Лекция №8

 Региональное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии

Проблемы регионального сотрудничества и безопасности в Центральной Азии были актуальны всегда, но с каждым годом важность решения этих проблем возрастает. Связано это и с географическим положением стран Центральной Азии, расположенных вблизи точек глобальной напряженности – таких, как Афганистан, Иран, Ирак; и, как ни странно это звучит, с немалыми успехами, достигнутыми центрально-азиатскими государствами в экономике за время их независимого развития; и, соответственно, с возрастанием их роли в мировом экономическом раскладе. 

Стартовые условия у центрально-азиатских стран после исчезновения Советского Союза оказались неравными - в силу распределения природных ресурсов. Богатые углеводородами Узбекистан и Туркменистан, а также Казахстан, в недрах огромной территории которого сосредоточены столь же огромные залежи полезных ископаемых, оказались в более выгодной ситуации, нежели Киргизия и Таджикистан. 
Разной оказалась и социально-политическая обстановка в упомянутых странах. С одной стороны, в регионе существуют страны высокой политической стабильности - обусловленной, правда, значительными ограничениями демократических свобод. С другой стороны, здесь же находятся страны, в которых происходит явная или подспудная борьба различных этнических или региональных элит, результатом которой стали, как их принято называть с легкой руки политологов, «цветные революции». 
Тем не менее, важно отметить, что, в отличие от окружающих Центральную Азию регионов, в ней нет межгосударственных конфликтов, таких, например, как территориальный армяно-азербайджанский конфликт, или конфликт грузино-российский, носящий политический оттенок. Поэтому у стран Центральной Азии есть все объективные предпосылки к успешному сотрудничеству по самому широкому тематическому спектру. 

Я бы хотел остановиться на вопросе регионального сотрудничества по линии борьбы с главной угрозой глобальной безопасности в XXI веке – международным терроризмом – а также тесно связанным с ним производством наркотиков на территории стран Центральной Азии и наркотрафиком через эти страны в Европу. Кстати, исламские террористические организации имеют свои виды на Центральную Азию как на перспективный район для распространения своей деятельности. Поэтому, если эти страны не наладят координацию своей антитеррористической деятельности, то исламские экстремисты, уже сейчас имеющие ячейки на их территории, смогут, подобно раковой опухоли, распространить свое влияние на значительные массы населения. 
Как это ни парадоксально, для распространения своих фундаменталистских идей исламские экстремисты весьма успешно используют возможности, предоставляемые демократией. Мы в Израиле с этим хорошо знакомы. Ведь именно в результате абсолютно свободных выборов в Алжире к власти чуть было не пришли именно исламские экстремисты, а в Палестинской автономии победу одержали экстремисты ХАМАСа. Очевидно, на местах лучше знают, как надо управлять страной в условиях внутренней террористической угрозы. И попытки навязать странам центрально-азиатского региона универсальную модель демократии без учета исторических традиций, ментальности, культурных и религиозных особенностей, наконец, просто без учета конкретной сиюминутной ситуации, - являются утопическими...
Нам, жителям Израиля, террористическая угроза знакома, как говорится, не понаслышке. Пользуясь случаем, хочется особо поблагодарить наших сегодняшних хозяев, Республику Узбекистан, представители которой на большинстве международных форумов выражают поддержку усилиям Израиля в борьбе с международным терроризмом. 

Говоря об основных игроках на центрально-азиатской площадке, нельзя не учитывать, что, в силу геостратегических особенностей, данный регион находится под пристальным вниманием и активным воздействием как крупных игроков мировой геополитики, таких как Россия, Китай, Евросоюз и США, так и субрегиональных игроков, таких как Индия и Иран. Причем каждый внешний игрок старается, помимо сотрудничества с центрально-азиатскими странами в рамках различных международных блоков, перенести приоритет в отношениях с ними на прямые двусторонние контакты. 

В первые годы после распада СССР пуповина, связывающая центрально-азиатские страны с бывшей метрополией, еще не была отрезана, и Россия, через достаточно слабую структуру СНГ, сохраняла доминирующее влияние в регионе. Сегодня Россия активно вовлекает страны Центральной Азии в различные блоки. С разной степенью эффективности в регионе действуют четыре инициированные Россией структуры: СНГ, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Причем через ШОС свое влияние в регионе осуществляет и Китай, хотя утверждение о доминировании в ШОС именно Китая, на мой взгляд, лишено оснований.

«Большие» государства по отношению к странам региона находятся в довольно необычном для них двойственном состоянии сотрудничества-соперничества. Каждая из этих стран, безусловно, хотела бы установить экономический контроль над здешними энергоресурсами и транспортными нефтегазовыми магистралями. И в этом смысле они - соперники. Но и США, Евросоюз, Россия и Китай в одинаковой степени заинтересованы как в борьбе с исламской террористической угрозой, так и в пресечении наркотрафика в свои страны. И в этом направлении они – союзники. 
Точно так же все страны заинтересованы в политической и военной стабильности центрально-азиатского региона. 

Формально безопасность центрально-азиатских государств обеспечивается в первую очередь ОДКБ и ШОС. Некоторые на Западе склонны видеть в ШОС некий антиамериканский союз, особенно в свете отношений Китая и США. Однако не все так однозначно. Конечно, ШОС хочет вытеснить США, как военный фактор, из Центральной Азии, но с другой стороны, враждебности к США у этой организации нет, и некоторые близкие к Америке государства, например, Пакистан, имеют в ШОС статус наблюдателя. Не исключено, что со временем будет создан некий механизм общения США и ШОС - это только повысит степень доверия в регионе. 

Хочу отдельно остановиться на прошедшем в начале апреля в Бухаресте саммите НАТО, где в качестве гостей присутствовали президенты Узбекистана и Туркменистана. Выступая на этом форуме, президент Узбекистана Ислам Каримов отметил, что «приоритетным направлением сотрудничества Узбекистана и НАТО, безусловно, должны оставаться проблемы нераспространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, укрепление взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков». Президент Узбекистана выделил проблему достижения мира и стабильности в Афганистане – как решающий фактор безопасности, открывающий большие возможности для решения жизненно важных проблем устойчивого социально-экономического развития всего центрально-азиатского региона. В связи с этим президент объявил о готовности Узбекистана разрешить транзит через свою территорию и пограничный узел "Термез - Хайратон" грузов для Афганистана и союзных миротворческих сил в этой стране. Понятно, что при обсуждении и подписании с НАТО соглашения о транзите, необходимо будет соблюсти государственные интересы по обеспечению безопасности и законодательства Узбекистана. Опыт реализации подобных соглашений у руководства Узбекистана уже имеется. Взять хотя бы последние договоренности с Германией по железнодорожному транзиту грузов Бундесвера.

Сформулированная президентом Каримовым так называемая «дорожная карта стабилизации ситуации в Афганистане», состоящая из реализации пяти основных задач, рассматривает как чисто внутренние проблемы самого Афганистана, так и проблемы, где могут и должны быть задействованы все приграничные с ним государства и международные организации. Эти предложения практически полностью перекликаются с принятой на саммите «новой стратегией НАТО по Афганистану». И президент Узбекистана, и участники саммита видят важность решения проблем, касающихся государственного и общественного строительства, укрепления вертикали власти, реконструкции социальной сферы и решения острейшей проблемы занятости населения Афганистана.

Хотелось бы обратить внимание всех участников этого процесса на необходимость постепенных и поэтапных действий при реализации предложенных реформ. Только так можно будет добиться политической стабильности в Афганистане и в центрально-азиатском регионе. К сожалению, в мировой практике имеется горький опыт, когда долгий путь становления государственности пытались пройти ускоренно, за короткий срок. Ни к чему хорошему это не приводило. Взять хотя бы действия международных оккупационных сил в Ираке. Там активно пытались насадить демократию западного образца и традиционные американские ценности, не учитывая ментальности населения, оставшейся на уровне феодального строя. В этом отношении действия международных сил безопасности в Афганистане отличаются в лучшую сторону, что нашло свое отражение и в бухарестских решениях НАТО, и в дополнительных договоренностях между государствами. Положительным моментом можно признать тот факт, что представители НАТО готовы к расширению координации сотрудничества Альянса с ООН, кроме того, они высоко оценивают перспективы сотрудничества с Россией и Узбекистаном по афганской проблеме. Актуальным остается вопрос в синхронизации деятельности сторон - с учетом стратегических, региональных и национальных интересов каждой из них. 

В рамках реализации предложенных реформ я бы хотел выделить конкретную, чрезвычайно важную задачу, которую необходимо и реально решить, объединив усилия всех заинтересованных сторон. Такой задачей является обеспечение охраны внешних границ региона - как от проникновения террористических групп, так и от транспортировки оружия и наркотиков. 
Я думаю, в оборудовании пограничных сооружений на границе с Афганистаном, обеспечении таможенных и пограничных служб новейшими техническими средствами могут оказать помощь как страны, входящие в блоки ОДКБ и ШОС, так и США, и страны ЕС, которые тоже являются заинтересованной стороной. Необходимо серьезное углубление сотрудничества заинтересованных партнеров, возможно, за счет выработки совместных программ - как в рамках международных структур, так и на основе двусторонних договоров. Важно только выработать механизм сотрудничества. К сожалению, сейчас между ШОС и США подобные контакты практически отсутствуют. 
В контроле за оборотом наркотиков, транспортировка которых из Афганистана осуществляется по труднодоступным горным маршрутам, сотрудничество центрально-азиатских стран в рамках блоков или двухсторонних отношений с ЕС и США, и даже с блоком НАТО, может быть очень плодотворным. Ведь эти структуры обладают техническими средствами, которых нет у стран региона. Я имею в виду, прежде всего, космическую технику, позволяющую обнаруживать из космоса посевы наркосодержащих культур в труднодоступных районах, фиксировать со спутников перемещение наркокурьеров и караванов. Наконец, Россия, страны ЕС и США могут взять на себя подготовку специальных кадров для подразделений по борьбе с наркотиками. Возможности для сотрудничества здесь чрезвычайно велики, надо только преодолеть предубеждения во имя важной глобальной цели. 


Ұқсас жұмыстар

Сабақ кестесі
Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Табиғи, ілеспе газдар және оларды өңдеу мен тазалау әдістері
Қазақ дәстүрлі жазба әдебиеті және кітаби ақындар шығармашылығы (ХІХ ғ. екінші жартысы мен ХХ ғ. басы)
Есептеу математикасына кіріспе пәні бойынша оқу-әдістемелік кешен
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы