнительного), конкретно-исторического подходов. Системный подход позволяет рассматривать международные отношения в Центрально-азиатском регионе как систему, обладающую собственной структурой, взаимодействующую с другими системами и функционирующую в определенной внешней среде.  Большое значение приобретают в контексте рассматриваемой проблемы понятия «риск» и «конфликт». Эти понятия являются важной характеристикой системы или подсистемы, определяющей возможности и ресурсы ее развития, адаптации к новым условиям. 

Противоречия внутри такой системы между ее отдельными элементами, а также противоречия между системой и средой  выступают источником создания новых связей и элементов.  Важнейшим свойством системы также является ее безопасность, включающая в себя воздействие на нее внешней среды и ее сопротивляемость в отношении такого воздействия, а также внутреннюю безопасность, характеризующую целостность системы.

Конфликтные ситуации в Центрально-азиатском регионе - это результат нарушения внутреннего баланса политических сил в условиях  изменений внешней среды.  В данном контексте в рамках системного подхода наиболее адекватным понятием является управление системой, предполагающее воздействие на нее  с целью изменения  ее свойств. Там, где усилиями государств и международных структур удалось достичь заметного снижения уровня напряженности или предотвратить серьезный конфликт, такая  система приобретает большую устойчивость.

В начале 90-х гг. в связи с процессами глобализации были по-новому поставлены вопросы государственного суверенитета, большое методологическое значение имели различные теоретические интерпретации глобализации и связанных с ней процессов в современных международных отношениях. Практика показывает, что различные международные структуры осуществляли поиск инструментов гармонизации международных отношений, предотвращения перерастания существующих конфликтов в разрушительные военно-политические кризисы и войны. Исторический подход позволяет объяснить причины политических побед и ошибок при ее практическом  применении в конкретной обстановке. Метод сравнительного анализа дал возможность проследить общее и особенное в политике Центрально-азиатских государств по обеспечению национальной и региональной безопасности, их противоречиях и конфликтах. Геополитический фактор рассматривается как в контексте внутренних (особенности географического положения, наличие природных ресурсов), так и в контексте внешних  предпосылок сотрудничества в области региональной и международной безопасности.

Проблемы, связанные с обеспечением международной и региональной безопасности, занимали особое место в общественно - политическом диалоге на протяжении всей истории человечества. Еще Аристотель и Платон считали, что безопасность индивидов должно обеспечивать государство путем управления общественной жизнью ради достижения справедливости и общего блага [1].

Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Б.Спиноза, Ф.Гегель рассматривали безопасность, прежде всего, как отсутствие опасности [2]. И.Кант в своем трактате «К вечному миру» обосновал  историческую возможность и необходимость мира.

Творческое наследие мыслителей нового времени широко использованы современными исследователями и политическими деятелями при формировании политики в сфере национальной, региональной  и международной безопасности. Среди западных исследователей проблем международной безопасности особый интерес представляют работы Дж.Тойнби, Г.Моргентау, З.Бжезинского, Дж. Айкенберри, И. Валлерстайна, Г. Киссинджера, Р. Коэна, Дж. Миршеймера, Дж. Ная,  Ф.Фукуямы, С. Хантингтона и многих других, представляющих различные школы и направления политической науки [3]. Произведения Г.Бейера, Х.Фейн, Т.Гурра, Л.Гольденкера, М.Куроды, Д.Нахейма, С.Чина и Д.Смита, К.Рупесингха, Г.Рамчарана посвящены раннему предупреждению конфликтов. В работах Дж. Бертон, К.Боулдинг, П.Бурдье, М.Вебер, Э.Гидденс, Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Л.Козер, Р.Коллинз, Л.Крисберг, Н.Луман, К.Маркс, Р.Мертон, Р.Парк, Т.Парсонс, П.Сорокин, М.Фуко, Ю.Хабермас и др. исследованы теоретические и практические проблемы разрешения конфликтов.

В 90-е годы ХХ века безопасность связывалась с преодолением рецидивов «холодной войны» и нормализацией отношений с Западом. Произошла плюрализация подходов к обеспечению безопасности, возрос научный интерес к исследованию мировых политических процессов с точки зрения их прогнозируемости, управляемости и безопасности. К этой группе работ можно отнести работы А.Панарина, В. Пантина, В.Лапкина, А.Уткина и др. [4]. Проблемам европейской безопасности США посвящены работы исследователей постсоветских государств В.Барановского, Е.Горбатова, А. Громыко, Д.Данилова  и  других.

Социально-экономические и политические реформы в СНГ, становление и развитие  рыночной экономики, политическая нестабильность в ряде государств, межнациональные и межэтнические конфликты, латентная эскалация религиозных и конфессиональных противостояний, практически неуправляемые миграционные процессы привели к необходимости изучения теоретической и прикладной значимости проблем обеспечения региональной безопасности, региональной конфликтологии. Последним посвящены работы таких авторов, как В.Бойко, В.Галицкий, А.Каменев, А.Ковалев, М.Лебедева, Г.Насимова, В.Шевцов и др. Интересен политологический анализ региональной безопасности на постсоветском пространстве, предпринятый  Ш.Алхлаевым [5]. Им проведено исследование политики обеспечения региональной безопасности в новом геополитическом окружении, сложившимся после распада СССР, а также этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве.

Исследование деятельности государств по урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве, развитию интеграционных процессов, созданию региональной безопасности проведено в целом ряде работ исследователей СНГ [6].

В работах исследователей СНГ С.М.Акимбекова, Е.П.Бажанова, А.А.Базарова, А.Г.Задохина, А.К.Зайферта,  А.Малашенко,  М.Олимова, Э.Рахматуллаева, Т.Т.Сарсембекова, А.Д.Шутова  и других раскрывают различные стороны развития региона, трудности и противоречия, препятствующих к интеграционным процессам и устойчивому развитию.

Среди казахстанских работ по проблемам обеспечения безопасности в регионе следует выделить работы К.Сыроежкина, Д.Сатпаева, Р.К.Казкенова, М.Н.Лаумулина  и др. [7].

Заметный интерес для нашего исследования представляют работы по конфликтологии, в том числе региональной. Региональная конфликтология начала формироваться в общественной науке СНГ  со второй половины 1990-х гг., что связано с ее попытками полнее осмыслить особенности возникновения конфликтов в различных регионах постсоветского пространства. Ведущими методологическими направлениями в конфликтологических работах исследователей СНГ выступают системный подход (В.Г.Афанасьев, А.В.Дмитриев, В.И.Новосельцев), субъектно-деятельностный (К.А.Абульханова, Л.П. Буева, М.С.Каган, В.М.Левин, А.Н.Леонтьев, В.М.Межуев, Ю.К. Плотников и др.), социально-философский (О.Ю.Ефремова, Т.В.Керимовой, В.А.Светлова, В.М. Юрченко и др.).

Целый ряд работ посвящен анализу характера и функций региональных конфликтов в различных сферах общественной жизни: в области внутренней и внешней политики (А.В.Глухова, З.М.Зотов, В.Н.Кудрявцев, М.М.Лебедев,  М.Н. Руткевич,  А.Н.Чумиков и др.); межнациональных и межгрупповых отношений (В.А.Авксентьев, Г.Д.Гриценко, Г.С.Денисова, Л.М.Дробижева, А.Р.Тагиров, В.А.Тишков, Л.Л. Хоперская и др.); в области экономики и регионоведения (С.О.Алехнович, В.А.Ачкасова, И.Н. Барыгин, В.И. Борисевич, Н.М. Межевич и др.).  Региональные конфликты, их диагностика и урегулирование анализируются в работах К.Н. Андреева, И.В. Бестужева-Лады, В.И. Бодякина, Н.А. Костко, В.В. Маркина, П.М. Нестерова, В.Д. Нечаева, Л.Н. Новицкой, О.М. Роя,  В.А.Шульги и др.

Острота и масштабы возникающих проблем и возможности их влияния на общественную ситуацию в целом актуализируют задачу разработки и реализации эффективных механизмов влияния и управления региональными конфликтами и рисками. Поэтому ряд исследователей СНГ предприняли попытки раскрыть деструктивную и конструктивную роль и функциональность конфликтов в обществе (А.Роговая, Г. Насимова и др.). В работе М.Братерского проанализированы политические инструменты, используемые государствами во внешней политике, и политические риски, возникающие при взаимодействии международных компаний с государствами, где они ведут свою деятельность. Также анализируются проблемы политического риска, методы его анализа, вопросы управления политическимирисками [8]. Имеющееся научная литература свидетельствует все еще о недостаточной разработанности причин и условий возникновения региональных конфликтов (представляющих угрозу национальной, региональной, а иногда и международной безопасности), технологий их урегулирования и предупреждения.

 М. Вебер главное внимание уделял взаимодействию акторов, участвующих в социальном действии. Заслуга Вебера заключается в том, что он разработал подход к пониманию множественности форм социального конфликта в современном обществе.

Работы Г.Зиммеля по проблемам борьбы и конфликта в общественной жизни позволили сформулировать функциональную теорию конфликта и в более широком плане – конфликтологическую парадигму социального знания.

Во второй половине ХХ в. получила развитие структурно-функциональная школа, отражающая систему институтов, законов, личностных и групповых взаимодействий североамериканского и европейских обществ этого времени. Ведущий представитель функционализма Т.Парсонс утверждал, что центральным вопросом социологической теории является «проблема социального порядка» в «социальной системе», который принимается как необходимое условие общественной жизни. Главной задачей Т. Парсонс считал поддержание бесконфликтных отношений между различными элементами общества, и по мере его развития обеспечение социального равновесия. Т.Парсонс особое внимание уделял поиску возможностей консенсусного варианта разрешения социальных конфликтов.

Главными методологическими направлениями в конфликтологии в сер. XX века стали «конфликтный функционализм» Л.Козера, «структурная конфликтология» Р.Дарендорфа, «конфликтный структурализм» Д.Галтунга, «общая теория конфликта» К.Боулдинга и Л.Крисберга. Исследования Л.Козером деструктивных и позитивных функций, их роль в развитии современного общества были положены в основе исследований различных концепций в рамках конфликтологической парадигмы.

Р.Дарендорф в своей конфликтной модели делает акцент на проблемы дисфункции и насилия в социальных отношениях в противовес функции и согласию. Современный социальный конфликт рассматривается как неотъемлемый элемент такого действия, которое провоцируется социальным неравенством.

В понимание природы конфликтных процессов внесла концепция структурного насилия и структурных конфликтов Дж.Галтунга. Он фокусирует свое внимание на разработку теории мира и развития и возможности регулирования и предупреждения структурных конфликтов. Для сторонников общей теории конфликта (К.Боулдинг, Л.Крисберг) приоритетом выступают структура конфликтного поведения, характеристика его форм.

В конце XX века наиболее перспективным методом социального анализа социальных изменений в переходных обществах стал институциональный подход. Так, сторонники институционального подхода П.Бурдье, Э.Гидденс, Д.Скотт, Н.Флигстайн  объясняют конфликт соперничеством старых институтов с претендентами на отдельных полях, их переходом в смежные поля. Конфликты в этих условиях ориентированы на достижение того или иного конкретного результата.

Современный процесс глобализации, разностороннее конфликтологическое измерение актуализировал различные методологии цивилизационных подходов (С.Хантингтон), концепции гражданского общества (Ю.Хабермас, М.Фуко). В современных условиях происходит смена парадигмы общественной науки, признание конфликта и острых противоречий атрибутом общественного развития, нормой социальных отношений различных социальных процессов.

Преобладающей методологической ориентацией в отечественных конфликтологических исследованиях стал системный подход. Такой подход актуален при изучении не только функционирования и эволюции социальных систем, но их качественного изменения и трансформации.

Поскольку социальный конфликт выражает специфическое взаимодействие активных социальных субъектов, то также эффективным оказывается субъектно-деятельностный подход, который может выступить общеметодологической основой  для глубокого анализа концептуальных и технологических проблем конфликтологии.

 В СНГ по-прежнему преобладают классовая и элитистская модели конфликта, что указывает на наличие высокой степени отчуждения широких слоев населения от власти и центров принятия политических решений, что рождает и консервирует значительный потенциал социальной и политической нестабильности. В настоящее время, по мнению экспертов, существенным конфликтогенным фактором во всех государствах Центральной Азии является экономическая составляющая, проявляющаяся как на национальном, так и на региональном уровнях. Так, в Кыргызстане сохраняется слаборазвитая односторонняя социально-экономическая инфраструктура, отсутствие собственных энергетических ресурсов и крупных производственных комплексов; закрытие основных предприятий, ослабление экономических связей с другими государствами, коррупционные и криминальные отношения; незащищенностью бюджетников и др. Резкое деление пространства Кыргызстана на развивающуюся и дотационную актуализировало противоречие между Севером и Югом страны. Первостепенную роль в развитии южной части страны должна играть эффективная политика со стороны государства. Однако проводимая финансовая, бюджетная, социальная политика слабо обозначены, имеют недостаточную направленность на сбалансированное и устойчивое развитие юга страны. Нестабильность в социально-экономической сфере связана с непрекращающимся наращиванием капитала в руках небольшого числа олигархов, увеличением дифференциации доходов населения.

В некоторых государствах ЦА экономический кризис приобрел этническую и/или этноконфессиональную окраску: этноклановая приватизация, моноэтничность управленческих кадров на предприятиях, массовая безработица и т.д.  – все это выступает конфликтогенным фактором. В целом эксперты особо акцентируют внимание на экономическую обусловленность региональных конфликтов, связанную с борьбой за распределение ресурсов, за право контролировать их использование, латентным характером криминализации экономики.

Важными причинами напряженности в государствах ЦА являются фактическое отсутствие публичной политики, сохранение коррупции, срастание государственных чиновников с бизнесом и организованной преступностью.

В условиях неравномерно растущей экономики в государствах ЦА, неэффективности экономической политики, сложившейся демографической ситуации обостряются внутрирегиональные коллизии, межэтнические, конфессиональные и религиозные противоречия, что непосредственно связано со слабо контролируемыми миграционными процессами. В каждом из государств ЦА они имеют свой масштаб, специфику и этносоциальную окрашенность.

В государствах ЦА синтез экономического, социокультурного, этнического, конфессионального, политического и исторического конфликтологических факторов ведет к межэтническим конфликтам.

По прогнозам экспертов, рост масштабов незаконной миграции из ближнего зарубежья, эскалация конфессиональных и религиозных напряженностей сопровождаются усилением их дальнейшего воздействия на все сферы жизни в государствах ЦА.

Региональные политические процессы и региональная политика являются предметом исследования относительного нового научного направления - политической регионалистики, возникшего в начале XX века на стыке таких наук как политология и регионоведение. Рассмотрение нескольких подходов к определению понятия региональная политика, показало их недостаточную теоретическую разработанность, в связи с тем, что они в основном отражают аспект только внутренней политики государства. На наш взгляд, исследователь при изучении феномена региональной политики, должен учитывать комплексность сущности понятия регион, содержащего в себе многоуровневую структурированность: региональная политика на уровне «региона» как отношения между центром и регионами, а также региональная политика на уровне «макрорегиона», т.е. нескольких государств, объединенных в единый регион.

Обращаясь к анализу региональных конфликтов, отметим, что функционально понимаемая конфликтность является необходимым элементом социальной динамики и неустранимым условием оптимизации и самосовершенствования всей социальной системы.

На современном этапе конфликты и противоречия формируют вектор развития каждого региона, активное самоопределение социальных и политических субъектов, поддерживают жизненность противоречий. Конфликтный потенциал может использоваться для смены структуры управления. При этом возникает вопрос выбора между тенденцией к стабилизации, равновесию и дальнейшему изменению, преобразованию.

Функциональность регионального конфликта воздействует на преодоление препятствий на пути социально-экономического и духовного развития общества,  информирует о ситуации в регионе, поддерживает стабильное развитие государства; способствует адаптации субъектов к изменяющейся среде региона, социализации, интеграции и идентификации.

 Эта функциональность позволяет выявить позиции, интересы и цели участников, эффективнее управлять различными процессами, принимать действенные решения, осуществлять социальный контроль с целью предотвращения более серьезных конфликтов [9].

Дисфункциональность региональных конфликтов ведет к нестабильности развития региона, дезинтеграции; нарушению вертикальных и горизонтальных, внутрирегиональных и межрегиональных связей; использованию насильственных методов; неэффективности деятельности органов власти, принимаемыми ими управленческих решений.

Использование конструктивного потенциала региональных конфликтов позволит определить оптимальные пути и способы урегулирования возникших региональных конфликтов, обеспечить национальную и региональную безопасность.

В условиях трансформации общества выдвигаются проблемы выбора, ответственности, риска и преодоления кризисных ситуаций.

Функциональность конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Главным условием актуализации позитивной функциональности социальной конфликтности являются факторы управляемости и регулируемости последней. Региональные конфликты при определенных условиях могут способствовать объединению (осознанному или неосознанному) и развитию социальных коммуникаций, укреплению связи между индивидами и социальной группой, государственными органами власти и органами местного самоуправления, которые могут целенаправленно и совместно действовать для разрешения проблем, урегулирования конфликтов. Усилению позитивного воздействия на конфликтную ситуацию оказывает институционализация конфликта.

Таким образом, анализ природы функциональности и дисфункциональности региональных конфликтов, применение конструктивного потенциала способствуют мобилизации всех необходимых ресурсов, координации работы субъектов управления, контролю принятия и исполнения решений для урегулирования напряженных ситуаций в регионе.

Акцентируя внимание на управленческие воздействия на региональные конфликтологические процессы важно определить приоритеты социально-экономической политики по снижению объективных противоречий на региональном уровне, выработки соответствующей региональной политики.

Организация комплексного управленческого воздействия на региональные конфликты, охватывающего различные стороны и аспекты процесса управления - предупреждение, урегулирование, разрешение и профилактику, способствует разработке альтернативных стратегий применительно к региональному конфликту.

Стратегия управления региональными конфликтами включает диагностику, экспертизу, прогнозирование и планирование, предварительную оценку социальных последствий тех или иных решений, организацию, реализацию, координацию и контроль за выполнением, последующую корректировку, разработку совокупности правовых, организационных мер, направленных на предотвращение эскалации  конфликтов.

 Известно, что региональная политика представляет собой внешнеполитическую активность государства на макрорегиональном уровне, направленную на организацию пространства в соответствии с избранной стратегией развития, определяемой национальными интересами. В данном контексте региональная политика рассматривается нами с точки зрения внешнеполитического функционирования.

Важно понимать, что анализ региональной политики ведущих мировых держав по отношению к региону Центральная Азия, который в практической плоскости не является единым, представляется достаточно сложным. Более того в политической науке существует ряд определений, противоположных современному пониманию Центральной Азии. В настоящее время весьма популярным становится проводить районирование, исходя из культурно-цивилизационных и политических оснований, которые нередко вступают в противоречие с законами географии. Современное понимание Центральной Азии, которая включает Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан, прочно вошло в политический обиход.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ