Лекция №10

 ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

УРОКИ, ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Провозглашение независимости в конце 1991 года потребовало от политического руководства государств Центральной Азии для легитимации и закрепления собственного положения внутри страны, а также признания их мировым сообществом в качестве самостоятельных акторов мировой политики.

С 1992 года наблюдалось активное стремление Китая  участвовать во внешней политике региона. С целью использования своего геополитического преимущества КНР инициировал переговорный процесс по поводу территориального размежевания с бывшими республиками СССР. В 1992 г. Китай инициировал двусторонние консультации с Казахстаном и Кыргызстаном (Таджикистан в силу начавшегося внутреннего вооруженного конфликта практически выпал из переговорного процесса) по линии прохождения границы и спорным территориям. В первой половине 90-х гг. Китай  осторожно выстраивал отношения с государствами Центральной Азии, и само сотрудничество носило главным образом политико-дипломатический характер.

Ответом России стало избрание коллективной тактики ведения переговоров с участием всех государств Центральной Азии по пограничному урегулированию. В итоге потенциальное преимущество переговорной позиции КНР нивелировалось  согласованными действиями дипломатов России, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана, так называемой группы 4+1. В ходе переговорного процесса с 1992 по 1997 гг. государствам удалось разграничить большую часть территории прохождения государственных границ. Однако для решения проблемы спорных участков границы потребовались более гибкие подходы. Переговорный процесс по делимитации границ, а также снижению уровня военного присутствия в приграничных районах, завершился подписанием в 1996 году  г. Шанхай (Китай) и 1997 году в г. Москва (Россия) соответствующих соглашений. Все это и заложило основы «Шанхайской пятерки» и в последующем ШОС. Кроме того, в результате активных шагов, а порой дипломатического давления Китая на государства региона, в первой половине 90-х годов была принята и по настоящее время проводится согласованная между КНР и государствами Центральной Азии политика в отношении проблемы уйгурского сепаратизма.

А подписанные в формате 4+1 в 1996-1997 гг.  «Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничных районах» и «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах», позволившие в двустороннем формате в 1997-2004 годы завершить наиболее острые территориальные споры относительно прохождения границ на всем протяжении советско-китайской границы.

Наряду с Россией и Соединенными Штатами Китай в начале 1995 году выступил в качестве гаранта безопасности Казахстана, вышедшего с инициативой об отказе от размещения на своей территории ядерного оружия, доставшегося ему в наследство от СССР. Данная инициатива Президента Казахстана Н. Назарбаева сыграла важную роль в сокращении военного присутствия и, одновременно, создала в дальнейшем благоприятную атмосферу для переговоров по другим важным проблемам безопасности.

По мере роста воздействия на регион новых транснациональных угроз, сотрудничество Китая со странами Центральной Азии в сфере безопасности становилось все более конкретным с точки зрения предмета взаимодействия. В августе 1999 года на Бишкекском саммите «Шанхайской пятерки» Китай и Россия призвали к скорейшему формированию договорно-правовой базы и созданию механизмов взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб по пресечению террористических и экстремистских проявлений, оперативному реагированию и обмену информацией. После попыток вооруженного прорыва на территорию Узбекистана и Кыргызстана боевиков ИДУ в 1999 и 2000 годах, Китай начал оказывать центрально-азиатским государствам уже конкретную военную помощь.

На первом этапе, таким образом, концептуальная составляющая политики безопасности в рамках «шанхайского процесса» была направлена на обеспечение защиты государства от военной угрозы и целостности государственных границ путем снижения военного присутствия вдоль государственных границ и построения коллективной системы безопасности. В целях  обеспечения интересов национальной безопасности государства ШОС на этом этапе активно использовали переговоры в качестве основного механизма разрешения межгосударственных противоречий.

В это же время происходило формирование двух тенденций, которые сыграли ключевую роль в институциализации регионального сотрудничества в Центральной Азии  -  сближение международных позиций России и Китая и выдвижение евразийской идеи казахстанского президента Н. Назарбаева.   

Наиболее тесное и многостороннее сотрудничество между Китаем и государствами Центральной Азии в сфере безопасности началось после формирования на базе «Шанхайской пятерки» принципиально новой модели регионального взаимодействия международного института – Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В рамках ШОС  Китай стал проводить более активную политику в сфере безопасности, в т. ч. по вопросам военного сотрудничества, перейдя от изучения общих подходов и протокольных мероприятий к конкретным формам взаимодействия [1].

Второй этап (2001-2006 гг.) эволюции политики безопасности ШОС стал отражением объективных перемен в регионе  в целом и характере двусторонних отношений России и Китая как лидеров «шанхайского процесса».  

В конце ХХ века  Центрально-азиатский регион столкнулся с угрозами нового характера. Среди них первостепенной для государств Центральной Азии стала антиправительственная деятельность экстремистских радикальных исламистских групп  типа «Жамаат моджахеды Центральной Азии», Исламское движение Узбекистана, «Хизб ут-Тахрир» и других. Угрозу национальной безопасности и территориальной целостности азиатских государств представляло резкое увеличение  наркотрафика, столкновения на национальной почве. Особую обеспокоенность центрально-азиатских правительств вызывало развитие движения Талибан в Афганистане, продвижение идеологии радикального ислама на территорию Центральной Азии и реальная возможность переноса деятельности террористической организации Аль-Каида  из Афганистана на территорию центрально-азиатского региона.

Как известно, первоначально Шанхайская организация создавалась для решения проблем обеспечения безопасности на границах государств-участников, борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в Центральной Азии. Но постепенно сферы интересов ШОС расширились. Руководители этой организации (в первую очередь Китай и Россия) пытаются превратить ее в структуру многопрофильного сотрудничества, отвечающую за обеспечение мира, благополучия и совместного процветания стран-участниц. Целями альянса являются стабильность и безопасность в регионе, а также развитие совместного взаимодействия в политической, экономической и гуманитарной областях.

Положительный международный опыт ШОС по решению сложных пограничных проблем между пятью государствами, вследствие которого произошла масштабная демилитаризация приграничных районов от Японского моря до Памира, превратил Шанхайскую пятерку в самую известную и авторитетную международную организацию в мире. С принятием Узбекистана в данную структуру, ШОС приобрела те контуры, в которых она достаточно успешно функционировала. Члены Организации проявляют большой интерес к принятию активного участия в решении региональных проблем, связанных с международным терроризмом, экстремизмом и наркоторговлей.

Во второй половине 90-х годов сохраняющаяся в Афганистане нестабильность привела к концентрации на афганской территории различных экстремистских группировок, пользующихся  поддержкой «Аль-Каиды». Это превратило страну в плацдарм международного терроризма. «Талибанизация» Афганистана стала основной причиной еще более активного распространения как в Центральной Азии, так и непосредственно в Синьцзяне различного рода радикальных исламистских организаций и группировок. Угроза исламского радикализма и экстремизма представлялась для Пекина реальной, поскольку большая часть населения СУАР исповедовали ислам. Серьезную обеспокоенность у руководства Китая вызвали также попытки прорыва на территорию Узбекистана и Кыргызстана в 1999 и 2000 годах боевиков «Исламского Движения Узбекистана» (ИДУ). Сценарий развала существующих светских режимов в странах центрально-азиатского региона и прихода там к власти радикальных исламистов ни в коей мере не мог устраивать Пекин. Подобное развитие событий могло привести к дестабилизации ситуации в Синьцзяне, что, в свою очередь, несло реальную угрозу территориальной целостности Китая  [1].

Основные коллективные мероприятия стран ШОС в сфере обороны и безопасности связаны с антитеррористическими учениями. Терроризм, а также другие проявления экстремизма, военные угрозы для государств ШОС и их партнеров являются следствием глубоких проблем, обусловленных рядом факторов. Во-первых, это возникновение новых границ между государствами, борьба государств и некоторых сепаратистских образований за образование новых держав. Во-вторых, в государствах ШОС существуют межэтнические проблемы. В-третьих, в Азии по-прежнему достаточно прочные позиции имеет религиозный мусульманский экстремизм, связанный со стремлением талибов и ваххабитов построить в Центральной Азии и северо-западном Китае мусульманский халифат, где будут действовать законы ислама и шариатский суд. В Китае существуют пригранично-сепаратистские и этнические проблемы на северо-западе страны, где живут уйгуры, на юге – в районе Тибета, а также на китайско-индийской границе. Менее острые подобные проблемы есть у Китая и с Монголией. Также упомянутые факторы затрагивают центрально-азиатские страны СНГ. Осуществленный во времена СССР передел границ ЦА и формирование новых государств, наций закрепили рубежи, которые не соответствовали и не соответствуют этническим границам. Некогда аморфные в советские времена административные границы после распада СССР превратились в государственные, разделив кишлаки, семьи, народы и вызывая недовольство людей. Все это выступает фактором нестабильности в Центральной Азии (например, события в киргизских и узбекских анклавах, расположенных в Ферганской долине).

В этих условиях «Шанхайская пятерка» стала рассматриваться ее участниками в качестве системы поддержания стабильности и безопасности в Центральной Азии, т.е. как институт коллективной безопасности. В  этот период сформировалось новое понимание целей и задач политики безопасности ШОС, приоритетом которой стал антитеррористический вектор сотрудничества всех ее членов. Произошла эволюция в понимании актуальных проблем  развития региона: переход от традиционной концепции государственной безопасности к расширенному толкованию политики безопасности с учетом прежних и новых угроз Центрально-азиатского региона в целом и отдельным его государствам в особенности.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
ЖОҒАРЫ СЫНЫПТАРДА ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНІҢ ТАРИХИ КУРСЫН ОҚЫТУДЫҢ ТЕОРИЯЛЫҚ МӘСЕЛЕЛЕРІ
Табиғи, ілеспе газдар және оларды өңдеу мен тазалау әдістері
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы