Лекция №6

 Глобализация, понимаемая как охват экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества, является преобладающей ориентацией современного этапа мирового развития. Однако противоречия и негативные последствия глобализации, связанные с её неравномерностью и потенциальной конфликтогенностью, ставят перед политологами вопрос о перспективах вовлечения в этот процесс новых суверенных, в первую очередь, постсоветских государств и региональных межгосударственных объединений.

Особое значение этот вопрос имеет для Центральной Азии, поскольку этот регион в настоящее время под влиянием внутренних потребностей и внешних факторов наиболее активно включается в мировые хозяйственные и политические процессы. Хотя государства Центральной Азии находятся в замкнутом географическом пространстве, не обладают отлаженной системой коммуникаций, а значит, не имеют прямого выхода к рынкам высокоразвитых стран, тем не менее, регион привлекает повышенное внимание многих государств мира, в силу, прежде всего, наличия огромных запасов энергетических и водных ресурсов.

При этом развитые страны пытаются внедрить в регионе в целом и в отдельных государствах свои политические и экономические модели и стандарты, далеко не всегда принимаемые местным сообществом. Особо показательна в этом отношении Кыргызская Республика, в которой не всегда успешно работают западные модели демократизации общества и, которая отказалась в начале 2007 г. от реализации проекта HIPC, предложенного Всемирным банком.

На повестку дня встал вопрос осознания своего отношения к участию во всемирной глобализации, ее проблемам и перспективам, более того, о выработке самостоятельного сценария участия в глобализации, который с одной стороны, базируется на ресурсах, являющихся стимулами для интеграции региона, а с другой стороны, учитывает специфические факторы, препятствующие этому процессу.

Поэтому серьезный, глубокий, основанный на богатом эмпирическом материале научный анализ условий и факторов, масштабов и форм участия государств Центральной Азии в современной глобализации вызывает не только теоретический интерес, результаты такого анализа способны повлиять на содержание интеграционных процессов и механизмы их практической реализации в регионе.

Проблемы влияния процессов глобализации на политическое развитие Кыргызстана анализируются в работах ряда кыргызских ученых, например, А. Брудного, А. Элебаевой, К. Исаева, Н. Омарова, Ч. Чотаевой, С. Иванова1. В 2005 г. под редакцией А. Элебаевой издано учебное пособие, в котором исследуется теоретико-методологические подходы к изучению проблемы глобализации, выявляются её положительные факторы и негативные последствия для развивающихся стран2.

Актуальна работа М. Суюнбаева, посвященная геополитическим проблемам развития и безопасности Кыргызстана3. Проблемы интеграции Кыргызстана в систему международных связей довольно глубоко затрагиваются в исследованиях М. Иманалиева и А. Элебаевой4. Нельзя не признать высокую научную и практическую ценность работ политолога Н. Омарова, в которых глубоко проанализированы различные угрозы и вызовы современности5.

Внешним и внутренним факторам интеграции Центральной Азии в глобальные мировые процессы посвящены исследования А. Джекшенкулова и В.И. Маслова, в которых рассматриваются различные аспекты политической и экономической стабильности, региональной безопасности государств Центральноазиатского региона в последнее десятилетие XX в6.

В политологии эта ситуация нашла отражение в широко известных концепциях «конца истории», «расколотой цивилизации», «столкновения цивилизаций», противоречий «центр-периферия» (Фукуяма, Хантингтон, Тоффлер, Валлерстайн, Неклесса), отражающих идею дифференциации мира как фактора различного типа социальных конфликтов. Однако новейшие исследования глобализационных процессов (Барбер, Ротфельд) дали основание для выводов о совмещении, одновременном действии двух тенденций - интеграции и универсализации мира, с одной стороны, и обособлении его отдельных частей - с другой. А известный американский политолог Розенау даже предложил концепцию фрагмегративности, т.е. совмещения фрагментации и интеграции современного мира. Именно этот методологический подход является наиболее адекватным, поскольку позволяет рассматривать глобализацию как многомерный процесс интеграции - на региональном и мировом уровне. В данном исследовании доказана применимость этого подхода для анализа основных направлений и перспектив участия Центральной Азии в глобализационных процессах. Безусловно, существуют исторические и цивилизационные корни глобализационных процессов в Центральной Азии. Серьезные предпосылки интеграции были сформированы в советский период, когда Средняя Азия рассматривалась как единый экономический регион. Ему отводилось особое место в межрегиональном разделении труда с упором на поставки сырья; многие жизненно важные ресурсы и продукты направлялись в регион из России, что предопределило конфигурацию современных транспортных путей; экономическое пространство региона было единым, что создало инфраструктурную основу интеграции современных независимых государств. Главными эндогенными факторами, влияющими на интеграцию региона, является наличие в Центральной Азии огромных запасов природных ресурсов, в том числе углеводородов, поэтому она может стать регионом, играющим важную роль в обеспечении энергетической безопасности различных стран и регионов мира. Кроме того, Центральная Азия -обширный, неосвоенный и перспективный рынок, обладает огромным транзитно-транспортным потенциалом,. Важной предпосылкой региональной интеграции является и интенсивная массовая миграция. В современных о взаимоотношениях центральноазиатских государств существуют признаки так называемой газовой, водной, трубопроводной, транспортной «войны», но именно эти признаки диктуют экономическую интеграцию, позволяющую преодолеть бесперспективность поиска односторонних, а не общих выгод и преимуществ. Необходимо иметь в виду, что Центральная Азия соседствует с целым рядом открытых очагов нестабильности (Ирак, Афганистан, Иран, Сирия и др.), следствием чего являются общие угрозы, связанные с терроризмом, религиозным экстремизмом, международным наркобизнесом и организованной преступностью. Поэтому в интеграции на основе признания общности угроз заинтересованы все центральноазиатские страны. Потребность в выработке определенной единой региональной «большой стратегии», разработке способов и механизмов предотвращения кризисов и конфликтов, укрепление мер доверия между центральноазиатскими государствами также становится сегодня основанием региональной интеграции. Как видим, главным условием глобализации, т.е. включения в мировое хозяйство и обеспечения безопасности, является преодоление изолированности государств Центральной Азии, что возможно только на основе их региональной интеграции. Но, учитывая исторически сложившуюся роль России в развитии экономики и обеспечения безопасности региона, её участие в региональной интеграции становится стратегически и экономически выгодным для всех центральноазиатских государств. Современная Центральная Азия на основе региональной интеграции становится самостоятельным, активным субъектом системы международных отношений, но перспективы региона во многом зависят от взаимодействия государств региона с международными акторами, находящимися не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. Уникальность географического положения и ресурсный потенциал Центральной Азии обусловили тенденцию усиливающегося интереса к региону мировых и региональных держав, что выражается в увеличении количества внешних акторов, обладающих собственными целями и стратегиями (к традиционным акторам (Россия, США) добавились, например, такие государства как Китай, Иран, Пакистан, Индия, Саудовская Аравия, Турция, государства Евросоюза, Япония, Южная Корея). Практически все названные акторы проявляют повышенную заинтересованность в транспортировке энергоресурсов региона в выгодном для них направлении, предлагая свои варианты регионального сотрудничества. Конкуренция заставляет их максимально использовать свои внутренние и внешние ресурсы для закреплении в регионе, что позволяет говорить о новой «Большой игре» за влияние в регионе между глобальными и региональными державами, ориентированными на предотвращение монопольного внешнего контроля со стороны какой-либо региональной силы, прежде всего, над формирующейся здесь системой нефтегазовых трубопроводов. На основе анализа ориентаций внешних акторов нами предлагается условное выделение следующих моделей мировой интеграции: исламистская, предлагаемая странами Исламской конференции и предполагающая полную политическую исламизацию региона; ресурсная, в которой заинтересованы страны Евросоюза; транзитная, удовлетворяющая интересы стран Азиатско-Тихоокеанского региона; стратегическая, на реализацию которой направлены усилия США; традиционная, основанная на многосторонних исторических связях с Россией. Очевидно, что каждая из моделей глобализации порождает совокупность специфических внутри- и внешнеполитических проблем, среди которых важнейшими являются превращение региона в сырьевой придаток развитых стран, политическая исламизация и, как следствие, вовлечение в цивилизационное противостояние, угроза утраты государственного суверенитета. Наиболее эффективным путем вхождения государств Центральной Азии в глобальные мировые процессы является региональная интеграция, учитывающая их прагматичные интересы и в максимальной степени обеспечивающая безопасность, социально-экономическое развитие и сохранение статуса независимых государств. В настоящее время, несмотря на то, что Кыргызстан установил дипломатические отношения практически со всеми официально признанными странами мира, представлен в крупнейших международных организациях и присоединился ко всем основным универсальным международным документам по человеческому измерению, практической отдачи для республики это зачастую не имеет и носит протокольный характер. Курс Кыргызстана на многовекторность во внешней политике не позволяет ему сформировать четкую стратегию в международных отношениях на глобальном и региональном уровне. Взаимодействие Кыргызстана с различными странами актуально в различной степени. К формам политического сотрудничества Кыргызстана в постсоветский период относятся: двусторонние договоренности; инициативы (создание зоны, свободной от ядерного оружия и т.п.); вступление в союзы (ВТО, ЕврАзЭС, ОДКБ, ОИК, СНГ, ШОС, ЭКО и др.). Во внешней политике на глобальном уровне Кыргызстан активно поддерживает усилия международного сообщества по восстановлению и укреплению мира в Афганистане. Он предоставил свою территорию для размещения сил Антитеррористической коалиции и Организации Договора о коллективной безопасности в регионе. Однако практически бесконтрольная деятельность на территории Кыргызстана под эгидой ООН и ее отраслевых структур большого количества международных организаций, создает реальную угрозу его суверенитету, и способствуют дестабилизации внутриполитической обстановки. Перспективным направлением политической интеграции Кыргызстана является сотрудничество со странами ОДКБ и, прежде всего с Россией, поскольку наиболее значимые политические выгоды Кыргызстан приобретает в рамках региональных интеграционных союзов (ШОС и ОДКБ), которые нейтрализуют угрозы государственному суверенитету и предоставляют реальные возможности обеспечения международной безопасности республики на региональном и мировом уровнях. Необходимость международной кооперации в сфере экономики для Кыргызстана обусловлена, во-первых, наличием природных ресурсов (водных, энергетических, тяжелых и ценных металлов), освоение и продажа которых может стать основой экономического роста республики, во-вторых, отсутствием собственных возможностей их добычи и переработки, в-третьих, неразвитостью транспортной инфраструктуры. Наиболее успешно интеграция осуществляется на региональном уровне в рамках таких структур, как ЕврАзЭС и ШОС, а также на двусторонней основе - с Россией и Казахстаном. Сотрудничество Кыргызстана на глобальном уровне в рамках ВТО (экономическая интеграция на глобальном уровне), а также двусторонние отношения с западными странами не способствуют развитию национальной экономики, поскольку носят сырьевую направленность и зачастую находятся в стадии проектов. Это заведомо невыгодное партнерство ориентировано на анклавное развитие отдельных предприятий и отраслей Кыргызстана, работающих на внешний рынок и иностранный капитал, а не на комплексное преобразование хозяйства республики (сырьевая направленность экспорта: золото, отходы алюминия, меди и т.п.). К проблемам, негативно влияющим на интеграционные процессы в Кыргызстане и обусловленным неустойчивостью общей макроэкономической ситуации в стране, относятся: незавершенность рыночных реформ, слабое развитие финансового и других рынков, неблагоприятные условия для частного предпринимательства и привлечения прямых инвестиций, отсутствие долгосрочного планирования внешнеэкономического развития государства и решения проблемы стратегического партнерства (применение т.н. многовекторности в экономике). Как особенность отмечается активизация исламских государств в вопросах экономической интеграции. Кроме того, самостоятельный выход Кыргызстана на глобальный уровень экономического сотрудничества чреват опасностью потери суверенитета и перехода под внешнее управление международных финансовых организаций и ТНК (программа HIPC, инициатива по списанию многостороннего долга MDRI и т.п.). В этих условиях, по нашему убеждению, наиболее перспективным для Кыргызстана является сотрудничество с Россией и экономическими союзами, в которых она принимает участие (ЕврАзЭС и ШОС), поскольку это даёт республике возможность не только противостоять диктату со стороны ведущих мировых акторов, но и способствует объединению усилий на наиболее приоритетных направлениях экономического взаимодействия в регионе. Интеграция государств Центральной Азии в мировое сообщество невозможна без решения главного вопроса - как в процессе всемирной глобализации сохранить свою культурную идентичность и самобытность. В последние годы в Кыргызстане заметно усилились тенденции исламизации, этноцентризма, отмечается доминирование ретроспективных установок массового сознания, распространяется идеология автаркийности как гарантии защиты культурной самобытности и идентичности. Это приводит к формированию социального слоя, заведомо неконкурентоспособного и невостребованного в структуре современного производства, лишенного перспектив социального продвижения и обреченного на низкий уровень жизни. В тоже самое время региональная и глобальная социально-культурная интеграция Кыргызстана непосредственно связана с участием в международных проектах и массовой трудовой миграцией за пределы республики. Эти формы занятости являются важнейшими элементами республиканской экономики и социальной политики, способствующими снижению уровня безработицы и повышению уровня жизни. Проблема заключается в том, что претенденты на занятость в международных проектах и трудовые мигранты должны отвечать определенным требованиям, к которым относятся высокий культурно-образовательный уровень, знание языков международного общения, профессионализм. Отсутствие этих качеств снижает конкурентоспособность потенциальных работников и приводит к формированию нового «низшего класса», выступающего социальной базой радикальных политических движений. Разрешение этого реального противоречия предполагает создание институтов, обеспечивающих межкультурный диалог, включение в единое, информационно-культурное пространство, отказ от пропаганды ретрадиционализации и этноцентризма. Современные реалии подтверждают, что наиболее эффективное решение проблемы совмещения интеграционных тенденций и сохранения культурной самобытности возможно на региональном уровне. Культурная интеграция с государствами, близкими в историческом, этническом, языковом, конфессиональном плане, может стать фактором преодоления ксенофобии и этноцентризма, формирования нового понимания самобытности культуры, основанного на признании её динамичности и способности к модернизации, включению новых элементов и созданию новых традиций, способствующих, а не препятствующих социальным перспективам, связанным с мировой глобализацией. Перспективы культурной интеграции для Кыргызстана основываются, как и в случае экономической и политической интеграции, на тесном культурном сотрудничестве с соседними государствами, активном участии в региональных союзах (ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ), ориентированных на сохранение культурной идентичности и специфики региона, формирование единого культурного пространства,


Ұқсас жұмыстар

Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Табиғи, ілеспе газдар және оларды өңдеу мен тазалау әдістері
Қазақ дәстүрлі жазба әдебиеті және кітаби ақындар шығармашылығы (ХІХ ғ. екінші жартысы мен ХХ ғ. басы)
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы